Впервые за 19 лет состоялся Поместный собор Украинской Православной Церкви. Об эпохальности события говорит то, что предыдущий такой съезд — в 1992 г. — созывался, чтобы утвердить на посту Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира. И хотя задачи нынешнего собора были обнародованы 28 июня, часть верующих с подозрением отнеслась к анонсу — уж больно «рутинными» казались задекларированные цели для такого представительного собрания.

 

Тревога передалась и в православные СМИ. Большей частью высказывались предположения о решениях, направленных на отрыв от Московского патриархата и законодательное укрепление позиций сторонников автокефалии в высших органах церковной власти УПЦ.

Пик напряжения пришелся на день собора, когда у входов в Верхнюю лавру были выставлены милицейские заслоны. Православным братствам пришлось прямо на улице разворачивать пикеты с призывами не допустить автокефалии.

Ее и не допустили.

«Потому что народ церковный поднялся», — заявляют сегодня «братчики», но продолжают утверждать при этом, что предпосылки отделения от РПЦ не устранены и даже закреплены решениями от 8 июля.

Какие же ожидания накануне Собора оказались ложными, а какие оправдались? Об этом мы беседуем с председателем оргкомитета по проведению собора, викарием митрополита Киевского и всея Украины, наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом.

— Ваше высокопреосвященство, прошла уже неделя после собора, но ни на официальном сайте УПЦ (возглавляемом секретарем ее предстоятеля), ни на церковном сайте, возглавляемом пресс-секретарем предстоятеля, — никакой развернутой информации об этом незаурядном событии. Поэтому прошу вас как главу оргкомитета по проведению собора из первых уст поведать нашим читателям о произошедшем в лавре 8 июня.

 

— Божией милостью на соборе Украинской Православной Церкви не произошло ничего такого, что могло бы кого-то удивить. Потому что мы собрались в первую очередь для того, чтобы услышать доклад и назидательное слово Предстоятеля нашей Церкви. Этот Собор юбилейный — он был посвящен 45-летию архиерейской хиротонии (посвящения в епископы. — Авт.) митрополита Киевского и всея Украины Владимира и практически 20-летию его избрания на первосвятительское служение.

Собор утвердил тот устав, который принят в 2007 году и по которому мы живем и сегодня. Были также утверждены три новых постоянных члена Синода. Никаких других изменений принято не было.

Есть, конечно, лица, которые и эти события раздувают, внося смущение в сердца верующих. К сожалению, об этом можно прочесть сегодня во многих СМИ.

В связи с этим необходимо, чтобы Святейший Патриарх Кирилл применил взыскания к тем людям, которые распространили неправду, — таким как, например, о. Николай Балашов (зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата. — Авт.), диакон Кураев (член Синодальной богословской комиссии РПЦ. — Авт.). Я уже говорил об этом с митрополитом Иларионом (председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата. — Авт.). Ведь собор не нарушил ни одного пункта церковных канонов, мы живем в единстве с Русской православной церковью, которая объединяет Россию, Украину, Беларусь, Молдавию и Латвию.

Догматы и вероучение у нас едины, но живем мы по законам наших стран, и это надо учитывать, не давая глупым мыслям расшатывать умы людей, еще не утвердившихся в вере.

Мы спросили как-то одного из таких «защитников церкви»: «Ты причащался?» «Какое причастие?! — отвечает. — Нужно спасать Церковь!» От кого спасать? Блаженнейший Митрополит Владимир выстоял 45 лет со дня архиерейской хиротонии — в самые тяжелые времена! Он призвал к единству с Русской православной церковью в конце заседания собора. И сегодня грех лежит на тех людях, которые пишут всякую неправду. Господь спросит с них и в сем, и в будущем веке!

— Вы говорите, что был утвержден устав УПЦ в редакции 2007 года. Насколько я знаю, на соборе принято решение о том, что этот устав вступает в действие немедленно...

 

— Не только немедленно, а мы уже живем по-нашему с 2007 года, потому что он зарегистрирован в Минюсте и в органах государственной власти.

—Но в уставе РПЦ записано, что устав УПЦ должен быть одобрен Патриархом Московским и всея Руси

 

— На поместном соборе РПЦ 2009 г., где Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, утверждены все принятые за межсоборный период законы. В том числе и Украинской православной церкви.

— То есть устав этот уже одобрен патриархом?

 

— Конечно! А мы утвердили лишь для того, чтобы никто не сказал, что Украинская Церковь его не утвердила.

— Но если на Соборе не произошло ничего чрезвычайного, то в чем причина поспешности, с которой он был созван? Синод принимает решение о созыве собора 28 июня, а уже ко 2 июля проведены выборы делегатов (от каждой епархии по одному от духовенства, от монахов и от мирян). То есть за три будних дня в каждой епархии собрали мирян и организовали их волеизъявление.

 

— Да, была поспешность. Хотелось приурочить это важное церковное событие к 45-летию архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Владимира и разделить со всеми этот праздник. Потому что это праздник всей Церкви. За два десятка лет независимости и самостоятельности в своем управлении Украинская Православная Церковь претерпела уже столько сплетен и неправды, что, отложи мы собор на полгода, их было бы еще больше. Бог весть что еще придумали бы.

— Ну, хорошо, а скоротечность Собора — в 11.00 началась регистрация делегатов, а в 14.15 — уже выход к прессе.

 

— Мы ведь не решали глобальные проблемы! Мы собрались на юбилейный собор. Обсудили проблемы, которые необходимо решить, утвердили трех новых постоянных членов Священного синода, обговорили вопросы, которые обозначил Блаженнейший Митрополит Владимир. Есть области, где местные органы власти не хотят регистрировать уставы новообразовавшихся монастырей, приходов (в Черниговской, например), не возвращают экспроприированное большевиками церковное имущество, а то и вовсе возрожденные монашествующими руины древних монастырей хотят теперь использовать под музеи (как в Тернопольской области). И это представители той власти, которой мы желали, избирали ее!

Каждый архиерей высказывался по этим вопросам. Поэтому нельзя говорить, что мы собирались для пустословия.

— Вы сказали об избрании трех новых членов Синода. Нет ли здесь нарушения устава, утвержденного РПЦ, где четко оговаривается численность «украинского» Синода?

 

— Нарушения здесь нет, потому что Синод их лишь избрал, а затем предложил собору на утверждение.

А то, что журналисты об этом пишут, так они ж не знают ни канонов, ни жизни Церкви. Зато хорошо знают, сколько им должны заплатить за то, что они напишут. А для нас гораздо важнее сохранить души, и тогда умные журналисты не будут писать всякие гадости.

— В числе утвержденных решений Синода и отлучение от церкви председателя Союза православных братств Украины Валентина Лукияника. Почему это произошло без церковного суда?

 

— Если бы его судили, то осудили бы уже как полагается — предали анафеме. Лукияника несколько раз увещевали. Я с ним сколько уж говорил о том, что в Церкви должно быть послушание, а не горлопанство!

— То есть теперешнее определение еще не анафема?

 

— Просто отлучили от причастия. До полного раскаяния.

Потому что человек не должен «подставлять» Церковь, вступая в конфликт с властью. Например, умер священник — бывший настоятель киевского Кирилловского храма — семья два дня не сообщала об этом Блаженнейшему, а потом Лукияник сам организовал погребение у стен этого храма. Зачем было идти на конфликт и хоронить на территории музея?!

А скажите, пожалуйста, какая нужда была устраивать «гадюшник» возле Верховной Рады в виде палаточного храма? Я предложил: «Давайте ночью поставим деревянный сруб-церковь — никто не тронет». Но тогда же денег никто не будет давать за шарлатанство и насмешку.

— Если Вы имеете в виду палаточный храм общины о. Олега Сирко, изгнанной филаретовцами из своей церкви в Тернопольской области, то в нем же сам Блаженнейший освящал престол.

 

— Да, но освятил его на то время, когда нужно было действительно отстаивать права Церкви. Но когда сменилась власть, вице-премьер Андрей Клюев пообещал выделить Украинской Православной Церкви землю в Тернопольской области и всячески содействовать возведению храма. А священник и братство, получается, не слушали епископа и продолжали требовать возвращения храма.

— Но, может быть, это просто недоверие к власти? Ведь сколько уже обещали о. Олегу «решить вопрос».

 

— Думаю, ни в одном обещании Андрей Петрович не покривил душой. Вообще не припомню, чтобы он не выполнял то, о чем говорил.

— Заключительной фразой проекта «Ухвали Собору УПЦ» стоит «Українська Православна Церква є Церквою українського народу». Не «народу України»...

 

— Сняли. Хотя, скажите, пожалуйста, «украинский народ» и «народ Украины» — разве не одно и то же?

— Наверное, не всегда. Вы же помните, какие сражения были в Верховной Раде вокруг этих определений во время принятия приснопамятного закона о голодоморе-геноциде.

 

— Депутаты могут за что угодно сражаться. Пусть они лучше научатся Конституцию исполнять, ими же и принятую. А в ней написано: «Украинский народ — граждане Украины всех национальностей».

— Владыка, спасибо за беседу. Пользуясь случаем, позвольте от имени редакции «2000» поздравить вас с великим праздником первоверховных апостолов Петра и Павла — днем вашего тезоименитства. Причем двойным — вы же в крещении Петр. Желаем вам здоровья и сил в деле укрепления единства Церкви и служения нашему народу.

 

— Благодарю вас за все и хочу через «2000» еще раз выразить сыновнюю благодарность нашему Предстоятелю Митрополиту Владимиру. За мудрость и за то, что, будучи архиереем в продолжение сорока пяти лет, он сеет мир, любовь, тепло и всех призывает к здравому смыслу.

Его мудрое управление Церковью в самый тяжелый период истории Украины показало, что он принес благодатный мир нашей стране. С любовью он терпит и раскольников, и безбожников, и сектантов. И сегодня ни один здравомыслящий человек не может сказать ни одного плохого слова о Предстоятеле УПЦ. Потому что он действительно пастырь от Бога, пастырь, избранный людьми.

И те, которые там ропщут, мол, Блаженнейший болен, — дай Бог, чтобы все имели такой здравый ум, как имеет он. Я хотел бы, чтобы каждый из нас имел такую глубокую веру и силу воли, какие дарует ему Господь.

В немощи человеческой сила Божья исполняется.

А вам, дорогие братья и сестры, желаю, чтобы мудрость апостола Павла, вера апостола Петра вела вас к тихой пристани Царства Небесного. И меньше слушайте всякий вздор, а больше ходите в храм Божий, любите друг друга. И поверьте, ни один епископ украинской канонической Украинской православной церкви не желает, чтобы вы погибли. Потому что если духовно погибнете вы, погибнем и мы. Ведь, как сказано в Евангелии, Господь спросит «Как ты пас свою паству?» — и надо будет ответить: «Вот я, Господи, и дети, которых Ты мне дал».

Теги: