В жизни Украинской Православной Церкви уходящий год был отмечен целым рядом событий и тенденций, заслуживающих не только внимании, но и вдумчивого анализа. Укажем здесь на некоторые из них.

Юбилеи

2010 год был отмечен несколькими юбилеями, которые особо отмечались Украинской Православной Церковью. Конечно же, наибольший общественный резонанс имели торжества, посвященные 75-летию со дня рождения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Юбилей отмечался в Киеве 22-23 ноября. На торжества прибыли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также представители всех Поместных Православных Церквей. Таким образом, празднование юбилея Предстоятеля Украинской Православной Церкви приобрело общеправославный характер и, что особо важно, еще раз засвидетельствовало единство Украинской Православной Церкви со Вселенским Православием.

Еще один юбилей уходящего года остался почти незамеченным, хотя он был чрезвычайно важен для Украины. 2010 год стал двадцатым годом автономного бытия Украинской Православной Церкви. Ровно двадцать лет назад (27 октября 1990 года) Святейший Патриарх Алексий издал Благословенную Грамоту о даровании Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Масштабных торжеств, посвященных этой дате, в Киеве не проводилось. И это понятно. События 1990 года тесно связаны с личностью бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви. Более того, сегодня издание Благословенной Грамоты (Томоса) Патриарха Алексия II порой расценивают лишь как плод сиюминутной политической конъюнктуры, сложившейся в последние месяцы существования Советского Союза.

Тем не менее, двадцатилетие Томоса Патриарха Алексия стало хорошим поводом для более вдумчивого и непредвзятого анализа событий 1990 года. 18 октября Блаженнейший Митрополит Владимир выступил в Киевской духовной академии с программным докладом, в котором документы 1990 года были рассмотрены в широком историко-каноническом контексте. Центральный тезис доклада заключался в том, что Киевская митрополия в течение своей многовековой истории всегда «пользовалась правом широкого самоуправления». Особое внимание Митрополит Владимир обратил на то, что еще в 1918 году по решению Всероссийского Церковного Собора Православная Церковь в Украине получила права автономии, которые в силу революционных потрясений тогда не были реализованы в полной мере. Поэтому решения 1990 года фактически означали не создание автономного митрополичьего округа в пределах Украины, а его возрождение. 

Доклад Блаженнейшего Митрополита Владимира стал концептуальным ответом на высказывавшиеся в последние годы в украинском обществе опасения (или, наоборот, призывы) относительно сужения объема автономии Украинской Церкви. Вполне очевидно, что самоуправляемость Православной Церкви на территории Украины с точки зрения Митрополита Владимира — это древняя традиция, оказавшая решающее влияние на исторический путь Украинской Церкви.

Отношения с властью: перезагрузка

2010 год запомнился украинцам, прежде всего, как год кардинальных политических перемен. В январе уходящего года на президентских выборах одержал победу Виктор Янукович, что повлекло за собой существенные корректировки как внутри-, так и внешнеполитического курса Украинского государства. Смена власти не могла не отразиться и на церковной жизни Украины.

25 января в Киеве состоялась инаугурация новоизбранного Президента. Сам протокол инаугурационных мероприятий свидетельствовал о приоритетах новой власти в конфессиональной сфере. Перед инаугурацией состоялся молебен в Киево-Печерской Лавре, который совершили Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир. Интересно, что украинский формат инаугурационного молебна заметно отличался от формата российского. Во-первых, молебен в Киеве был совершен до, а не после инаугурации. А во-вторых, если в Москве подобные молебны — это богослужения подчеркнуто приватного характера (на них присутствуют лишь Патриарх и Президент с супругой), то в Киеве это была публичная акция. Молебен совершался в переполненном храме, в присутствии множества гостей и журналистов. И Виктор Янукович присутствовал на нем не как частное лицо, обращающееся за благословением к главе конфессии, к которой он принадлежит, а именно как лицо официальное, государственное. Так что с самого начала своего президентского правления Виктор Янукович ясно продемонстрировал, что в конфессиональной политике Украинского государства намечаются перемены.

И действительно, в 2010 году формат отношений Православной Церкви и украинской власти претерпел заметные изменения. Власть демонстрировала готовность идти навстречу церковным инициативам. Пожалуй, одним из наиболее заметных шагов в этом отношении стало решение о выделении из бюджета города Киева 11 миллионов гривен на строительство комплекса Свято-Воскресенского православного кафедрального собора. Кроме того, в течение года священноначалие Украинской Православной Церкви неоднократно обращалось непосредственно к Президенту и Премьер-министру Украины с различными просьбами, и власть, как правило, откликалась на эти просьбы (наибольший резонанс имели обращения к Президенту по поводу принятия нового налогового кодекса и по проблеме ювенальной юстиции). Также весьма заметный прогресс произошел в решении проблемы государственного признания духовных учебных заведений. Было проведено несколько встреч представителей Церкви с министром образования, после которых заговорили о возможной государственной аккредитации духовных школ Украинской Православной Церкви.

Однако, столь очевидное сближение Церкви с новой властью стало и поводом для критики в адрес украинских иерархов со стороны светской прессы и оппозиционных политических сил. Это хорошо иллюстрирует ситуация, сложившаяся вокруг комплекса исторических зданий Киево-Печерской Лавры. Как известно, на территории Лавры находятся сегодня не только действующий монастырь, резиденция Киевского Митрополита и Киевские духовные школы, но и различные светские структуры. Среди них наиболее важной является Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Вскоре после прихода новой власти было сменено руководство заповедника, а затем началось существенное сокращение штата его сотрудников. Одновременно с этим несколько корпусов заповедника были переданы в распоряжение монастыря. Все это вызвало протесты со стороны представителей науки и культуры.

Таким образом, сближение с властью может принести Украинской Церкви заметные имиджевые потери. И на это необходимо будет обратить особое внимание в грядущем году.

«Синодальная столица»

2010 год был также отмечен тремя визитами в Украину Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Уже сам по себе этот факт свидетельствует об  особой приоритетности «украинского направления» для Патриарха Кирилла. Напомним, что Святейший Патриарх Алексий II за восемнадцать лет своего предстоятельского служения лишь дважды посетил Киев (в 1990 и 2008 годах). Патриарх же Кирилл за неполных два года своего пребывания на Патриаршем престоле побывал в Киеве уже четыре раза. В январе 2010 года Его Святейшество, как сказано, возглавил молебен перед инаугурацией Президента Украины, летом он посетил Киев, Одесскую и Днепропетровскую епархии и, наконец, в ноябре присутствовал на торжествах в связи с 75-летием Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Если первый визит Патриарха Кирилла в Украину летом 2009 года был отмечен повышенным вниманием украинских СМИ и вызвал огромное количество самых разных комментариев, то интерес к визитам 2010 года был уже не столь высоким. Турне Святейшего Патриарха по епархиям Украинской Церкви, состоявшееся летом 2010 года, воспринималось украинским обществом, скорее, как очередной рабочий пастырский визит.

Если же говорить в целом о характере церковных взаимоотношений по линии Киев-Москва, то уходящий год заметно укрепил тенденции, наметившиеся в 2009 году. В Украине было проведено несколько мероприятий, имевших значение для всей Русской Церкви. В Киеве состоялось летнее заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, кроме того в Украине были проведены рабочие заседания нескольких комиссий Межсоборного присутствия. Журналисты даже заговорили о Киеве, как об одной из «Синодальных столиц» Русской Церкви. Так что рабочие контакты между Москвой и Киевом стали в истекшем году куда более тесными.

Таким образом, уходящий год можно считать годом определенного переформатирования общего контекста жизни Украинской Православной Церкви. Более того, есть основания думать, что процессы, наметившиеся в 2010 году, будут развиваться и в будущем.

Теги: