Историк и священник Николай Доненко — автор нескольких книг о новомучениках. В начале 2000-х годов он входил в Синодальную комиссию УПЦ по канонизации. Отец Николай много работает в архивах, детально изучая факты биографии каждой исторической личности, о которой он собирается написать. Почему он всегда призывает быть предельно скрупулезными в вопросах изучения обстоятельств жизни новомучеников — в небольшом интервью для Правмира.

— Отец Николай, о чем ваша новая книга?


— Сейчас я готовлю издание о новомучениках Ялты. Есть три канонизированных священномученика. Плюс, я еще расскажу не только о них, но постараюсь дать общую картину жизни в Крыму в ту эпоху. К сожалению, времени на все не хватает — я и преподаю в Симферопольской семинарии, и служу у себя на приходе.
 

Святой или не святой?

— Как технически организован процесс канонизации? Куда подаются собранные о человеке материалы?


— Сначала cобираются материалы, документы, свидетельства, затем подаются в епархиальную комиссию, которая после рассмотрения и положительного суждения подает их в Синодальную комиссию по канонизации с сопроводительным письмом от архиерея. Это очень важный и длительный процесс.

— Многие верующие удивляются: почему еще не канонизирована монахиня Алипия, подвизавшаяся в Голосеевской пустыни? Я слышал такую версию: якобы мнение членов комиссии разделилось — половина была за, половина против канонизации. Что там было на самом деле?


— Здесь все объясняется мудрым благословением Блаженнейшего Митрополита Владимира. Он считает, что нужно время для такого решения, и канонизация может состояться только через 30 лет после смерти человека. И это очень правильно, так как за это время исчезают все эмоциональные и психологические наслоения, обнажая духовную реальность: за событиями жизни мы можем различать житие. Действительно, отошедшая ко Господу в 1988 году, матушка Алипия была незаурядным человеком, личностью с богатыми духовными дарованиями. Она провела жизнь в молитве и воздержании, и память о ней хранит церковный народ.

— Один из священников, знавший ее, говорил мне, что он рассказывал о матушке людям, собиравшим материалы для книги о ней. Но вышедший потом текст был очень не похож на его рассказ. Кто-то занимается проверкой фактов при составлении подобных книг?


— Прежде всего, это вопрос ответственности и чистоплотности тех, кто собирает информацию. Когда я изучал материал о священноисповеднике Романе Медведе, меня познакомили с пожилой верующей женщиной, которая лично знала святого. За два часа нашей встречи она рассказала только два эпизода.

Ее долгое размышление перед тем, как что-то сказать, объяснялось церковной ответственностью. Она не хотела, чтобы ее личное отношение к данному священнослужителю, ее человеческие симпатии заслонили или исказили образ святого, она была очень ответственным человеком и долго молилась о том, чтобы ничего не перепутать и вспомнить все точно.

Сейчас, к сожалению, такое трезвое и ответственное отношение к церковной истории — нечастое явление. Чаще люди, доверившись душевно-сентиментальному настроению в ущерб трезвению, ищут чудес, необыкновенных событий, не утруждая себя проверкой данных, как бы не понимая, что жизнь по заповеди Божией и смерть за Христа есть уже чудо.

Политическая канонизация?
 

— Я когда-то читал пресс-релиз одной из проукраинских партий, которая предлагала канонизировать Тараса Шевченко. Кроме того, когда-то были сообщения о том, что УПЦ готовит канонизацию гетьмана Петра Сагайдачного. Откуда эти слухи?


— Хороший человек — это еще не повод для канонизации. Приведу простой пример. Когда то, в начале 2000-х годов в комиссии по канонизации поднимался вопрос о том, чтобы канонизировать большим списком древних киевских митрополитов, а также гетмана Петра Сагайдачного и атамана Ивана Сирка. По всей видимости, этот проект предложили не вполне церковные политики, которые не разобрались, чем и как отличается национальный герой от христианского святого.

— Какие аргументы приводились в пользу канонизации?


— Говорили о том, что это поднимет национальное украинское самосознание, это патриотический ход, важный для украинской армии, и потом, они просто хорошие люди. Я предложил перевести эту дискуссию в церковное русло. То есть найти именно христианские аргументы для канонизации. И таковых не оказалось.

К слову сказать, сейчас продолжают открываться ранее неизвестные архивные материалы о новомучениках, в силу которых меняется точка зрения на исторические события, а также отдельных их участников: выясняется, что кто-то сотрудничал в НКВД, кто-то дал показания, на основании которых погибли люди… То есть, во избежание деканонизации, опасно спешить и принимать решения, не изучивв полноте все архивные документы.

— Чем закончилась идея канонизировать Сагайдачного и Сирка?


— После долгих обсуждений с привлечением мнений экспертов, вопрос был закрыт как не имеющий оснований.

Теги: