Здравствуйте, друзья! Сегодня я хочу заняться очень серьёзным делом. Даже слишком серьёзным — ведь в сегодняшней статье я намереваюсь примирить давний христианский спор.

Начнём же Богу помолясь: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!Суть сего спора в том, что одни считают психосоматический аспект в молитве, чем-то хорошим, другие же убеждены, что такие практики, как дыхание, особые позиции тела и пр., в сочетании с молитвой, недопустимы для христианина. Превращается ли наша молитва в идолопоклонство, как только мы начинаем дышать ровно через нос, или когда склоняем нашу голову к груди, или когда используем лавочку для медитации? Пришло время расставить всё на свои места!

Быть христианином


Следует отметить, что часть христиан, которые против психосоматического метода в молитве, заняли такую позицию не без причин.  Дело в том, что в последнее время (100-200 лет? ) в Европе и Америке появилось очень много религиозных движений из Азии, которые пропагандируют религиозную практику, через разного рода психосоматические упражнения. К такого рода движениям можно, например, отнести йогу и дзен-буддизм.

Нет ничего удивительного, что «эзотерическое» учение вызвало любопытство особенно тех, кто в своей жизни не пережил личной встречи с Иисусом Христом. В йоге и практике дзен-буддийской медитации многие увидели способ самосовершенствования и духовного роста, который не требует религиозной веры, такой какой требует христианская Церковь (хотя если углубиться более детально в сей вопрос, то окажется, что каждое религиозное движение требует определённой веры от тех, кто в рамках это движения практикует, молится, медитирует. Впрочем в этой статье мы не будем рассматривать сей вопрос).

Широкое распространение йоги и прочих религиозных направлений в Европе и Америке было многими христианами (и не без основания) расценено, как соблазн для христианства. Вот этот малоприятный факт и послужил причиной неприятия вместе с иными религиозными движениями, также любых форм психофизических практик связанных с молитвой (медитацией). Даже исконно христианский термин «медитация» — стал в устах христианина чем-то вроде ругательства. В интернет-инциклопедии «Википедия» находится статья о медитации, которая даже одним словом не упоминает, что медитация, каким-либо образом связана с христианством (об этом я пишу в своей другой статье «О медитации замолвите слово«).

То, что мы, христиане, со страхом «отреклись» от этого латинского слова (медитация — это латинское слово, а не транскрипция с хинди ), говорит о том, что многие из нас приняли «страусиную политику». Часть из нас напроч отмели всё, что связано с новыми религиозными движениями, одновременно, как говорит пословица, «вместе с водой выплёскивая и ребёнка» — я имею ввиду психосоматический аспект молитвы.

Иезуитское додзё

Другие же лихорадочно начали «отцеживать» из азиатских практик психосамотические элементы и искусственно адаптировать их под христианство… (Что часто выглядит мало привлекательным). При всём этом, хоть в последнее время на Западе и стала известна «иисусова молитва«, однако никто не подходил к ней, как к определённой духовно-аскетической системе (как к исихазму). Я имею ввиду, что иисусова молитва часто вырывалась и вырывается из определённого духовного контекста, определённой христианской практики.

Так зло ли это — психосоматический аспект молитвы? По моему глубокому убеждению сей аспект является просто инструментом. Инструмент — сам по себе нейтрален. Нож — это замечательный инструмент для чистки овощей. Он ни плох и ни хорош в моральном смысле, но если он окажется в неумелых руках, то им можно порезать палец или покалечить другого человека, а если он окажется в руках преступника, то может стать орудием для исполнения аморального поступка — убийства.

Нет сомнения — нож является очень эффективным и очень опасным (с точки зрения безопасности человека) орудием, что впрочем не служит причиной для того, что бы от сего орудия отказаться.

Так же дело обстоит и с психосоматическим аспектом молитвы: вполне возможно, что этот инструмент может быть опасным, однако достаточная ли это причина, что бы отказаться от его использования?

Христианская антропология — позитивное отношение к телу


Антропология — это наука о человеке. Люди поступают так или иначе, исходя из своего представления, кем они являются. (К примеру, если кто-то полагает, что человек — это всего лишь развитое животное, то у такого человека есть предпосылки поступать, как свинья животное). Библия с первых строк делает определённые утверждения, которые влияют на наше христианское видение антропологии.

Что же это за утверждения? Здесь приведу лишь одно: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31а). Бог создал всё хорошо, в том числе и человека. Когда мы говорим о человеке, то имеем в виду не только отдельно взятую его часть (или аспект), но всего человека! Однако исторически сложилось так, что к определённому аспекту в человеке многие христиане на протяжении эпох относились негативно. И этим аспектом является телесность человека, а также связанная с телесностью — сексуальность.

Многие христиане не зная (или игнорируя) христианское учение о человеке наносят себе и другим вред, распространяя негативное видение телесности и сексуальности человека. А ведь через такую призму становится малопривлекательным то, что в христианстве называется аскезой, постом. Ну и, конечно, это является одной из причин негативного взгляда на психосоматический аспект молитвы.

Исихазм — католическая духовность


Меня, как католика, раздражает, что на Западе о иисусовой молитве или об исихазме упоминается, как правило в контексте Православной Церкви. Дескать «иисусова молитва — великая молитва Православной Церкви» или «исихазм духовное направление в Православии». И дело вовсе не в том, что я лютый враг Православия или антиэкуменист! (Я священник Грекокатолической (Униатской) Церкви, а следовательно для меня особенно важны и Православие и экуменизм…) Дело же в том, что подобные утверждения — попросту говоря — неправда.

Говоря, что иисусова молитва и исихазм — это практика Православной Церкви — мы, католики, автоматически отрекаемся от  опыта восточного христианства до 1054 года (год в котором произошёл окончательный разрыв Церкви на западную — Католическую и восточную — Православную). Основа же исихазма была заложена прочно отцами пустыни, синайскими и афонскими духовными авторами до печальноизвестного Великого раскола.

По этой, вышеизложенной причине, одной из миссий Грекокатолической (Униатской) Церкви является в том числе и сохранение, развитие и распространение в Католической Церкви иисусовой молитвы и исихастской духовности. Нам, католикам, следует помнить, что восточная духовность — это наше общее наследие с Православной церковью.

Техника молитвы в исихазме


Техника молитвы в христианстве не является чем-то новым, свидетельствуют о том многочисленные тексты духовных писателей, вошедших преимущественно в антологию духовных текстов, греческое Добротолюбие (духовная ценность которой признаётся Католической церковью). Наиболее яркие описания техники иисусовой молитвы я хотел бы здесь процитировать.

Вот, например, как описывает психосоматический метод в молитве Григорий Синаит:

«Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»!  Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые. Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле».

А вот наставления загадочного Странника (из известных всему миру «Откровенных рассказов странника своему духовному отцу«), с которыми он обращаетсся к своему слепому спутнику:

«Я и начал ему рассказывать: вот ты ничего не видишь, а ведь можешь умом вообразить и представить себе то, что ты прежде видал, то есть человека, или какую-нибудь вещь, или свой какой-нибудь член, например, руку или ногу, можешь так живо вообразить, как бы на него смотрел, и можешь навести и устремить на него хотя и слепые свои глаза? Могу, ответил слепой.

Так ты точно также вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноровлять молитвенные слова. Таким образом, с первым ударом скажи или подумай Господи, со вторым Иисусе, с третьим Христе, с четвертым помилуй и с пятым мя, и повторяй сие многократно. Тебе это удобно, ибо начало и подготовка к сердечной молитве у тебя уже есть.

Потом как к сему попривыкнешь, то начинай вводить и изводить всю Иисусову молитву в сердце вместе с дыханием, как учат отцы, то есть втягивая в себя воздух, скажи, вообрази: Господи Иисусе Христе, а испуская из себя: помилуй мя! Занимайся сим почаще и побольше, и ты в скором времени почувствуешь тонкую н приятную боль в сердце, потом будет являться в нем теплота и растеплевание. Так, при помощи Божией, достигнешь ты самодействия услаждающей внутренней молитвы сердца.

Но при сем всемерно остерегайся от представлений в уме, и являющихся каких-либо видов. Не принимай вовсе никаких воображений; ибо св. отцы крепко заповедуют при внутренней молитве сохранять безвидие, дабы не попасть в прелесть».

В своей коротенькой статье «Иисусова молитва: беседа первая. Кто может молиться?» (читать здесь) я подаю критерия, которые позволяют христианину не впасть в духовную прелесть (т.е. не сбиться с истинного духовного пути). Вот некоторые основные правила (три основания) для тех, кто хотел бы практиковать иисусову молитву и не потерять верное направление:

1).  Правильное намерение, т.е. намерениние соответсвуещее христианскому, церковному пониманию молитвы. Следут помнить что метод сам по себе ничего не стоит. Зачем нужны дрова, если нет печки, зачем покупать зимние шины, если нет автомобиля? Таким образом, зачем кому-то иисусова молитва, если этот человек не встретил в своей жизни Иисуса Христа, своего Спасителя, Господа и Бога? Поэтому самый первый шаг на пути молитвы — это принятие Иисуса Христа в своё сердце, как Господа и Бога, и Спасителя.

2). Практикование христианской веры в соответствии с Наукой Церкви (прежде всего речь идёт о регулярной — например, один раз в месяц — Исповеди, и регулярном Причастии). Также практикование веры подразумевает рациональное обосновывание того, во что веришь. (О важности обоснования читать здесь).

3). Регулярное (по мере сил) чтение Святого Писания. «Ignorantio Scripturarum, est ignorantio Christi» — «Незнание Писаний есть незнание Христа» говорит св. Иероним. Без регулярного чтения Библии (особенно Нового Завета) немыслима практика иисусовой молитвы! (О том, как научиться молитвенно читать Святое Писание читать здесь).

Друзья, я завершаю эту статью, но не закрываю тему психосоматического аспекта в молитве. Надеюсь, что через эту статью я найду, как единомышленников, так и тех, кто своими вопросами подстегнёт и меня в моём духовном странствовании в поисках наиболее тесного общения с Господом нашим Иисусом. Христом.

4jc.ru

Теги: