Украинская Истинно-Православная Церковь? Пока что - просто тест

19 05 2011 |
епископ Григорий (Лурье), Portal-credo.ru


Раскручивающийся внутри РПЦЗ(А) скандал неожиданно получил интересный теоретический аспект. Но все же начнем с предыстории.

 

В 2009 году епископы Дионисий (Алферов) и Ириней (Клиппенштейн) — два архиерея РИПЦ — были приняты в епископат другой юрисдикции, другого "осколка" исторической РПЦЗ — РПЦЗ(А).

 

РИПЦ — это Русская Истинно-Православная Церковь под омофором Архиепископа Омского и Сибирского Тихона. РПЦЗ(А) — это остаток РПЦЗ (Русской Зарубежной Церкви) после подчинения ее большинства в 2007 году Московской патриархии; он возглавляется Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Агафангелом, постоянно проживающим в Одессе (Украина). В 2009 году эти крупные, по масштабам ИПЦ, юрисдикции воспринимались как главные конкуренты. И вот два епископа РИПЦ, давно уже рассорившиеся в собственной юрисдикции с другими епископами, наконец перешли в лагерь церковных конкурентов.

 

В РПЦЗ(А) торжествовали победу, в РИПЦ вздыхали с облегчением, и все были довольны. А некоторые, знавшие не один год главных фигурантов, предрекали: подвел Митрополита Агафангела на этот раз глотательный рефлекс, его главный и единственный метод собирания Церкви. Это сейчас Ириней с Дионисием такие тихие и приятные в общении, но вот пройдет пару лет — и от этих дрожжей, ввергнутых в принимающее всех и вся чрево РПЦЗ(А), там начнется великое брожение… И вот, наконец, забродило.

 

Оказалось, что под омофором епископа Иринея, уже в составе РПЦЗ(А), находится украинский приход, который, в то же время, является частью некоей только еще созидающейся Украинской Истинно-Православной Церкви – ИПЦ украинской (не русской!) традиции. Для широкой публики, не исключая и саму РПЦЗ(А), — новость, мягко говоря, неожиданная.

 

Тут же прозвучали и объяснения Митрополита Агафангела, и опровержения объяснениям Митрополита Агафангела.

 

По версии Митрополита Агафангела, епископ Ириней приобрел этот украинский приход в бытность свою в РИПЦ, а, присоединяясь к РПЦЗ(А), утаил это сокровище; теперь, мол, он будет об этом строго допрошен на Синоде. Но, не дожидаясь Синода, эта версия умерла: оказалось, что приход был принят только в 2010 году, когда епископ Ириней уже находился в РПЦЗ(А).

 

У Митрополита много дел, дату он мог и перепутать; бывает. Но уж о непонятном "украинском" статусе нового прихода он точно не знал! Да и вообще, великорусские клирики РПЦЗ(А) свидетельствуют, что и в прежние годы Митрополит Агафангел выражался отрицательно по поводу создания какой-либо Украинской ИПЦ (это слишком явно противоречило бы "имперским" установкам исторической РПЦЗ).

 

Но тут сами незадачливые украинские клирики епископа Иринея дают интервью о своем общении с Митрополитом Агафангелом при их принятии. По их словам, он им обещал "поддержать создание Украинской Церкви". Впрочем, по версии самого Митрополита, как мы помним, он не только их не обнадеживал, но даже вообще ничего о них не знал. Поэтому в том случае, если он все-таки с ними встречался, мы обязаны предположить, что он просто все забыл. Такое тоже бывает. Называется "амнезия". Но амнезия бывает разных видов: например, у кого-то психогенная, а у кого-то просто от хитрости: так бывает, когда перехитришь сам себя, а потом так вот сразу все и забудешь.

 

Кто и какой прольет умиротворяющий елей на это волнение… Или тут, впрочем, нужен активированный уголь?

 

Не удержусь от замечания на полях, адресованного тем, кто собирается разговаривать с архиереями, пусть даже и истинно-православными. Если вам очень нравится то, что вы слышите от архиерея, то разумнее всего изначально предположить, что этот архиерей просто так устроен: он каждому говорит именно то, что тот хочет услышать. В отношении к незнакомым архиереям лучше держаться тех же правил, что заботливые родители внушают детям по отношению к незнакомым дяденькам, — презумпции виновности. Дальше это предположение надо серьезно проверять, может быть, даже провоцируя архиерея на высказывания в противоположном духе (через каких-либо других вопрошателей). Хочу сказать хорошее: такие архиереи, которые не говорят разным людям разное, тоже отыщутся. В общем, ищите, и ваши усилия принесут плод, пропорциональный усилиям. Можно, впрочем, работать и с архиереями, чьи убеждения крепятся на шарнирах; но тогда нужно иметь, чем таких архиереев "зафиксировать".

 

Таков ныне повод, напомнивший нам о проблеме Украинской поместной Церкви. Проблема эта существует сама по себе, независимо от нынешнего повода.

 

Конечно, "традиционная позиция РПЦЗ" — это позиция Патриарха Тихона и тогдашнего великороссийского духовенства. Они отстаивали неделимость Греко-Российской Церкви в ее границах 1917 года. О том, на каком насилии и попрании канонов эта неделимость была основана, они думать не хотели. Впрочем, это ничего не меняло. Никто не смог остановить ни грузинскую, ни польскую автокефалии. Древняя грузинская автокефалия никак не могла упраздниться решением Российского Синода, и в уничтожении ее видимых признаков в 1811 году не было ничего, кроме обмана и насилия по отношению к грузинским христианам. В 1917 году сил на насилие не осталось. Все это вполне значимо и для ИПЦ, а не только для "мирового православия". Существует Истинно-Православная Церковь Грузии, временно окормляемая епископами Святой Православной Церкви в Северной Америке (HOCNA, или Бостонский Синод).

 

Что касается Украины, Польши и Беларуси, то последним общепризнанным документом об их каноническом статусе является Томос Константинопольского Собора 1593 года об учреждении Московского патриархата в границах, исключающих территории этих стран; территории этих стран оставались в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата. В 1686 году эта митрополия, по решению еще одного Константинопольского Собора, стала управляться через Патриарха Московского, но при этом Патриарх Московский был только "наместником" Патриарха Константинопольского в этой митрополии. Собор постановил, чтобы имя Патриарха Константинопольского возносилось в Киевской митрополии перед именами Патриарха Московского и Митрополита Киевского.

 

Условия передачи Киевской митрополии под наместничество Московского Патриарха никогда не выполнялись, но это было результатом насилия, а не правовым решением. При первой возможности Константинопольский патриархат напомнил о своих правах, дав в 1924 году Томос, который неточно называется Томосом о польской автокефалии. В тексте Томоса Польша даже не упоминалась, а речь шла о Киевской митрополии в целом. Поэтому при следующей возможности, в 1942 году, действие Томоса было распространено на территории Украины и Беларуси, что привело к созданию иерархий соответствующих автокефальных Церквей.

 

Поэтому постановка вопроса об украинской автокефалии в рамках Истинного Православия совершенно законна. Так как Константинопольский престол, с точки зрения ИПЦ, является вдовствующим, то спрашивать его мнения не приходится.

 

Теоретически никаких препятствий нет, но практически пока неясно, насколько Истинное Православие смогло привлечь украинцев. В национальных украинских приходах УПЦ КП и УАПЦ, а, пожалуй, и в украински-ориентированных приходах УПЦ МП мы видим, скорее, либеральные и модернистские тенденции, которым с Истинным Православием не по пути. Не дело ИПЦ просто предоставлять свой омофор каким-то группам, отделяющимся от основных украинских юрисдикций не по вероисповедным причинам. Украинские ИПЦ не должны превращаться в очередную "поповскую вольницу" — пристанище для клириков, которые не смогли ужиться в своих прежних юрисдикциях (и которые, надо сказать, всегда готовы бить себя в грудь и заявлять о вероисповедных причинах своего перехода).

 

Поэтому слова апостола Павла приложимы и к этому случаю: "Все мне можно, но не все полезно".

Теги:
2341







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
19 травня 2011 17:39

Все помесный церкви имеют свои истинно-православные варианты, что Украина хуже других? Поэтому дайош помесную истинно-православную украинскую церковь!


19 травня 2011 17:26

Если учесть, что УПЦ-КП унаследовала сергианско-никодимовские искажения православия, то вполне даже не смешно.
Особенно сейчас, в условиях процессов глобализации. Сторонники прот. Велигруского из Ровно ищут истину, в условиях тотальной коррумпированности Ровенской епархии УПЦ-КП, из клира которой они вышли.


19 травня 2011 17:23

Ситуация прикольная.
Поиски чистого, истинного православия... Смешно - детский сад какой-то.
А вот про условия передачи Киевской митрополии в 1686 году - это всем стоит обратить внимание. Это - интересно описано в книге Лурье.

Грамота в архиве есть. Недавно видел. wink


19 травня 2011 17:22

Это неправильно и даже обидно, что нет консервативно-охранительских юрисдикций украинской традиции. Это несправедливо, поэтому надо срочно исправить - вот процесс пошел. Все подробности можно выспросить у Катерины с "Укоаинской Автокефалии". Она все про всех знает, а главное точно определяет кто гей, а кто к девкам ходить.


19 травня 2011 14:26

"Оказалось, что под омофором епископа Иринея, уже в составе РПЦЗ(А), находится украинский приход.."
Пусть Григорий Лурье поконкретнее скажет, о каком приходе идёт речь. А ведь имеются в виду клирики и прихожане Ровенской области, скорее всего. Цитирую одну из статей в интернете:
"До владики Iринея Клипенштейна у 2010 р. перейшли з УПЦ-КП протоієрей, член єпархіальної ради Юрій Велігурський, диякон Свято-Софіївської парафії УПЦ-КП Віталій Поровчук, та прот. Анатолiй Рябчевський, настоятель церкви райцентру Демидiвка, а також юрист, ієрей Степан Маринич. Православні рівняни, які виступили проти корупції та інших зловживань серед церковної ієрархії, знайшли владику. За погодженням вiддiлених вiд УПЦ-КП незалежних православних громад – парафій преподобного Іова Почаївського в Рівному та святих Петра і Павла в Демидівці, правлячим владикою став саме Iриней (Клипенштейн). Ось новина з газети "Православне дiло":
"У травні 2010 року, відгукнувшись на наше прохання, у Рівне прибув владика Іриней Кліпенштейн, єпископ Ліонський і Західноєвропейський Російської Православної Церкви за кордоном (РПЦЗ). Тієї її частини, яка не пішла на унію з Московським патріархатом у 2007 році.Єпископ Іриней разом з настоятелями парафій отцем Юрієм Велігурським та отцем Анатолієм Рябчевським і громадою відслужив Божественну Літургію та благословив антимінс для відновлення літургійного життя у Рівному. Згодом владика відвідав парафію в Демидівці, якатеж отримала антимінс та відновила богослужіння. Під час розмов з єпископом Іринеєм було знайдено порозуміння, зміст якого полягає в тому, що наші парафії є незалежними і адміністративно не входять до юрисдикції РПЦЗ, але перебувають під духовною опікою владики Іринея до вирішення питання рукопокладення українських єпископів і створення єпархій Істинно-Православної Церкви в Україні. Парафіяльне життя будується за традиціями українського православ’я, богослужбовою мовою є мова українська. Парафія преподобного Іова Почаївського офіційно зареєстрована у відділі у справах релігії Рівненської ОДА. Владика Іриней підтримує право українського православного народу мати свою Помісну Православну Церкву та зберігати і розвивати традицію давньої Київської митрополії".
http://www.4vlada.com/files/Pravoslavne.dilo_25.08.2010_03(06)_X.pdf
Отже, скоро мова йтиме про створення на теренах Рiвненщини окремого екхзархату або єпархії пiд омофором владики Iринея (Клипенштейна). Але чи вдасться добитися утворення по-справжньому незалежної Української Істинно-Православної Церкви? Думаю, час покаже. А поки що, я вважаю, митрополит Рiвненський та Острозький УПЦ-КП Євсевiй (Полiтило) та його помiчники – отцi архимандрити Олексiй (Мензатюк) та Никон (Гайдай) мусили би провести переговори з тими, хто вiдокремився, та досягти з ними хоча б якогось порозумiння, поки ще не пiзно.


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант