Опасения перед «ересью экуменизма» дошли до верхов православных Церквей

Священный Синод Русской православной церкви на прошедшем в Петербурге 16 апреля с.г. заседании принял резолюцию: «Признать исторический характер состоявшейся в Гаване встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска и отметить ее важность в деле объединения усилий по защите христиан, переживающих преследования на Ближнем Востоке и в Африке, в установлении мира и справедливости на земле Украины. Одобрить Совместное заявление (патриарха Кирилла и папы Франциска. – «НГР»), подписанное по итогам встречи». Собрание епископов РПЦ «призвало епархиальных преосвященных, игуменов и игумений монастырей, настоятелей и клириков приходов разъяснять клиру, монашествующим и пастве значение Совместного заявления, текст которого не затрагивает богословских, догматических и экклезиологических вопросов, но обращен к острым социальным, политическим и нравственным проблемам современности».

Некоторые популярные в медийном пространстве клирики к этому времени уже начали свою «разъяснительную работу». Вечером 12 апреля в Москве прошла встреча с духовником молодежного отдела столичной епархии протоиереем Андреем Ткачевым, на которой миссионер объяснял верующим смысл встречи в Гаване и принятых на ней решений. Почти одновременно на интернет-телеканале «Царьград-ТВ» вышла авторская передача, где Ткачев цитировал письмо неких афонских монахов: «Задача лукавого (сатаны. – «НГР») – раскол Церкви изнутри». Монахи резко критиковали противников «гаванского процесса»: «Рога дьявола растут не из Ватикана, а из вашего кошелька». В тот же день на сайте «Богослов.ru», а на следующий день на сайте «Русская народная линия» на критиков гаванской встречи обрушился глава Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе Александр Люлька.

15 апреля Отдел внешних церковных связей РПЦ обнародовал два официальных обращения – «Заявление о встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска» и «Разъяснение о предстоящем Всеправославном соборе». В первом в ответ «авторам поступающих в адрес различных церковных учреждений обращений» объясняется, что католики – не еретики, так что общение с ними возможно без нарушения канонов Церкви. Во втором цитируется заявление патриарха Кирилла: «В отличие от древних Вселенских соборов он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй». 16 апреля председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил журналистам, что обвинения в адрес Собора, который пройдет 16–27 июня с.г. на Крите, часто основаны на эмоциях, а не на фактах. Реальные же документы Собора, по его словам, сейчас «есть возможность изучить благодаря позиции Русской православной церкви».

Поводом для этих заявлений стала кампания, развернутая ранее «борцами с экуменизмом» из православной среды. 31 марта в Москве состоялись общественные слушания «Гаванская декларация и «Всеправославный» собор: за и против». На мероприятии выступил молдавский протоиерей Анатолий Чибрик, который 19 февраля с.г. заявил об отказе поминать патриарха за литургией. Через медиамост к собравшимся обратился с Афона схиархимандрит Рафаил (Берестов). В резолюции слушаний содержалось требование созыва Архиерейского собора для оценки Гаванской встречи и Совместной декларации, а также с целью «совершить во имя единства Церкви подвиг и пример смирения, принеся всем Архиерейским собором (а не только патриархом!) коллективное покаяние в грехе: одни – в совместных молитвах с инославными, нарушении апостольских правил и постановлений Вселенских соборов; остальные же – в том, что их не остановили, став соучастниками греха».

9 апреля в Москве прошло аналогичное мероприятие под названием «Всероссийское совещание ревнителей канонической чистоты православия». На сайте его организаторов из движения «Сопротивление новому мировому порядку», возглавляемого бывшим православным диссидентом Владимиром Осиповым, 11 апреля было заявлено, что на совещании, в котором участвовали более 300 человек, принято решение: «Провести 22 мая на всей канонической территории Русской православной церкви пикеты… с требованием к священноначалию дать каноническую оценку гаванской встречи патриарха Кирилла с еретиком-иезуитом папой Франциском и против участия нашей Церкви в экуменическом Критском соборе».

Активность «зелотов», как охарактеризовал их в недавнем прошлом фронтмен этого движения националист Константин Душенов, подогревается заявлениями зарубежных православных иерархов. В конце марта стало известно, что епископ Банченский Украинской православной церкви Московского патриархата Лонгин (Жар) выступил с резкой критикой гаванской встречи (см. «НГР» от 06.04.16).

Похожие настроения затронули православное зарубежье. 23 марта в Пирее (Греция) прошла конференция, организованная четырьмя митрополиями Элладской православной церкви (Гортинской, Кифирской, Глифадской и Пирейской), на которой было заявлено об «отсутствии богословской полноценности, ясности и однозначности» в подготовленных к Всеправославному собору документах.

В резолюции конференции говорилось и о «противоречии со святыми отцами, организовывавшими Соборы без еретиков». Критике был подвергнут экклезиологический язык подготовленных для Собора документов, ориентированный, по мнению участников конференции, на Второй Ватиканский собор Римско-католической церкви (1962–1965), модернизировавший католицизм. «Нет признаков, свидетельствующих о том, что этот Собор предпримет осуждение современных ересей и в первую очередь всеереси экуменизма. Напротив, все говорит о том, что будет совершена попытка их узаконить и укрепить, – утверждается в итоговом документе конференции в Пирее. – Мы совершенно уверены, что любые соборные решения, проникнутые экуменическим духом, не будут приняты клиром и верующими, а сам Собор при подобном развитии событий войдет в церковную историю как псевдособор».

23 марта состоялась конференция духовенства Ловчанского округа, а 1 апреля – Троянского округа Ловчанской епархии Болгарской православной церкви, на которых были приняты обращенные к патриарху Болгарскому Неофиту декларации с возражениями по поводу ряда пунктов подготовленного к обсуждению Всеправославным собором документа «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром».

 По мнению митрополита Ловчанского Гавриила (Динева), к которому присоединились клирики его епархии, «если эти тексты не будут исправлены, мы узаконим еретическое учение и практику принятия еретиков и раскольников без того, чтобы они стали истинными членами единой святой Православной апостольской церкви».

1 апреля на сайте Унгенско-Ниспоренской епархии Молдавской православной церкви было опубликовано обращение к верующим ее епископа Петра (Мустяцэ), в котором он также заявлял о том, что «подготовительные документы Всеправославного собора содержат ошибки и нуждаются в изменении и анализе в святоотеческом духе и в церковной традиции осуждения экуменизма»: «Ознакомившись с обращением монашеских общин (260 человек), настоятелей и настоятельниц монастырей Унгенско-Ниспоренской епархии относительно святого и великого Собора Православной церкви, который состоится в июне 2016 года, а также относительно подготовительных документов Всеправославного собора, с печалью признаю, что тексты документов содержат ошибки и моменты, нарушающие православное вероучение (Церковь является единой, но в то же время существуют и «другие Церкви»). Другой проблемой Всеправославного собора является то, что его именуют Вселенским, – пишет архиерей. – Вселенским должен именоваться Собор всей Православной церкви, который к тому же является «последней инстанцией в делах веры», но он не может не признать Вселенскими те Соборы, которые состоялись во времена святого Фотия Великого и святителя Григория Паламы (Соборы, осудившие папские ереси – филиокве, примат папы и тварную благодать). Если бы он осудил все вышесказанные ереси, то по праву мог бы считаться равночестным Вселенским соборам».

Наконец, 13 апреля со специальным обращением о том, что «некоторые из документов (которые предсоборным совещанием были подготовлены для рассмотрения Всеправославным собором)… содержат… применение… терминов, допускающих двоякое толкование, отсутствие богословской точности и применение чуждого священной традиции Церкви экклезиологического языка», выступил Архиерейский собор Русской православной церкви за границей.

«Так уж сложилось, что в Балканских странах, как и в России, православным верующим свойственно некое настороженное, если не сказать враждебное отношение к католикам, опасение каких-то амбициозных поползновений Ватикана, – отметил «НГР» научный сотрудник Отдела современной истории и социально-политических проблем стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. – Это прочно вошло в низовую церковную традицию, эти взгляды разделяются частью духовенства и епископата. Соответственно резкие шаги к сближению с Ватиканом, которые предпринимались местными православными иерархами, а в начале этого года и Русской православной церковью, всегда вызывали оппозицию снизу. Это логично и ожидаемо, так как это фон реального православия в этих странах». Активизация сопротивления епископов на Балканах, по его мнению, вдохновляет и антикатолическую фронду верующих в России, имеющую в последнее время тенденцию к объединению своих сил. «Если Московский патриархат будет с таким же «изяществом» проводить свою информационную политику – например, к разъяснениям для паствы по поводу контактов с Ватиканом она снизошла лишь спустя два месяца после этих контактов, – то это (алармистское. – «НГР») движение будет лишь набирать обороты», – предупреждает эксперт.

Ng.ru

Теги: