София Киевская: «литургизация» и «аскетизация»

23 12 2016 |
Юлия Зайцева, Вlagovest-info.ru


«Литургизация» и «аскетизация» – две главных характеристики внутреннего убранства Софии Киевской и две главных идеи книги О.С. Поповой и В.Д. Сарабьянова «Мозаики и фрески Святой Софии Киевской», вышедшей в издательстве «ГАММА-ПРЕСС». Презентация этой монографии состоялась 14 декабря в Государственном институте искусствознания.

 

Книга представляет собой результат многолетнего изучения авторами грандиозного ансамбля Софии Киевской – одного из немногих почти полностью сохранившихся комплексов XI века, самого большого храма своей эпохи, ключевого памятника для древнерусского искусства, оказавшего огромное влияние на все его последующее развитие. По сравнению с предшествующим византийским искусством, в ансамбле Софии Киевской присутствует много новаций, как в иконографии, так и в общей выразительности. О них рассказала на презентации доктор искусствоведения Ольга Сигизмундовна Попова.

 

Но в начале презентации О. Попова с благодарностью вспомнила своего соавтора – кандидата искусствоведения, известного реставратора Владимира Сарабьянова (1958-2015). «Уход Володи – катастрофа, масштаб которой трудно переоценить. У меня никогда в жизни не было столь близкого коллеги, мы имели общность взглядов на искусство, на все», – сказала О. Попова.

 

По ее словам, идея монографии о Софии Киевской принадлежала именно В. Сарабьянову: она (идея) выросла из работы над многотомной «Историей русского искусства», в первом томе которой София Киевская была «главным героем». Изучение этого памятника требовало отдельного издания, работу над которым и начали О. Попова и В. Сарабьянов. Ольга Сигизмундовна вспоминала, что им пришлось «писать долго, бессчетно ездить в Киев», оба автора жили этой работой многие годы. Она выразила благодарность коллегам из Национального музея-заповедника «София Киевская», которые «всегда разрешали снимать и всегда во всем помогали». «Книга вызревала в дружбе, в содействии, в атмосфере счастья», – поделилась О. Попова воспоминаниями.

 

Каждый автор писал свои разделы: В. Сарабьянов анализировал иконографическую программу Софии Киевской в контексте византийской и древнерусской традиций; О. Попова рассматривала особенности стиля мозаик и фресок Святой Софии, также – в широком контексте византийского искусства XI века, в сравнении с другими произведениями монументальной живописи, а также иконами и книжной миниатюрой.

Подводить итоги исследования и писать заключение Ольге Сигизмундовне пришлось уже одной. На презентации она раскрыла главные идеи обеих частей книги.  В главах, написанных В. Сарабьяновым, «красной нитью проходит литургическая основа храмовой декорации». Она пишет об этом так: «Автор настойчиво подчеркивает литургический аспект иконографической системы в целом и всех ее частей в частности. … С XI в. прослеживается все большее подчинение сюжетного состава декорации храма символическим событиям совершаемой в алтаре литургии и выявлению роли Церкви. Это явление прослеживается в работе Сарабьянова последовательно и подробно». Попова отмечает, что выводы ее коллеги «существенны для изучения всего искусства восточнохристианского мира», поскольку «процесс «литургизации» системы декорации крестово-купольного храма с достаточной полнотой можно уяснить на основе иконографической программы» именно софийского ансамбля, который является самым ранним «среди сохранившихся византийских художественных комплексов с новыми решениями декорации церковных интерьеров того же периода».

 

Кроме того, Попова упоминает о других важных темах, поднятых Сарабьяновым, среди них – «тема апостольского служения, апостольской проповеди и апостольской преемственности; утверждение молодой Руси как равноправного члена Вселенской Церкви; принадлежности Руси к избранным христианским народам; просветительский, учительный акцент в подборе и распределении сюжетов; огромный пантеон святых, представленных на стенах и сводах храма, – самый многочисленный среди византийских храмов той эпохи».

 

Что касается написанных Поповой разделов, то их доминанта – особый тип образа, который автор называет «аскетическим». Он определяет художественный ансамбль и Софии Киевской, и других монументальных комплексов того времени (мозаик и фресок Осиос Лукас, Софии Охридской, церкви св. Леонтия в Водоче, Неа Мони на Хиосе, Ватопеда (мозаика «Благовещение»).  «Это период особенно большой концентрации художественных устремлений, связанных с аскетическим умонастроением», – поясняет О. Попова. Она пишет в Заключении, что во второй четверти XI в. «аскетический» стиль становится  «программным, освобождается от классических реминисценций; его строгость соответствует образам духовно сосредоточенным, суровым в своей молитвенной отрешенности».  Однако уже во второй половине этого же века на смену такому искусству в византийском мире приходит установка «на возврат к классическим ценностям, что было связано с утратой столь сильного, как раньше, почитания аскезы».

 

«Литургизация» и «аскетизация» – это главные постулаты нашей книги и краеугольные камни, выработанные византийским искусством этой эпохи. В Софии Киевской они проявились вовсю», – заключила О. Попова.

 

Издание обильно иллюстрировано фотографиями, большая часть которых сделана авторами в процессе исследований.  Ранее издательство «Гамма-пресс» выпустило монографии О.С. Поповой «Пути византийского искусства» и «Византийская миниатюра второй половины X –начала XII вв.» (в соавторстве с А. Захаровой и И. Орецкой).

 

Вlagovest-info.ru

Теги:
173







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант