Корреспондент Портала на месте разобрался во всех хитросплетениях дела по принудительному сносу православного храма УПЦ КП в подмосковном Ногинске (бывший Богородск)

На праздник Покрова Богородицы ехал автор этих строк по подмосковному городу Ногинску и думал: а ведь это – знак, что он так и не переименован обратно в Богородск. В Москве-то давно уже обрела свои старые названия и площадь Ногина, и даже в «Китай-город» переделали станцию метро, никогда не называвшуюся иначе как в честь революционера Виктора Ногина. А значит, не случайно, что в этом городе, как и в старые недобрые советские времена, продолжаются гонения на Церковь. Вот только вместо коммунистической партии – гонитель теперь РПЦ МП, добившаяся решения суда о сносе Свято-Троицкого храма Украинской Православной Церкви Киевского патриархата.

Истинные причины очевидны. Русская Православная Церковь Московского патриархата всегда считала УПЦ КП «раскольниками». С началом же войны на Донбассе все украинское в России объявили «фашистским» уже и на государственном уровне. Это стало прекрасным поводом добиться «окончательного решения вопроса» с «ересью украинства» хотя бы в масштабах отдельно взятого городка, заодно в очередной раз подтвердив не только свою лояльность «кесарю», но и то, что «кесарь» всегда поддержит РПЦ МП.

Странно, что нам все еще остаются интересны подробности этого далеко не сегодня начавшегося трагифарса, в котором независимая телекомпания была уничтожена обидевшимся президентом под заявления о «споре хозяйствующих субъектов», а вторжение в сопредельную страну, взявшую курс на реальную независимости от России, маскируется разговорами о «военных-отпускниках».

Так и здесь РПЦ МП не говорит прямо, что хочет уничтожить храм УПЦ КП за «раскол», но письмом своего священника с подписями якобы соседей храма (без их имен и контактов) настоятельно просит местные власти проверить, соответствует ли религиозным целям назначение земли, на которой расположен храм. А когда Московский патриархат ловят на неприязни к Киевскому патриархату, он отвечает устами главы юридического отдела УПЦ МП протоиерея Александра Бахова: «Согласно заявлениям Киевского патриархата, у них в РФ находится "Богородская епархия Украинской православной Церкви Киевского Патриархата". Но, как оказалось, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, такой организации в РФ не существует. Но, по данным этого же реестра, в качестве юридического лица зарегистрирована "Централизованная Религиозная Организация Богородская Епархия Украинской Православной Церкви", руководителем которой является Старина Валентин Егорович». «Понятия частной собственности, - продолжает Бахов, – никто не отменял. Потому из этого следует, что данные правоотношения касаются физического лица Старина В.Е (ответчик), которому суд постановил снести самовольную постройку, и Администрации Ногинского муниципального района МО (истец) и никак сюда не нужно приплетать Киевский патриархат».

Что тут скажешь. Изначально община владыки Адриана (Старины) содержала в своем названии слова «Киевского патриархата» и решила отказаться от них только для того, чтобы пройти перерегистрацию в начале путинских 2000-х. Ведь и Украинская Православная Церковь Московского патриархата, к которой принадлежит сам Бахов, не зарегистрирована в Украине юридически как УПЦ МП – чтобы не раздражать украинские власти, что особенно актуально при нынешних непростых отношениях между Россией и Украиной. При этом никто в Украине не подвергает сомнению принадлежность УПЦ Московскому патриархату и не разрушает ее церкви, очевидным доказательством чему является Киево-Печерская лавра в самом центре Киева…

Расположен храм владыки Адриана в частном секторе на окраине Ногинска, на улице Жарова. Митрополит начал его строительство в 2014 году на земле, которую купил сам как физическое лицо, по схеме обмена на обветшавшие казармы по улице Советской Конституции, которые передал коммерческой структуре. 

В казармах община размещалась с 1997 года, после изгнания московским ОМОНом из отсуженного у нее РПЦ МП Богоявленского собора. Произошли эти драматические события после того, как в 1993 г. владыка Адриан, восстановивший собор на собранные им средства, не согласился с решением Московской патриархии перевести его в Ульяновск и в 1994-м вместе с приходом перешел в Киевский патриархат.

Внешне нынешняя церковь митрополита Адриана ничем не отличается от обыкновенного коттеджа из красного кирпича. Выдает ее разве что только крыльцо, увенчанное небольшим куполом с крестом. Даже в колокола здесь не звонят, чтобы не тревожить соседей.

Зато внутри – красивое убранство, такое же, как во множестве православных храмов различных деноминаций, потолок расписан, подобно звездному небу, а во время службы поют не только батюшки и монахини, но и все прихожане – в основном это бабушки, мужчин совсем немного, да и те пожилые. Автор этих строк не каждый день бывает в православных храмах, и такое согласное пение всего прихода встречается ему первый раз.

На вопрос о том, много ли среди прихожан украинцев, владыка Адриан отвечает, что всего два-три человека. Сам митрополит – украинец по происхождению, родился в Днепропетровске, но еще в 1974 году переехал в Россию. Так что он гражданин Российской Федерации, можно сказать, задолго до момента образования этого молодого государства. Итак, переход части прихода Богоявленского собора в Киевский патриархат никак не связан с национальностью прихожан. Единственная причина – их верность своему пастырю (см. фото).  Такая – что готовы были пойти за ним в казармы после изгнания из крупнейшего в Ногинске Богоявленского собора и терпеть унижения со стороны таких же, как они, православных из РПЦ МП, которые не считают их православными и не пускают в храмы РПЦ МП, требуя покаяться и принять новое крещение. Конечно же, думают те так не сами, а следуя за своими пастырями. Так нынешний настоятель отнятого у владыки Адриана Богоявленского собора Марк Ермолаев в интервью «Немецкой волне» сказал: «Сан, который он [Адриан] принял в Русской православной церкви, он оставил себе сам. Поэтому для нас он самозванец, выдающий себя за священника». Из сана священника Адриан был извержен РПЦ МП в 1997 году (см. фото). Правда, на тот момент он уже был иерархом Киевского патриархата.

В то же время прихожане уверяют, что храм владыки Адриана посещают и люди из приходов РПЦ МП, потому что у него все дешевле (см. фото).  Дело в том, что владыка – весьма известный человек в городе и даже избирался депутатом Московского облсовета, а потом − Ногинского районного совета. Вот как он сам рассказывает о своей истории в Ногинске: «В 1989 году ныне покойный патриарх Пимен (который был родом из Ногинска) прислал меня сюда возобновлять собор, в котором он молился, учился в детстве. Я очень быстро возобновил собор, построил еще все эти помещения. А 90-е годы были очень голодными. Мы бесплатно кормили людей. Поэтому мое имя здесь, в Ногинске, запомнилось, и относятся здесь ко мне как к своему. А Московский патриархат, конечно, свое дело делает – и по местному радио, и по телевидению пытается настроить людей против меня. Но ногинчане ко мне очень хорошо относятся. Куда б я ни поехал, нигде меня не встречают руганью. Я сам водитель, вожу грузовую машину, чтобы можно было строительные материалы перевозить. Сам их покупаю, привожу и руковожу работами. Хоть мне и говорят: ты зачем один ездишь, надо с охранником! А я отвечаю – это же сколько денег надо заплатить этим охранникам! У меня таких средств нет. Для меня главное – строительство храма и возможность бесплатно людей кормить».

Каковы же перспективы владыки Адриана в российских судах? Несмотря на то, что эксперт, назначенный самим же Ногинским городским судом, не обнаружил нарушений при строительстве храма в отношении строительно-технических норм и санитарно-гигиенических требований и пришел к выводу, что сохранение здания не нарушает права и интересы третьих лиц, перспективы не радужные. Вот что говорит адвокат владыки Адриана Татьяна Горюнова: «После того как Мособлсуд отклонил апелляцию, мы сдаваться не собираемся. Мы будем писать опять уже в президиум Московского областного суда. Нашу жалобу могут сразу отклонить, не рассматривая, все на усмотрение президиума. Примерно перспективу я просматриваю, поскольку дело носит заказной характер и возбуждено в Ногинском городском суде по заявлению бывшего настоятеля Богоявленского собора Михаила Ялова. Он обратился с письмом в администрацию сначала Ногинского муниципального района с просьбой снести наш православный храм. Но администрация Ногинского муниципального района не обладала такими правомочиями, поскольку храм не находится на межселенной территории, и заявление Ялова было передано в администрацию города Ногинска. И уже по исковому заявлению было начато гражданское дело в отношении сноса нашего храма.

Ялов писал в своем заявлении по поручению Московского патриархата, - что храм – на тот момент он еще не был достроен – строится на территории, не предназначенной для использования под церковные нужды, поскольку участок был отведен митрополиту Адриану под индивидуальное жилищное строительство, а он, значит, начал строить храм. Кроме того, когда начали уже рассматривать дело в Ногинском городском суде, представитель Ногинского муниципального района Дворецкова выложила массу аргументов, почему она считает, что храм начат строительством незаконно, в том числе такие моменты приводила, которые в действительности не имели места вообще.

Нами было подано возражение на этот иск, в котором мы писали о том, что всевозможные меры, которые митрополит Адриан мог принять, он принимал для того, чтобы узаконить строительство этого храма, причем на протяжении двух лет. Он обращался в администрацию Ногинского муниципального района с просьбой о разрешении строительства, а оттуда поступает ответ о том, что никакого разрешения не надо. Потом, когда стали разбираться с этим письмом, выясняется, что они дали ему ответ в отношении строительства жилого дома. Но администрация знала тогда, что дом-то здесь имеется уже на участке и строилось именно нежилое здание, то есть здание храма. Они его таким образом ввели в заблуждение, и он, получив ответ, что не надо никакого разрешения, продолжил строительство. А на самом деле разрешение было необходимо.

В соответствии с законом от 24 июля 2014 года о перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, решение этих вопросов было передано от правительства Московской области непосредственно на места, и Ногинский муниципальный район, если бы захотел, то дал бы это разрешение. То есть не было волеизъявления властей.

Когда выяснилось, что участок не соответствует целевому назначению под строительство храма, митрополит Адриан стал обращаться к ногинским властям с просьбой изменить вид разрешенного использования этого земельного участка. Вместо того чтобы конкретно сказать ему да или нет, они в своих письменных ответах ссылались на тот же самый закон от 24.07.2014 и вводили его в заблуждение, предлагая ему обратиться в министерство строительного комплекса, которое этими вопросами уже не занималось на тот момент и где ему разъяснили, что это сейчас не их полномочия, а местных властей. То есть круг уже начал замыкаться.

Поскольку оформление всей этой документации – процесс очень затяжной, владыка тем временем обратился в ООО «Старый дом» – организацию, которая занимается проектированием зданий, и заказал там проект этого храма. Проект был сделан, и строительство шло в соответствии с этим проектом. И только после этого он получил ответ из министерства строительного комплекса.

Затем мы уже подали официальное заявление в Многофункциональный центр, на имя главы муниципального района, о разрешении изменения вида разрешенного использования земельного участка. По закону ждали 90 дней, в это время храм продолжал строиться. В конце концов в мае 2016 года получаем сообщение за подписью главы муниципального района о том, что не могут нам изменить вида разрешенного использования земельного участка, не ссылаясь ни на какие конкретные законодательные акты. Просто взяли и отказали.

Владыка писал губернатору Московской области, просил о помощи. Оттуда его письма пересылались в министерство имущественных отношений, в министерство строительного комплекса. То есть шло уже по кругу это все. Где-то он получал опять такие же точно отписки, а где-то вообще уже ничего не получал.

Обратились мы в Министерства иностранных дел России и Украины, в посольство Украины в Москве с просьбой помочь нам каким-то образом узаконить строительство этого храма. Мы писали прямо о том, что если все-таки случится снос этого храма, это будет ситуация, которая еще более усугубит политическое напряжение между двумя странами и породит дальнейшее взаимонепонимание между русским и украинским народами. И просили, ссылаясь на то, что нарушаются российские законы, в том числе закон о свободе вероисповедания. Мы отправляли эти письма около двух месяцев назад. Ответа нам ниоткуда нет до сих пор. То есть как-то все это замалчивается и у нас в России, и в Украине – мы писали на имя министра иностранных дел Климкина – тоже тишина.

И только после того, как пошла информация через Фейсбук, началось какое-то движение, и выступил президент Украины Петр Порошенко. Но опять же, Порошенко обещает обсудить это на международном уровне – а когда и где? Ведь по решению Ногинского городского суда храм подлежит сносу по истечении четырех месяцев со дня вынесения решения. Хотя у нас пока есть полгода на обжалование, но после того, как нам отказали в апелляционной инстанции Мособлсуда, решение вступило в законную силу. Значит, с 4 октября начинают течь эти 4 месяца. Если за это время храм не будет снесен митрополитом Адрианом, то снесет истец, то есть Ногинская муниципальная администрация, и она предъявит ему счет за эти работы по сносу. А за 6 месяцев мы должны успеть уложиться с обращением в кассационную инстанцию, потом мы имеем право обращаться уже непосредственно в Верховный суд России, но при этом уже через 4 месяца храм начнут сносить».

С благословения Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета пресс-центр Киевской патриархии выступил 11 октября с заявлением, что «считает варварством и вандализмом требование российских властей снести Троицкий храм Киевского Патриархата в г. Ногинск Московской области». В заявлении также сказано, что это «единственная община нашей Церкви в Подмосковье».

Кроме Богородской, в России есть еще только Белгородская епархия УПЦ КП. При этом в Украине количество приходов УПЦ МП исчисляется тысячами.

С обращением к мировому сообществу выступил и Всемирный конгресс украинцев во главе с Евгением Чолием. Он призвал международные правозащитные организации оказывать давление на Российскую Федерацию, чтобы «ужасное решение о сносе храма было отменено». «Снос Свято-Троицкого храма был бы святотатством и выражением пренебрежения к основным религиозным правам прихожан Украинской православной церкви Киевского патриархата в городе Ногинск, поскольку оставит их без места для молитвы», - сказано в заявлении.

Феликс Шведовский

+++

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Письмо главы Ногинского района Московской области благочинному церквей Богородского округа Московской епархии РПЦ МП протоиерею Михаилу Ялову от 25 сентября 2015 г.

Уважаемый отец Михаил!

                  На Ваше письмо от 09.09.2015 № исх 09-08 о сносе самовольной постройки по адресу: г. Ногинск, ул. Жарова, д. 18 сообщаю следующее.

                  Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

                  Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

                  Таким образом, администрация Ногинского муниципального района не вправе принять решение о сносе самовольной постройки, так как постройка не расположена на межселенной территории. А находится на территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области».

                  Одновременно сообщаю, что согласно письму администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 10.08.2015 для проведения комплексной проверки по строящемуся зданию создана рабочая группа. Инициировано получение экспертного заключения на предмет соответствия объекта виду разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство). На проведение вышеуказанной экспертизы начата процедура размещения муниципального заказа.

                  Также, направлены обращения в ресурсоснабжающие организации по вопросу выдачи технических условий на строящийся объект и соответствия выданных мощностей, требования, предъявляемых для индивидуального жилищного строительства.

                  Администрация муниципального образования «Город Ногинск Московской области» обратилась к прокурору г. Ногинск с просьбой инициировать обращение в суд о признании объекта незавершенного строительства по адресу: г. Ногинск, ул. Жарова, д. 18 незаконным и подлежащим сносу.

С уважением,

В.Н.Лаптев


+++


ЕЩЕ ОДНО ПРИЛОЖЕНИЕ:

Так начиналась уличная артоподготовка к сносу храма в 2014 г. -


Рortal-credo.ru

Теги: