Religion.in.ua > Закордонні > Год 400-летия Дома Романовых: начало пересмотра в РПЦ оценок синодального периода истории Церкви?

Год 400-летия Дома Романовых: начало пересмотра в РПЦ оценок синодального периода истории Церкви?


11 03 2013
Если рассматривать содержание того документа с точки зрения проблемы «священства-царства», то можно констатировать, что в нём высказана оценка правления Романовых, не свойственная как для высших иерархов, так и для церковно-исторической науки.

400 лет назад, 6 марта (21 февраля ст. ст.) 1613 года в Москве Великий Земский Собор избрал на царство 16-летнего боярина Михаила Фёдоровича Романова. Ему и новому царскому роду была принесена всенародная клятва на верность. Приняв Русь, разорённую Смутным временем, Романовы за три столетия своего царствования преобразовали её в великую Российскую империю.

На протяжении 300-летнего «романовского» периода истории России неоднократно обострялись отношения между священством и царством. Теократические «споры» сводились к следующим вопросам: какая власть выше и главнее – царская или церковно-иерархическая? У кого выше сакральный статус: у царя или у патриарха? Кто из них есть местоблюститель Христов, истинный помазанник Божий? Над кем нет никого, кроме Бога: над императором или над патриархом? Кто из них может низлагать другого? Кто может судить всех, но не быть судим никем?

В качестве примеров обострений между священством и царством можно указать на противостояния между патриархом Никоном (Миновым) и царём Алексеем Михайловичем, между царём Петром I и рядом архиереев, между митрополитом Арсением (Мацеевичем) и императрицей Екатериной II. И, конечно, невозможно не вспомнить о политической позиции Святейшего Синода в февральско-мартовские дни 1917 года, когда высший орган церковного управления предпринял едва ли не максимум усилий, чтобы в общественно-политическом сознании 100-миллионной православной паствы снять вопрос о потенциально возможной «реставрации» на Учредительном собрании монархического правления. Синод стремился «убрать» своего харизматического конкурента, чтобы тем самым разрешить историко-богословскую проблему «священства-царства» в свою пользу.

Например, уже с 7 марта 1917 года Синод стал именовать Дом Романовых в прошедшем времени – «царствовавшим». 29 числа того же месяца в своём «Поучении с церковного амвона о „Займе Свободы“» Синод отзывался о Романовых следующим образом: «Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все её тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, что бы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией» (Церковные ведомости. 1917. Вкладыш к № 9-15).

Если рассматривать 1917 год в русле проблемы «священства-царства», то нельзя не заметить, что он увенчался желанным для архиереев итогом: в марте того года был свергнут императорский престол, а уже в ноябре был воздвигнут патриарший. Ответ на вопрос «Кому это выгодно?» – очевиден.

На 2013 год в нескольких российских городах запланировано проведение торжественных мероприятий по случаю 400-летия династии Романовых. Основное празднование Юбилея уже прошло 20-21 февраля (н. ст.) в Санкт-Петербурге. Показательно, что на том мероприятии церковное руководство представляли лишь вторые лица: будь то от лица всей РПЦ МП или от С.-Петербургской митрополии. Так, центральную церковную власть на тех торжествах представляли лишь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и его и. о. заместителя – диакон Роман Богдасаров. От митрополии же северной столицы были викарные епископы – Лодейнопольский Мстислав (Дячина) и Выборгский Назарий (Лавриненко).

Организаторам и участникам того мероприятия от патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) было направлено приветственное послание. Если рассматривать содержание того документа с точки зрения проблемы «священства-царства», то можно констатировать, что в нём высказана оценка правления Романовых, не свойственная как для высших иерархов, так и для церковно-исторической науки. В патриаршем послании говорится, что Романовы «ревностно заботились о распространении Православия, благополучии Церкви». (Цит. по: https://www.patriarchia.ru/db/text/2802450.html ).

Вместе с тем на протяжении последнего столетия господствующим в церковной среде является мнение, что с начала XVIII века и вплоть до 1917 года (т. е. с упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода до Февральской революции) Православная Церковь была «обезглавлена» и находилась в «порабощении» у императоров.

Данная точка зрения отражена, например, в выпущенном 18 декабря 1917 года патриархом Тихоном (Беллавиным) послании по случаю вступления на патриарший престол. Автор во всеуслышание вещал: «В согласии с божественными правилами церковными, определено было [решением Поместного собора. – М.Б.] возвратить вдовствующей Церкви Российской законного Её Главу, коего, попущением Божиим, Она лишена была более двух столетий» (Церковные ведомости. 1918. № 1). С учётом того, что в высочайшем акте о наследии престола от 5 апреля 1797 года российский император назывался «главою Церкви» (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание 1. 1830. Т. XXIV. Ст. 17.910. С. 578), о чём владыка Тихон не знать не мог, эти слова имеют глубокий смысл. Фактически патриарх утверждает, что император – незаконный глава Церкви, а вот сам он (патриарх) – законный.

Не исключено, что начиная с года 400-летия дома Романовых в церковной среде начнётся пересмотр расхоже-отрицательных оценок императорского периода истории РПЦ, на который, напомним, приходится две трети от общего царствования династии Романовых.

Михаил Бабкин историк РПЦ, доктор исторических наук






Повернутися назад