Власти Незалежной форсируют создание «независимой украинской Церкви»

На 14 сентября с.г. в украинской столице запланирован объединительный Собор, на котором будут обсуждены условия слияния двух действующих в стране уже не первое десятилетие, но до сих пор не признанных прочими православными Церквами мира религиозных организаций – Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриахата (УПЦ КП). Об этом 9 июня на пресс-конференции по итогам заседания объединительной комиссии двух Церквей заявил глава Информационного отдела УПЦ КП епископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря). Также, по его словам, Собор рассмотрит вопрос о том, кто станет предстоятелем новой религиозной организации, и о ее наименовании. «Наше предложение, что объединенная Церковь будет носить название «Украинская православная церковь Киевского патриархата», – говорит спикер УПЦ КП. – Название «Украинская автокефальная православная церковь» будет использоваться как второе официальный название». По сути, речь идет о поглощении Киевским патриархатом, имевшим на 1 января с.г. 4725 зарегистрированных религиозных организаций, менее крупной УАПЦ, статистика которой на ту же дату – 1225 религиозных организаций. Конечно, даже объединившись, они будут вдвое уступать числу религиозных организаций в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которых сейчас 12 190, но это компенсирует наличие у первых поддержки властей и надежда на вхождение в каноническую юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Эти поистине тектонические для украинского православия события развивались стремительно. 4 июня в Киеве собрался Поместный собор УАПЦ, избравший нового предстоятеля. Предыдущий, митрополит Мефодий (Кудряков), скончался 24 февраля с.г. Новым главой УАПЦ стал уже занимавший с 27 февраля пост местоблюстителя Киевского митрополичьего престола Макарий (Малетич), с 1996 года возглавляющий Львовскую епархию. Его симпатии к Константинополю давно уже не были секретом – еще в 2006 году он выступил с инициативой передать Вселенскому патриархату для открытия подворья последнего Успенский храм в Львове, однако ввиду сопротивления со стороны Московского патриархата его инициатива была дезавуирована тогдашним главой УАПЦ. Кроме того, как заявил Малетич 5 марта с.г. Религиозно-информационной службе Украины (РИСУ), уже много лет он поминает в своей епархиях на литургиях Константинопольского патриарха Варфоломея. В связи с этим неудивительно, что уже 6 июня Поместный собор УАПЦ во главе с новым предстоятелем принял обращение к «Церкви-матери Константинопольской, от имени всей полноты нашей Церкви… принять нашу Украинскую автокефальную православную церковь к Вселенской патриархии как митрополию на правах самоуправления, которые она имела к ее присоединению в 1686 году к Московской церкви».

Однако это обращение к Варфоломею еще не означало желания объединиться с УПЦ КП во главе с Филаретом (Денисенко), уже пытавшимся в 1992–1995 годах аннексировать УАПЦ. Как отметил 5 июня в Facebook Евстратий (Зоря), присутствовавший в качестве гостя на Поместном соборе УАПЦ, «в обращениях к президенту и к УПЦ КП, которые были зачитаны и приняты сегодня на Соборе УАПЦ, прозвучали жесткие (иногда даже очень) оценки относительно Киевского патриархата в обоих документах». Ведь, если патриарх Варфоломей удовлетворил просьбу автокефалов, они получили бы перед филаретовцами важное премущество, будучи уже не неканонической религиозной организацией, а митрополией Вселенского патриархата. Это позволило бы УАПЦ переломить процесс с переходом приходов в УПЦ КП, случаев чего за последние полгода было уже несколько десятков (см. «НГР» от 20.05.15), и уже самой начать переманивать к себе и верующих, и священнослужителей, и даже епископов. У автокефалов для этого мог найтись и свой силовой ресурс в лице ориентированных на эту Церковь, возглавленную в 1942 году бывшим соратником Симона Петлюры Мстиславом Скрипником, националистических организаций. Так, явные симпатии к УАПЦ выражает Конгресс украинских националистов, правопреемник бандеровской Организации украинских националистов. Однако этот процесс занял бы долгое время, и скорее всего как минимум в ближайшие годы в Незалежной по-прежнему действовали бы две соперничающие друг с другом «религиозно-самостийные» структуры. Судя по всему, кураторов процесса такая ситуация не удовлетворяла, поэтому он был интенсивно форсирован при прямой помощи извне.

8 июня, всего через несколько дней после яростных филиппик в адрес филаретовцев, епископы УАПЦ собрались с ними за одним столом и решили объединяться в одну Церковь, по сути, расширенную версию Киевского патриархата, так как на объединительный Собор было решено представить по делегату от 15 религиозных организаций, число которых у УПЦ КП вчетверо больше, чем у автокефалов. Причину этого неожиданного решения упомянул в Facebook по завершении заседания Зоря: «Присутствие представителей Константинопольской церкви стало одной из составляющих успехов переговоров». Речь о прибывших 8 июня в Киев епископе Эдмонтона и Западной епархии Украинской православной церкви Канады Иларионе (Руднике) и епископе Памфилийском, правящем архиерее Западной епархии Украинской православной церкви США Данииле (Зелинском). Обе эти Церкви находятся в юрисдикции Вселенского патриархата, иначе говоря, их епископы de facto были эмиссарами Варфоломея, что придало их словам особую авторитетность в диалоге с представителями УАПЦ и КП.

Интересно, что об этой миссии американских епископов еще за несколько месяцев были хорошо осведомлены в высших эшелонах украинской власти. Еще в мае на сайте Украинской православной церкви Канады была опубликована фотокопия письма премьер-министра Арсения Яценюка, датированного апрелем с.г., в котором патриарху Варфоломею адресованы слова «признательности за большие надежды, данные Вами Постоянной конференции украинских православных епископов за границей Украины, провести их встречу в этом июне в Киеве». С чем связаны эти надежды, упомянуто в предыдущем абзаце этого же письма Яценюка: «Вы, Ваше святейшество, имеете не только право, но и обязанность поддержать… многообещающую инициативу, которая с максимально возможной скоростью излечила бы в рамках православной традиции разделение православных в Украине».

Как отметил в связи с этим «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский, объединительная «инициатива исходит даже не от собственно украинских Церквей, а от американской и канадской православных Церквей, находящихся в юрисдикции Константинополя». Тот же, по мнению Неменского, ставит целью «максимально ослабить Русскую церковь» через «отрыв от нее большей части ее приходов, которая находится на территории Украины». «Предполагается, что если удастся придать канонический статус Киевскому патриархату, объединив его с УАПЦ, то клирики и приходы массово перейдут в него из Московского патриархата, что решит проблему создания единой поместной Православной церкви в Украине», – считает он. Столь сложный вариант создания такой Церкви – через запрос УАПЦ на придание ей митрополии Вселенского патриархата и затем слияние ее с Киевским патриархатом – позволяет обойти вопрос об отлучении в 1992 году от Церкви Филарета, совершенный Архиерейским собором УПЦ МП, о чем были извещены все Поместные православные церкви. Еще один важный аспект, на который указал Неменский в церковных событиях в Украине, – роль Соединенных Штатов, которые «имеют огромное влияние на Константинопольский патриархат как напрямую, так и через Турцию», являющуюся их ключевым союзником по НАТО. Тут передел влияния Церквей находится в контексте противостояния мировых сверхдержав.

Впрочем, как сказал «НГР» председатель Синодального информационного отдела УПЦ МП епископ Ирпенский Климент (Вечеря), роль представителей Константинополя в решении УАПЦ и УПЦ КП об объединении была все же «более чем номинальной».

Он напомнил о «принятом на Соборе УАПЦ обращении к властям, в частности к премьер-министру, где говорится о том, что со стороны государственных чиновников на УАПЦ оказывается сильное давление и принуждение к объединению с Киевским патриархатом». Того же мнения придерживается и ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. По его мнению, «фактор, который сейчас играет главную роль, – это давление со стороны украинских властей, которые хотят объединения автокефалов с Киевским патриархатом», причем «на условиях Киевского патриархата». Очевидным выгодополучателем здесь является «партия войны» в Незалежной, ибо, отмечает Лункин, «Киевский патриархат часто занимает агрессивную, милитаристскую позицию, сам патриарх Филарет озвучивает антироссийскую риторику». Можно вспомнить, что накануне решения Киева в апреле 2014 года начать на востоке страны «антитеррористическую операцию» глава УПЦ КП публично призвал «власть быть более решительной», применить оружие, а также заявлял, что «епископы и священники Киевского патриархата находятся в военных частях в Донецкой, Херсонской, Сумской и других областях» для идеологической обработки военнослужащих. Нельзя не отметить в этой связи, что одним из лидеров «партии войны» в Киеве является все тот же Арсений Яценюк, многими экспертами рассматриваемый как даже более близкий Штатам политик, нежели президент Петр Порошенко.

Между тем последствия возможного создания в Украине митрополии Вселенского патриархата будут поистине катастрофичными для канонического православия в этом государстве. «Здесь уже есть каноническая православная Церковь, и создание параллельной структуры приведет лишь к расколу и попранию всех канонов», – отметил «НГР» епископ Климент (Вечеря). Причем масштаб этого раскола может не ограничиться одной только Незалежной. По мнению Неменского, «вполне может посыпаться вся сложившаяся система православных Церквей в Восточной и Юго-Восточной Европе». И все это – ради второй, после 1992 года, попытки создания независимой от Москвы и ориентированной на киевскую власть Православной церкви в Украине.

Ng.ru

Теги: