На портале «Кредо.ру» недавно появилась публикация, в которой был дан анализ деяний последнего заседания Священного Синода УПЦ, в частности, решения о введении в его состав трёх новых постоянных членов, двое из которых - викарные архиереи.
Автор кредовской публикации полагает, что назначение новых иерархов в Священный Синод УПЦ произошло с грубым нарушением норм действующего Устава об управлении УПЦ, поскольку, была нарушена уставная процедура принятия такового решения https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=84773).
Суровый вывод, который автор, хотя словесно и не обозначил, но является логическим следствием его суждений, таков: новые постоянные члены Священного Синода УПЦ (митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, викарий Киевской епархии УПЦ митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, викарий Киевской епархии архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишенский Александр) — нелигитимны, а Священный Синод УПЦ, принимая данное постановление, превысил свои полномочия (и, между строк, возможно члены Синода УПЦ якобы не свободны в принятии решений). "Обвинения" серьёзные и не отреагировать на них, хотя бы в частном порядке, невозможно.
Разумеется, любое нарушение Устава УПЦ, утвержденного Полнотой Архиерейского Собора, недопустимо. Но, прежде чем присоединиться к легковесным обвинениям членов Священного Синода УПЦ в нарушении ими Устава УПЦ, надо внимательно (и не предубеждённо) изучить весь объём Устава УПЦ и непременно задаться вопросом: а, есть ли в нём такие канонические нормы, которые коренным образом меняют всякую отрицательную оценку его последних решений?
Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что такая норма в Уставе УПЦ (да и в Уставе РПЦ) есть: Священный Синод УПЦ канонически наделен Архиерейской Полнотой УПЦ властью управления Церковью между её Архиерейскими Соборами — высшим органом управления УПЦ. Эта уставная норма, определяя компетенцию Священного Синода УПЦ, является церковно-правовым фундаментом для принятия последним необходимых решений канонического, административного и судебного характера на всей канонической территории УПЦ.
Имеется лишь одно «иерархическое» условие для вступления в окончательную силу любого деяния Священного Синода УПЦ - все определения последнего непременно должны быть утверждены Архиерейской Полнотой УПЦ.
В свете уставной компетенции Священного Синода УПЦ, деяние последнего о дополнительном включении в свой состав новых постоянных членов, в том числе из числа иерархов-викариев, канонически и формально не нарушают Устав УПЦ. Священный Синод УПЦ вправе поднять и решить вопрос об увеличении своих постоянных (и временных) членов и пополнить его состав любым иерархом УПЦ, с последующей передачей решения на суждение и утверждение Архиерейского Собора УПЦ, как высшей иерархической инстанции.
Что же до конкретных трёх персоналий, включенных в состав постоянных членов Священного Синода УПЦ, то это решение принято по предлложению Предстоятеля УПЦ, которое всем следует уважать. Но, что важно, официальных протестов по утверждённым кандидатурам со стороны "рядового" епископата УПЦ - не последовало. А это есть, своего рода, соборная архиерейская рецепция данного синодального решения.
Читая же соответствующие публикации по настоящей проблеме на портале «Кредо.ру», всегда полезно вспоминать слова Священного Писания: «Не спешите колебаться умом» и «Исследуйте духов — от Бога ли они?».
Архиепископ Ионафан, член синодальной Богословско-канонической комиссии УПЦ.
Теги:
Сегодня опубликовали интервью о.Георгия Коваленко, где он о балансе старости-молодости размышляет в том же ключе, что и я попыталась (правда, у о.Георгия это получилось красивше и благозвучнее):
Во главе Синодальных отделов Украинской Православной Церкви как раз поставлены люди, как говорил классик, в самом рассвете сил. А вот решения принимаются Священным Синодом, который состоит в основном из людей в возрасте. Решения принимает Предстоятель, у которого есть опыт жизни и руководства Церковью при разных политических строях. Блаженнейший Владыка доказал своей жизнью, что он христианин и иерарх, заботящийся, прежде всего, о пользе Церкви. И я думаю, что под таким руководством и окормлением молодые иерархи очень быстро набираются опыта.
Когда молодых людей не сдерживают старшие, они склонны к радикальным решениям, к борьбе. А «вся жизнь — борьба» — это не церковный принцип. В Церкви должны быть мир, тишина, покой, молитва...
Да и пословица говорит: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». А в Церкви есть и то, и другое — и старость, которая знает, и молодость, которая может.
https://www.pravmir.ru/prot-georgij-kovalenko-snachala-nas-obvinyali-chto-my-stol
ko-let-ne-provodim-sobor-a-teper-obvinyayut-chto-provodim/
Кстати, хорошее интервью. он там дал понять всем "православнутым" лукьяниковцам, что если они начнут заварушку, то церковь не будет сидеть сложа руки, глядя как волки расхищают овец.