«Литургизация» и «аскетизация» – две главных характеристики внутреннего убранства Софии Киевской и две главных идеи книги О.С. Поповой и В.Д. Сарабьянова «Мозаики и фрески Святой Софии Киевской», вышедшей в издательстве «ГАММА-ПРЕСС». Презентация этой монографии состоялась 14 декабря в Государственном институте искусствознания.

Книга представляет собой результат многолетнего изучения авторами грандиозного ансамбля Софии Киевской – одного из немногих почти полностью сохранившихся комплексов XI века, самого большого храма своей эпохи, ключевого памятника для древнерусского искусства, оказавшего огромное влияние на все его последующее развитие. По сравнению с предшествующим византийским искусством, в ансамбле Софии Киевской присутствует много новаций, как в иконографии, так и в общей выразительности. О них рассказала на презентации доктор искусствоведения Ольга Сигизмундовна Попова.

Но в начале презентации О. Попова с благодарностью вспомнила своего соавтора – кандидата искусствоведения, известного реставратора Владимира Сарабьянова (1958-2015). «Уход Володи – катастрофа, масштаб которой трудно переоценить. У меня никогда в жизни не было столь близкого коллеги, мы имели общность взглядов на искусство, на все», – сказала О. Попова.

По ее словам, идея монографии о Софии Киевской принадлежала именно В. Сарабьянову: она (идея) выросла из работы над многотомной «Историей русского искусства», в первом томе которой София Киевская была «главным героем». Изучение этого памятника требовало отдельного издания, работу над которым и начали О. Попова и В. Сарабьянов. Ольга Сигизмундовна вспоминала, что им пришлось «писать долго, бессчетно ездить в Киев», оба автора жили этой работой многие годы. Она выразила благодарность коллегам из Национального музея-заповедника «София Киевская», которые «всегда разрешали снимать и всегда во всем помогали». «Книга вызревала в дружбе, в содействии, в атмосфере счастья», – поделилась О. Попова воспоминаниями.

Каждый автор писал свои разделы: В. Сарабьянов анализировал иконографическую программу Софии Киевской в контексте византийской и древнерусской традиций; О. Попова рассматривала особенности стиля мозаик и фресок Святой Софии, также – в широком контексте византийского искусства XI века, в сравнении с другими произведениями монументальной живописи, а также иконами и книжной миниатюрой.

Подводить итоги исследования и писать заключение Ольге Сигизмундовне пришлось уже одной. На презентации она раскрыла главные идеи обеих частей книги.  В главах, написанных В. Сарабьяновым, «красной нитью проходит литургическая основа храмовой декорации». Она пишет об этом так: «Автор настойчиво подчеркивает литургический аспект иконографической системы в целом и всех ее частей в частности. … С XI в. прослеживается все большее подчинение сюжетного состава декорации храма символическим событиям совершаемой в алтаре литургии и выявлению роли Церкви. Это явление прослеживается в работе Сарабьянова последовательно и подробно». Попова отмечает, что выводы ее коллеги «существенны для изучения всего искусства восточнохристианского мира», поскольку «процесс «литургизации» системы декорации крестово-купольного храма с достаточной полнотой можно уяснить на основе иконографической программы» именно софийского ансамбля, который является самым ранним «среди сохранившихся византийских художественных комплексов с новыми решениями декорации церковных интерьеров того же периода».

Кроме того, Попова упоминает о других важных темах, поднятых Сарабьяновым, среди них – «тема апостольского служения, апостольской проповеди и апостольской преемственности; утверждение молодой Руси как равноправного члена Вселенской Церкви; принадлежности Руси к избранным христианским народам; просветительский, учительный акцент в подборе и распределении сюжетов; огромный пантеон святых, представленных на стенах и сводах храма, – самый многочисленный среди византийских храмов той эпохи».

Что касается написанных Поповой разделов, то их доминанта – особый тип образа, который автор называет «аскетическим». Он определяет художественный ансамбль и Софии Киевской, и других монументальных комплексов того времени (мозаик и фресок Осиос Лукас, Софии Охридской, церкви св. Леонтия в Водоче, Неа Мони на Хиосе, Ватопеда (мозаика «Благовещение»).  «Это период особенно большой концентрации художественных устремлений, связанных с аскетическим умонастроением», – поясняет О. Попова. Она пишет в Заключении, что во второй четверти XI в. «аскетический» стиль становится  «программным, освобождается от классических реминисценций; его строгость соответствует образам духовно сосредоточенным, суровым в своей молитвенной отрешенности».  Однако уже во второй половине этого же века на смену такому искусству в византийском мире приходит установка «на возврат к классическим ценностям, что было связано с утратой столь сильного, как раньше, почитания аскезы».

«Литургизация» и «аскетизация» – это главные постулаты нашей книги и краеугольные камни, выработанные византийским искусством этой эпохи. В Софии Киевской они проявились вовсю», – заключила О. Попова.

Издание обильно иллюстрировано фотографиями, большая часть которых сделана авторами в процессе исследований.  Ранее издательство «Гамма-пресс» выпустило монографии О.С. Поповой «Пути византийского искусства» и «Византийская миниатюра второй половины X –начала XII вв.» (в соавторстве с А. Захаровой и И. Орецкой).

Вlagovest-info.ru

Теги: