Накануне Всеправославного собора в «Украинском доме» прошла представительная конференция о роли Константинопольского патриархата в Украине

В преддверии Всеправославного собора, 10 июня, в самом центре Киева, в «Украинском Доме» на Европейской площади, собрался представительный международный форум «Константинопольский патриархат в истории Украины: прошлое, настоящее, будущее». Это крупнейшее на сегодня мероприятие, организованное воссозданным в январе нынешнего года в качестве общественной организации Киевским Богоявленским ставропигиальным братством, которое возглавляет известный украинский религиовед, экс-председатель Комитета по делам религий и национальностей профессор Александр Саган. Конференция, в которой приняли участие около 100 делегатов, представлявших основные Украинские Церкви, руководство страны, научные и учебные центры, общественность, прошла накануне именин Вселенского Патриарха Варфоломея.

Помимо Киевского Богоявленского ставропигиального братства, официальными организаторами форума выступили отделение религиоведения Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, национальный университет «Острожская академия» и Европейский христианский конгресс. На конференции выступили митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский УПЦ МП Александр (Драбинко), секретарь Священного Синода УПЦ КП архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря), епископ Мукачевский и Карпатский УАПЦ Виктор (Бедь), епископ Херсонский и Николаевский УАПЦ Борис (Харко); был также зачитан доклад председателя Архиерейского совещания РПАЦ епископа Петроградского и Гдовского Григория (Лурье).

Первое приветственное слово прoизнес директор департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Андрей Юраш. Он выразил радость по поводу активного начала деятельности Богоявленского братства, которое формирует «сеть систематических мероприятий». По мнению Андрея Юраша, в условиях российской агрессии и «Всеправославного собора без Москвы» Украина получила уникальный шанс «найти взаимопонимание» между юрисдикциями, причем ключевая роль в этом процессе принадлежит Киевскому патриархату. Глава департамента рассказал, как 19 февраля с.г. он в течение трех часов обговаривал с Патриархом Варфоломеем «социологические тенденции в украинском обществе», свидетельствующие о гигантском росте авторитета УПЦ КП и таком же падении авторитета УПЦ МП. А за неделю до конференции Патриарх Варфоломей пригласил в поездку по Каппадокии, наряду с главой Церкви Англии, предстоятеля УПЦ МП. И несмотря на то, что зависимый от Москвы митрополит Онуфрий предсказуемо уклонился от поездки, такое приглашение свидетельствует о готовности Вселенского Патриарха к пересмотру статуса Украинской Церкви.

Приветствие президента Украины конференции передал заместитель главы его администрации Ростислав Павленко. Он отметил, что информационная безопасность страны «зависит от духовной сферы» и пожелал успехов в борьбе за независимость Украинской Церкви.

Директор Института украинских исследований при университете Манитобы (Канада) профессор Роман Ерынюк передал приветствия от главы Украинской Церкви Константинопольского патриархата в Канаде митрополита Юрия и ректора Коллегии св. Андрея в Виннипеге протопресвитера Романа Божука. Также с приветствием от Европейского христианского конгресса выступил Виталий Аверьянов.

Программный доклад “Константинопольский патриархат в системе Вселенского православия: проблемы и прогнозы развития” представил председатель Богоявленского братства профессор Александр Саган. Он начал со статистических данных, которые свидетельствуют о том, что украинцы почти не знают, кто такой Патриарх Варфоломей, и напомнил, что без Вселенского Патриарха невозможно признание автокефалии Украинской Церкви. Профессор перечислил основные внешние и внутренние проблемы Константинопольского патриархата: зависимость от Турции; стремление исламских радикалов вытеснить патриархат из страны; низкий уровень образования клира; оппозиция консервативного крыла (например, Святой горы Афон) Патриарху; постоянное соперничество с Московской патриархией. Вместе с тем, большой стратегический потенциал Константинополя Александр Саган связывает с инициированием и возглавлением реформы православия (эта работа ведется с 1870 г.), социально значимыми проектами (благодаря которым Варфоломей получил прозвище «зеленый Патриарх») и содействием созданию единой поместной Церкви в Украине.

С докладом “Участие Константинополя в разрешении нынешнего канонического кризиса в православии в Украине” выступил ближайший помощник покойного предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), ныне освобожденный от всех постов в этой Церкви митрополит Александр (Драбинко). Напомнив об истории вхождения Украинских Церквей диаспоры в Константинопольский патриархат, докладчик остановился на переговорах, которые велись в июне 2015 года в Киеве об объединении УПЦ КП и УАПЦ и их вхождении в константинопольскую юрисдикцию. Он указал на критические для украинского православия отличия экклезиологического сознания иерархов Московского и восточных патриархатов и констатировал “намек на Украину”, содержащийся в проекте документа Всеправославного собора о порядке предоставления церковной автономии. Этот проект был одобрен в Шабмези, в том числе, Патриархом Кириллом (Гундяевым), и в нем говорится, что при решении вопроса об автономном статусе Церкви, находящейся на территории, которую сразу две поместные Церкви считают своей, последнее слово остается за Константинополем.

Секретарь Священного Синодв УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря) назвал свой доклад “Константинопольский патриархат: роль и место в преодолении существующего разделения украинского православия”. Иерарх отметил, что несмотря на отсутствие на конференции представителей Константинопольского патриархата, она сумела объединить три основные “ветви” украинского православия, иерархи которых сидели рядом в первом ряду. Основную часть своего выступления архиепископ Евстратий посвятил Томосу 1924 г. об автокефалии Православной Церкви в Польше, который он считает ключом к разрешению украинской церковной проблемы, поскольку Томос исходит из восстановления статуса Киевской митрополии до ее поглощения Москвой. Выступающий призвал действовать в Украине “по польскому образцу”, однако признал и необходимость сохранения трезвости при взгляде на Константинополь, сравнив его со взглядом украинцев на Евросоюз во время последнего Майдана. Позже, как известно, во многом пришлось разочароваться.

Заместитель председателя Богоявленского братства, настоятель одного из киевских приходов УПЦ МП протоиерей Петр Зуев посвятил свое выступление взаимоотношениям “в треугольнике Киев – Москва – Константинополь”. Он отметил, что украинский церковный вопрос решается в условиях “межвременья”, когда советский миропорядок пал, а европейский еще не наступил в Украине, и “межримья”, когда Украинская Церковь “потерялась” между Третьим Римом - Москвой и Вторым - Константинополем. “Украина – ключ к доминантному положению Московской патриархии в православном мире”, - напомнил докладчик, проиллюстрировав этот тезис статистикой (совокупная численность православных приходов, зарегистрированных в Украине, составляет 18 тысяч, а в России – 16 тысяч). Если Россия исторически тяготела к “моноюрисдикцийности” (примером этого является ликвидация древней грузинской автокефалии после присоединения Грузии к России), то Константинополь признавал модель пентархии, когда даже в составе централизованной Византийской империи действовало 5 формально независимых патриархатов. О. Петр не исключает првозглашения автомномного статуса Украинской Церкви после Всеправославного собора и конкуренции между Москвой и Константинополем в этом вопросе. Война многое измененила в жизни Украины, признал докладчик, и вопрос канонического признания украинской автокефалии становится все менее острым – таким образом, “Церкви-матери” могут скоро утратить свои шансы на Украину.

Работа конференции продолжилась в четырех секциях: “Киевская православная митрополия под омофором Константинопольского патриархата (988 – 1686 гг.) и особенности их дальнейших взаимоотношений”; «Константинопольский патриархат и проблема автокефалии украинского православия»; «Празднование 1000-летия присутствия украинских монахов на Афоне. Спекулятивные попытки российских пропагандистов переписать историю» и «Мирянское движение и его роль в сохранении украинского православия. Украинские православные Церкви диаспоры в юрисдикции Константинопольского патриархата – особенности развития». Вторую секцию открыл доклад главного редактора «Портала-Credo.Ru» Александра Солдатова, посвященный двум типам автокефалии в контексте константинопольского понимания пентархии. По мысли докладчика, только пять древних патриархатов, установленных правилами Вселенских Соборов, имеют, с точки зрения Константинополя, полновесный статус, все позднейшие автокефалии, включая московскую, изначально ограничены в своих правах. В частности, правом наделять кого-либо автокефалией за пределами традиционной территории патриархатов пентархии обладает, согласно этой точке зрения, лишь Константинопольский патриархат. На той же секции прозвучал доклад епископа Григория «Православная церковная юрисдикция на территории Украины согласно канонически значимых документов». Оба доклада наш Портал предполагает опубликовать в ближайшее время.

В заключение конференции состоялись две презентации: профессор Александр Саган представил Киевское Богоявленское ставропигиальное братство, а редактор газеты «День» Игорь Сюндюков – сборник публикаций газеты на темы автокефалии Украинской Церкви «Возвращение в Царьград».

Рortal-credo.ru

Теги: