А был ли нарушен Устав УПЦ на последнем киевском Синоде?

30 06 2011 |
архиепископ Ионафан (Елецких), Vladyka-ionafan.ru


На портале «Кредо.ру» недавно появилась публикация, в которой был дан анализ деяний последнего заседания Священного Синода УПЦ, в частности, решения о введении в его состав трёх новых постоянных членов, двое из которых - викарные архиереи.

 

Автор кредовской публикации полагает, что назначение новых иерархов в Священный Синод УПЦ произошло с грубым нарушением норм действующего Устава об управлении УПЦ, поскольку, была нарушена уставная процедура принятия такового решения http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=84773).

 

Суровый вывод, который автор, хотя словесно и не обозначил, но является логическим следствием его суждений, таков: новые постоянные члены Священного Синода УПЦ (митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, викарий Киевской епархии УПЦ митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, викарий Киевской епархии архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишенский Александр) — нелигитимны, а Священный Синод УПЦ, принимая данное постановление, превысил свои полномочия (и, между строк, возможно члены Синода УПЦ  якобы не свободны в принятии решений). "Обвинения" серьёзные и не отреагировать на них, хотя бы в частном порядке, невозможно.

 

Разумеется, любое нарушение Устава УПЦ, утвержденного Полнотой Архиерейского Собора, недопустимо. Но, прежде чем присоединиться к легковесным обвинениям членов Священного Синода УПЦ в нарушении ими Устава УПЦ, надо внимательно (и не предубеждённо) изучить весь объём Устава УПЦ и непременно задаться вопросом: а, есть ли в нём такие канонические нормы, которые коренным образом меняют всякую отрицательную оценку его последних решений?

 

Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что такая норма в Уставе УПЦ (да и в Уставе РПЦ) есть: Священный Синод УПЦ канонически наделен Архиерейской Полнотой УПЦ властью управления Церковью между её Архиерейскими Соборами — высшим органом управления УПЦ. Эта уставная норма, определяя компетенцию Священного Синода УПЦ, является церковно-правовым фундаментом для принятия последним необходимых решений канонического, административного и судебного характера на всей канонической территории УПЦ.

 

Имеется лишь одно «иерархическое» условие для вступления в окончательную силу любого деяния Священного Синода УПЦ - все определения последнего непременно должны быть утверждены Архиерейской Полнотой УПЦ.

 

В свете уставной компетенции Священного Синода УПЦ, деяние последнего о дополнительном включении в свой состав новых постоянных членов, в том числе из числа иерархов-викариев, канонически и формально не нарушают Устав УПЦ. Священный Синод УПЦ вправе поднять и решить вопрос об увеличении своих постоянных (и временных) членов и пополнить его состав любым иерархом УПЦ, с последующей передачей решения на суждение и утверждение Архиерейского Собора УПЦ, как высшей иерархической инстанции.

 

Что же до конкретных трёх персоналий, включенных в состав постоянных членов Священного Синода УПЦ, то это решение принято по предлложению Предстоятеля УПЦ, которое всем следует уважать. Но, что важно, официальных протестов по утверждённым кандидатурам со стороны "рядового" епископата УПЦ - не последовалоА это есть, своего рода, соборная архиерейская рецепция данного синодального решения.

 

Читая же соответствующие публикации по настоящей проблеме на портале «Кредо.ру», всегда полезно вспоминать слова Священного Писания: «Не спешите колебаться умом» и «Исследуйте духов — от Бога ли они?».

 

Архиепископ Ионафан, член синодальной Богословско-канонической комиссии УПЦ.

Теги:
642







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
7 липня 2011 14:03

Кстати, еще раз о пользе задов.
Сегодня опубликовали интервью о.Георгия Коваленко, где он о балансе старости-молодости размышляет в том же ключе, что и я попыталась (правда, у о.Георгия это получилось красивше и благозвучнее):
Мне кажется, в нашей Церкви как раз соблюдена традиционная парадигма, когда решение принимают мудрые, а исполняют полные жизненных сил и энергии.
Во главе Синодальных отделов Украинской Православной Церкви как раз поставлены люди, как говорил классик, в самом рассвете сил. А вот решения принимаются Священным Синодом, который состоит в основном из людей в возрасте. Решения принимает Предстоятель, у которого есть опыт жизни и руководства Церковью при разных политических строях. Блаженнейший Владыка доказал своей жизнью, что он христианин и иерарх, заботящийся, прежде всего, о пользе Церкви. И я думаю, что под таким руководством и окормлением молодые иерархи очень быстро набираются опыта.
Когда молодых людей не сдерживают старшие, они склонны к радикальным решениям, к борьбе. А «вся жизнь — борьба» — это не церковный принцип. В Церкви должны быть мир, тишина, покой, молитва...
Да и пословица говорит: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». А в Церкви есть и то, и другое — и старость, которая знает, и молодость, которая может.

http://www.pravmir.ru/prot-georgij-kovalenko-snachala-nas-obvinyali-chto-my-stol
ko-let-ne-provodim-sobor-a-teper-obvinyayut-chto-provodim/
Кстати, хорошее интервью. он там дал понять всем "православнутым" лукьяниковцам, что если они начнут заварушку, то церковь не будет сидеть сложа руки, глядя как волки расхищают овец.


18   ПУТЯ
1 липня 2011 14:06

к старости превратитесь в того субъекта, которого Вы сами предлагали слить.

С постепенным взрослением моих детей, все чаще и чаще ловлю себя на мысли, что я становлюсь занудой. Замечание принято.

Мы от Вас еще ждем искрометных мыслей на тему "как нам без Ленина реорганизовать рабкрин "

(Не отрываясь от предыдущего контекста.) Я противник всяких реформ. Особенно если они без Ленина wink


1 липня 2011 13:51

Да куда ж мне, унылому

Будете унывать по такому ерундовому поводу - к старости превратитесь в того субъекта, которого Вы сами предлагали слить. smile
Мы от Вас еще ждем искрометных мыслей на тему "как нам без Ленина реорганизовать рабкрин ". smile


16   ПУТЯ
1 липня 2011 13:41

Диалектически надо мыслить, Путя!

Да куда ж мне, унылому.

Кстати, пришла в голову замечательная мысля: а почему б УПЦ МП не переименовать в УПЦ КП? Украинская православная церковь канонического патриархата? Вот это был бы номер!

Идея! И со словом "москва" будет как бы покончено.
А вообще-то это не смешно. Несколько лет назад в Винницкой епархии УПЦ МП на некоторых парафиях на литургии пели в Символе Веры "... в Единую, Соборную, Апостольскую, каноническую Церковь".


1 липня 2011 13:16

Это те, кто тянет "назад в будущее", в светлое будущее коммунизма, ой простите, русмира. Это баласт

Пусть тянут. Они так тянут, что перспективы Русмира становятся все призрачнее и призрачнее. "Кто нам мешает - тот нам поможет".
Все - Божий промысел. И торпедоносцы наши шустрые, и балласт наш неподъемный. Вон одного небитого Драбинко обменяли на двух битых старых вояк. Не было б их - на кого б поменяли Драбинку? Молодежь склонна к неукротимой конкуренции. Старички (особенно которых очень хочется выпихнуть наконец на пенсию) несколько сдерживают эти прекрасные порывы - просто самим фактом своего существования. Они тянут в Русмир - у молодежи начинает бурлить разум возмущенный, и начинает вырабатываться мысль как привиться от Русмира.
Диалектически надо мыслить, Путя!
------
Кстати, пришла в голову замечательная мысля: а почему б УПЦ МП не переименовать в УПЦ КП? Украинская православная церковь канонического патриархата? Вот это был бы номер! wink


14   ПУТЯ
1 липня 2011 13:01

Напоминает фрагмент из филма "По семейным обстоятельствам" со странным маклером, который говорил загадками.

Вы наверное неправильно меня поняли, Татьяна. К пожилым людям я отношусь с глубоким уважением. Странно, но я даже иногда им завидую.
Задами я изначально называл тех, которые не головы, не руки, не голос, независимо от возраста. Это те, кто тянет "назад в будущее", в светлое будущее коммунизма, ой простите, русмира. Это балласт.


1 липня 2011 12:48

О пользе задов.
Я Вам вот что скажу. Есть зады старые, дряблые, грузные и плохо справляющиеся со своими функциями. Их поджимают зады молодые, поджарые, у которых с физиологией все нормально. Но! Не будь тех старых задов - молодые б давно засеяли всю округу продуктами своей бурной жизнедеятельности.
Молодость должна уважать старость. Хотя б даже та старость показывает молодым не самый добрый пример в виде отношения к своему бывшему предстоятелю. И потому, разумеется, в ответку получит по тому же месту.
Дело в принципе. Мне нравится принцип "пожизненно". Есть в этом не только дань уважения к тем, кто пошел в служении Богу до конца (пусть и с ошибками, иногда и трагическими). Но и хороший тренинг молодым терпеть старость во всем ее уродстве. Ибо Господь нас терпит при еще большем контрасте между Им и нами.
------------------------
Сподоби нас, Святый Боже, стареть не теряя достоинства, будучи не обузой, а благословением для тех, кто идет за нами!..


12   ПУТЯ
1 липня 2011 12:01

А у нас - губы одного, уши другого, борода третьего, панагия четвертого, мерседес пятого.

Ага! А БМВ десятого!

Зад тоже нужен

Тяжела ноша. Зад старый и большой да и не очень здоров (еще с Советского Союза!), висит и назад тянет (к Союзу, наверное, или русмиру - все равно). Такой зад в дороге довольно тяжел, я думаю. Пусть отдыхает. Натерпелся и навидался за свою жизнь-то, наверное.


1 липня 2011 11:41

Почему именно в лесу? Они верят в лесных фей и хоббитов?

Наверное, потому, что потом хозяину такого телека-закопанца сложнее будет вернуться и под покровом ночи его откопать. smile
Вспомнилось знаменитое "Кладбище домашних животных" Стивена Кинга. smile
Ну, не нам их судить. Тут иногда в лесу не только телек закопать хочется, а кое-кого поживее.
Вот так вот? http://www.liveinternet.ru/users/2396337/post72246956/

Ну, там хоть две головы довольно четко на УЗИ визуализируются. А у нас - губы одного, уши другого, борода третьего, панагия четвертого, мерседес пятого. И в результате - "чудище обло, огромно, стозевно и лаяй".
А если об УПЦ МП, то там кроме ног и рук есть еще голова, уши, рот, зад.
Надеюсь, что в скором времени все эти органы научатся делать одну работу во благо своего народа вместе.

Все мы надеемся на то, что благоразумие, наконец, посетит наших святых отцов (К).
Кроме зада, конечно.

Зад тоже нужен. Главное - не допускать запоров.


10   ПУТЯ
1 липня 2011 10:59

Счастливец!.. Куда б мне от своего деться?..

И не говорите, Татьяна. Так чудесно провел время на природе.

Свекровь ходит к пятидесятникам-ультрасам, так у них даже однажды был обряд закапывания в лесу телевизора.

Почему именно в лесу? Они верят в лесных фей и хоббитов? wink

И ни у кого в общине нет телеков.

Вы знаете. Я их понимаю. Но мотивация у них другая. Им телеки мешают программировать своих адептов. Конкуренция такая.
А я вот бы действительно закопал все украинское телевидение вместе с Арфушами и Бенкендорфами. Такого публичного массового цинизма и мещанства как на УТ наверное нигде в мире нет.

Ну, пардон, какой герб у "исторической родины", такие должны быть и все органы управления согласно иерархии. Тело одно - головы две.

Вот так вот? http://www.liveinternet.ru/users/2396337/post72246956/

Ноги идут в одну сторону, руки тянутся к предметам в противоположной от движения ног стороне...

Да. Вспомнилось легендарное: "А рука тянется и тянется..." Сбылось, кстати, пророчество. Скоро все растянут, а рука еще долго тянутся будет... По привычке.
А если об УПЦ МП, то там кроме ног и рук есть еще голова, уши, рот, зад.
Надеюсь, что в скором времени все эти органы научатся делать одну работу во благо своего народа вместе. Кроме зада, конечно. Перетруженные зады уйдут на заслуженный покой.


1 липня 2011 10:11

Был вдали от компьютера.

Счастливец!.. Куда б мне от своего деться?..
Свекровь ходит к пятидесятникам-ультрасам, так у них даже однажды был обряд закапывания в лесу телевизора. И ни у кого в общине нет телеков.
Ну посудите сами: как в одной поместной автокефальной церкви (в нашем случае РПЦ) может быть два Священных Синода? А некоторые архиереи члены обоих Синодов. Это абсурд

Ну, пардон, какой герб у "исторической родины", такие должны быть и все органы управления согласно иерархии. Тело одно - головы две. И им про эту сиамскую близнецовость уже давно говорили, мол, пора разделять несчастных, а то кто-то один умрет - и гнить начнет все "общее тело". Близнецы вроде срощенные спинками, разделить в принципе можно.
Если оставить все как есть, то при нынешнем положении УПЦ РПЦ - это царство, разделившееся само в себе. Ноги идут в одну сторону, руки тянутся к предметам в противоположной от движения ног стороне...
Но кто ж слушает?


8   ПУТЯ
1 липня 2011 08:37

Что-то мне этот Рюрикович определенно начинает нравиться. Второй раз попадает красиво в яблочко.
Путя, какую таблетку посоветуете? Никак, захворала я. Мерещится всякое...

Татьяна, простите за опоздание. Был вдали от компьютера.

Следует начать с того, что такой орган как "Священный Синод УПЦ" вообще полулегитимный орган. Почему? Потому, что Священный Синод это администрвтивный орган автокефальной церкви, которой УПЦ не является. Ну посудите сами: как в одной поместной автокефальной церкви (в нашем случае РПЦ) может быть два Священных Синода? А некоторые архиереи члены обоих Синодов. Это абсурд.
Поэтому дальнейшие споры о том - сколько там членов, что они принимают, кто кого подсиживает - не имеют особого значения в контексте РПЦ.

По поводу Рюриковича точно сказать не могу ничего, но то что над ним сгущается сгущенка - это знаю точно. И все его последние апологии в пользу защиты прав УПЦ следует воспринимать как защитную реакцию на болевой раздражитель.


7   sh_2010
30 червня 2011 17:34

Согласен со Свідомим. Логика владыки Ионафана абсурдна. Просто стыдно читать.

А Ви шановний Nagardjuna зайдіть на його сайт там теж без логіки і соромно стає за таких архієреїв УПЦ МП !


30 червня 2011 13:51

Согласен со Свідомим. Логика владыки Ионафана абсурдна. Просто стыдно читать. Взять вот это
официальных протестов по утверждённым кандидатурам со стороны "рядового" епископата УПЦ - не последовало. А это есть, своего рода, соборная архиерейская рецепция данного синодального решения

Вот мне интересно, как при такой логике владыка архиепископ объяснит непринятие многими авторитетными иерархами декларации мит. Сергия? Притом, что они официально протестовали. Просто интересно посмотреть как член Богословско - канонической комиссии будет укладывать это историческое событие в прокрустово ложе своей логики? Или у него для каждого события своя логика. Вот тут работающая, а вот там – нет. smile


30 червня 2011 13:41

Це називається ще один прогиб перед начальством, для того щоб з кафедри не зняли чи на покій відправили і так далі.

Не розумію. Якщо я стою на позиції автокефалії, то навіть не уявляю, хто може примусити мене зробити вигин перед керівництвом чи що.
Утім... Там на Богослові.ру ціла дискусія вже спричинилася щодо останніх подій в УПЦ.






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант