Развитие современной цивилизации характеризуется двумя ведущими тенденциями – глобализацией и информатизацией, основой которых выступают информационные технологии. Благодаря им произошли фундаментальные изменения в экономике и обществе.

 

Проще говоря, мир изменился, и стал намного меньшим, поскольку любая новость практически мгновенно становится всемирной. Но это также означает, что человек, превратившись в звено цепи глобального сетевого сообщества, становится намного более уязвимым, возможно, даже лишается индивидуальности.

Об этом, и не только, мы сегодня поговорим с доктором философских наук, вице-президентом ассоциации «Духовное возрождение», христианским философом, публицистом Михаилом Черенковым.

Корр.: Сегодня, чтобы достучаться до сердец людей (без разницы, по какому вопросу), учитывая их постоянную занятость, надо выходить в Интернет. Как Вы считаете, можно ли передать в Интернете действительно чуткую душевную нить? Будет ли этот интерактивный «крик души» услышан, не исказят ли его? Или, наоборот, не станет ли чрезмерная открытость плацдармом для действия недругов? Видите, сразу столько вопросов накопилось…

 

М.Ч.: Ну, честно говоря, риск есть всегда и во всем. Интернет же дает людям возможность общаться – причем не просто бросаться односторонними обвинениями, или, наоборот, постоянно хвалить. Тут можно комментировать возникающие ситуации, отвечать на возникающие вопросы, то есть, показать, что здесь присутствует на самом деле, и многие вещи не такие, какими кажутся, а надуманные. Что же касается ситуации, правильно ли поймут проблему, и не истолкуют ли ее по своему усмотрению, то, как говорилось выше, все всегда можно прокомментировать и неправильные иллюзии или неправильные интерпретации развеять. Потому что это интерактив. Для того и нужен Интернет, чтобы связывать разные стороны. Это не односторонняя связь. 

Вы спрашивали, не обнажится ли человек перед лицом, будем говорить в открытую, врагов, не станет ли он настолько уязвимым, что любая информация будет просто подарком для тех, кто хочет манипулировать, шантажировать? Наверно, такой риск тоже есть, особенно если ситуация касается публичных людей. Мы видим, как за последнее время буквально на глазах увеличился грязный поток информации о личной жизни политиков и звезд шоу-бизнеса. В нашей стране в последние несколько лет постоянно всплывают какие-то сексуальные скандалы, особенно накануне выборов. Любой публичный человек, выставляя себя на обозрение, должен быть готов, что все его «скелеты из шкафа» будут вытянуты. Поэтому ему нужно сразу найти, чем крыть. И я думаю, что выход есть только один.

Корр.: Но это тоже в своем роде манипуляция информацией..

 

М.Ч.: Да, манипуляция. Чем крыть? Крыть искренностью. То есть, если у человека какие-то вещи были в прошлом, то ему нужно, конечно, без смакования деталей, просто сказать, что да, подобное было, я через это прошел, но эту веху в жизни я уже преодолел, и сейчас не там, сейчас я уже дальше. Мне кажется, если бы, допустим, наш теперешний президент в открытую сказал: «Да, в моей жизни были ошибки молодости, когда я срывал с людей шапки, но подобное было практически со всеми, поскольку идеальных людей не существует. Сегодня же я другой», то многие к нему стали относиться совсем по-другому. Мы понимаем, что он, безусловно, другой, потому что сейчас совершенно другой масштаб деятельности и, в конце концов, он просто зрелый человек. Когда же человек начинает подобные ситуации скрывать, то это только провоцирует больше и больше подозрений. Может, этот пример чересчур резонансный, но я думаю, что для политиков было бы здорово, если бы они показали всему обществу пример открытости и искренности.

Церковь, кстати, в пространстве глобальных СМИ демонстрирует такую открытость. Все мы знаем, например, о скандале со священниками, которые были уличены в сексуальных связях в Северной Америке. Информация была предана глобальной огласке, и Церковь не стала защищать честь мундира. Она провела свое расследование, просила прощения у людей, отстранила от служения этих священников – то есть были проведены самые серьезные, как у нас говорят, «разборы полетов». Церковь часто демонстрирует такой пример. Увы, в Украине редко такое встретишь. Чаще какие-то стрелы, острые ситуации летят извне. Вот, к примеру, информация последних дней, связанная с Сандеем Аделаджей…

Корр.: А что Вы можете сказать по этому поводу? 

 

М.Ч.: Я думаю, если бы сам Сандей был более откровенным, то это позволило бы избежать ненужного резонанса. Но когда люди видят, что здесь есть что скрывать, а информация дозируется, выходит в ограниченном объеме на публичную сферу, на средства СМИ, то они начинают подозревать все больше и больше. Именно тогда и возникают спекуляции, в том числе и спекуляции политиков, которые чувствуют, что где-то что-то зарыто плохое, и начинают манипулировать самим Сандеем. Получается, он позволяет манипулировать собой, скрывая информацию.

Корр.: Так что, ему надо было выйти и покаяться?

 

М.Ч.: Возможно именно сейчас, когда уже достаточно открытой информации, Сандею необходимо сказать: «Да, это было». 

Одним словом, есть хорошие и плохие примеры. Я думаю, что в современное время глобализации СМИ мы должны быть искренними и честными. Только это позволит человеку сохранить свою репутацию. Не железобетонная защита, не жесткие фильтры, глушители и так далее, а честное признание и доверительные отношения с людьми.

Корр.: Вот я руководитель светского СМИ. У меня огромные желания и потребность в освещении нашей действительности. Но почему, когда я отслеживаю посещаемость Интернет-сайта нашей газеты, то получается, что человек нуждается в крови и трагедии? Почему информация о чистом, духовном, светлом, материалы, в которых мы стараемся подарить какую-то надежду, практически невостребована? 

 

М.Ч.: Я думаю, что это вопрос риторический, без ответа. Потому что люди привыкли. Их, можно сказать, прикармливали чернотой.

Корр.: Подсадили на «черное слово»?

 

М.Ч.: Да, их сделали зависимыми от этого. Это раз. С другой стороны, Вы, без сомнения, знаете простую моральную истину о том, что все трудное - правильное. То, что трудно читать, то, что тебя к чему-то обязывает, то, что выводит тебя на свет, всегда воспринимается, как работа - с трудом. А то, что потакает твоим слабостям, что тебя одобряет и оправдывает, дает ощущение типа: «Ну, не я один такой», «Я украл меньше по сравнению с…»

Корр.: И вообще весь мир бардак…

 

М.Ч.: И если кто-то занимается подобными страшными вещами, то, значит, и я могу себе где-то там «тышком-нышком» потихонечку «тянуть», отдыхать для себя, расслабляться. То есть, зная, что мир грешен, и я могу себе позволить нечто подобное. Ну, хотя бы часть. Вот так многие думают и, к сожалению, делают. Одним словом, хорошее всегда связано с работой, а чтение - с нравственной работой, потому что в «облегченном» чтиве нет никакой нравственной изюмины. Человек просто не будет развиваться. Это слишком легкая пища, которая совершенно не дает роста.

Корр.: Опять таки душа обязывает трудиться день и ночь? 

 

М.Ч.: Душа обязана трудиться, душа должна не позволять лениться. И мы должны сегодня ответить самому себе на тревожный вопрос: что мы выбираем на книжной или на журнальной раскладке? Что я буду читать сегодня? Что читает моя семья? Что смотрят мои дети? Какие каналы у меня в топ-десятке?

Этот вопрос на самом деле не такой простой, каким кажется. Вопрос выбора в медийной среде – это вопрос мировоззрения, этики, это вопрос будущего. Какой образ будущего страны мы выбираем?

Корр.: Какой блиц-совет Вы дадите светскому коллективу, который одержим в хорошем смысле слова, который хочет сбалансировать сегодняшнюю информацию и очень хочет, чтобы эта информация – чистая, светлая, дарящая надежду и силы, поднимающая с колен, читалась?

 

М.Ч.: Я думаю, здесь можно сказать очень коротко: Бог на вашей стороне. Это многое означает, потому что вы выполняете очень благородное богоугодное дело и можете рассчитывать на Его поддержку, на Его высокую оценку. Это важнее, чем мнения прочих людей.

Теги: