За призывами к священной войне всегда стоят чьи-то меркантильные интересы

Обсуждение конфликта между Россией и Турцией принесло с собой мутный вал призывов к очередной священной войне. За минувшие дни успели стряхнуть пыль со всего арсенала шапкозакидательских прожектов Российской империи по отвоеванию у магометан Константинополя. Пусть и в такой уклончивой форме, как предложение направить просьбу турецким властям о возвращении собора Святой Софии христианам, но предложение прозвучало из уст депутата Государственной думы России.

Понятно, что, высказанное в момент конфронтации, подобное предложение звучит как провокация, которая найдет отклик у оппонентов. Сейчас Святая София – музей, где восстанавливаются византийские мозаики. Однако в последние годы исламисты требуют снова превратить ее в мечеть, как при османских завоевателях. Теперь у них есть дополнительный аргумент.

Упомянутый депутат Госдумы ссылается на «древние пророчества». К такой «убедительной» аргументации, как мессианские откровения афонских старцев о необходимости «взятия Царьграда», обращались в эти дни многие диванные патриоты. Договорились до того, что Константинополь – «русский город», как незадолго до этого объявили «русской землей» Сирию – на том основании, что по ней ходил апостол Павел. Не забыли про Антиохию, ныне турецкую Антакью. Один муфтий «в шутку» предложил президенту России расширить операцию в Сирии на Израиль и Саудовскую Аравию – до Мекки.

Критическая масса подобных благоглупостей нарастает. Не принимать их всерьез мы тоже не можем, потому что на наших глазах самые невероятные прожекты все чаще претворяются в жизнь. Поэтому возникает предположение, что за каждым из них скрываются меркантильные интересы той или иной политической группы. Возьмем тех же наших анатолийских визави. Еще недавно говорили об идейной основе латентного союзничества Турции и «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в России): протесты турецкой стороны против российской операции в Сирии объясняли солидарностью суннитов. Уже тогда религиозная подоплека негласного союзничества с террористами вызывала сомнения: в Турции господствует суфийская версия ислама, в то время как джихадисты ИГ объявляют суфиев неверными, а османский халифат – незаконным.

Сегодня выясняется, что за этим стоял вполне материальный интерес конкретных лиц, а именно – членов семьи президента Турции, связанных со схемами торговли дешевой нефтью. У Турции также есть политическая заинтересованность поддерживать «своих» сепаратистов на территории Сирии – военизированные группировки туркоманов.

Эскалация напряженности, если покопаться, найдет свое объяснение в обязательствах политического руководства разных стран удовлетворить материальные запросы своих вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Для камуфлирования этих интересов каждая сторона поднимает собственные священные знамена – будь то неоосманизм, освобождение Святой Софии от власти магометан или возрождение халифата.

Как мы видим, эти тенденции нарастают во всем мире. Человечество всходит на гребень эпохи, когда бесконечные конфликты и войны обретают гибридные мотивы. Для профанов – идеалистические лозунги, для заинтересованного меньшинства – прямая материальная выгода. Отсюда резкий рост все новых конфронтаций. Кто думал, что «удар в спину» России нанесет недавний «стратегический союзник»? Отсюда и полное отсутствие уверенности в том, что у кого бы то ни было вообще могут быть союзники.

Торжествующий симбиоз ханжества и меркантильности приводит мир к полному отказу от принципов в международных отношениях. У каждого есть свой Царьград и своя Мекка, на которые нацелился сосед. Превращение любого международного конфликта в войну за святыни – путь к глобальной и перманентной нестабильности в мировой политике.

Ng.ru

Теги: