Как Церковь относится к биометрическим паспортам?

15 11 2012 |
, Оrthodoxy.org.ua / Ua.pravmir.ru


В начале октября Верховной Радой Украины при поддержке 233 народных депутатов был принят Закон «О Едином государственном демографическом реестре», согласно которому в Украине должны ввести биометрические паспорта. Закон вызвал бурное обсуждение в сети Интернет и на страницах церковной печати, а также стал поводом для многочисленных протестов верующих, в частности массовых крестных ходов от Лавры под стены здания Верховной Рады.


Как Церковь относится к электронному документообороту? С этим и другими вопросами редакция «Православия в Украине» обратилась к Председателю Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарю Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерею Георгия Коваленко.


Нужно ли верующим протестовать против введения биометрических паспортов, инициировать или участвовать в «протестующих» крестных ходах? Отрекаемся ли мы от Христа, принимая налоговый код или новый биометрический паспорт? И что делать Церкви, если новый биометрический вариант документов таки введут? Об этом и другом смотрите в новом видеоблоге портала «Православие в Украине».

«На крестном ходе не должно быть лозунгов»

- У нас в гостях — Пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко, и мы обсуждаем тему биометрических паспортов и электронных документов. Отче, когда в Верховной Раде рассматриваются законопроекты, связанные с введением в оборот электронных документов, мы можем наблюдать массовые протесты верующих, в частности, крестные ходы по центральным улицам Киева к зданию парламента. Против чего протестуют верующие?


- В этих крестных ходах почти никогда не участвуют священнослужители. И эти крестные ходы совершаются без благословения священноначалия Украинской Православной Церкви. Но, действительно, это часть верующих нашей Церкви. Однако верующих, которые, к сожалению, заражены так называемым политическим православием. С другой стороны, это верующие, которые настроены эсхатологически, т.е. считают, что уже конец этого мира, и надо всеми возможными способами бороться против, как им кажется, царства антихриста или такой государственной модели, которая фактически шагает к установлению власти антихриста.

Есть очень много проблем, связанных с этими вопросами. Очень неоднозначные мнения есть и у богословов, и у священников, и у верующих нашей Церкви. То есть, эти вопросы обсуждаются еще с 1990-х гг. Сначала это были идентификационные номера, потом это были налоговые номера, сейчас это — биометрические паспорта. То есть, если говорить в целом, мы имеем определенную проблему: проблема, связанная с отсутствием богословского образования, отсутствием традиционного религиозного воспитания накладывается на определенную неуверенность в современных технологиях, слабое знакомство с ними, приписывание материальному каких-то духовных свойств, страх перед тем, что каким-то непонятным образом человека можно обмануть или без его воли, скажем так, покорить нехристианской власти. И поэтому эти люди выкладывают свои протесты: массово приходят письма на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира, в Богословско-каноническую комиссию, люди приходят к священникам, архиереям и просят их защитить.

 

С другой стороны, мы видим еще одну проблему — постсоветскую. То, что вы называете крестным ходом, на самом деле крестным ходом не является. Крестный ход — это свидетельство о нашей вере (например, религиозная процессия на Пасху). То есть, на крестном ходе не должно быть лозунгов. А здесь мы видим лозунги. Крестный ход не может выходить из Лавры, он должен приходить в Лавру. Крестному ходу нечего делать под стенами парламента — под парламентом не молятся.

 

То есть, мы имеем выражение определенных политических взглядов части православных верующих. Эти люди пытаются защитить свои права. И когда они обращаются к священноначалию, к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, то Церковь также просит государство учесть мнение этих людей и сделать какие-то альтернативные системы учета, альтернативные документы, которые бы не будоражили людей, не воспринимались ими как антихристианские.

 

В последнем письме к Президенту Блаженнейший Митрополит Владимир просит наложить вето на закон о биометрических паспортах, потому что он ограничивает базовые права человека. То есть, вот такой взгляд Церкви.

 

А если уж говорить непосредственно о паспортах, то, знаете, паспорта нас к Богу не приближают и не отдаляют. Паспорта нас не могут сделать больше христианином или меньшим христианином, они не могут отлучить нас от Христа. Эти паспорта не является печатью антихриста. И к этой проблеме надо относиться как к проблеме политической, а не проблеме религиозной.

«Бороться надо не с антихристом, бороться надо за Христа»

- Когда говорят об индивидуальном налоговом номере, об электронных документах, то обычно употребляют термин «электронный концлагерь», будто всех нас туда пытаются загнать. Как Церковь относится к электронному документообороту вообще и к биометрическим паспортам?


- Мне, как священнослужителю, неважно, в каком «концлагере» я буду жить — или в личном, или в масштабах государства, или в масштабах всей планеты. Действительно, выстраивается система, которая пытается полностью контролировать человека. Мы это видим. И, скажем так, это можно соотносить с откровением Иоанна Богослова. И об этом, кстати, говорят люди, которых это возмущает, которые пытаются бороться с этой системой.

 

Но мне кажется, бороться надо не с антихристом, а надо бороться за Христа. То есть, надо изучать не эти дьявольские козни, не пытаться понять, на какой технологии этот «концлагерь» строится, а надо изучать собственную душу и пытаться познавать Христа, а не антихриста.

 

Кстати, одно из толкований откровения Иоанна Богослова говорит о том, что печать на лбу и печать на правой руке — это образ мыслей, мировоззрение, и образ действий. Если человек живет не по-христианские и мыслит не по-христиански, она уже принимает печать антихриста в своей жизни.

 

- А возможно ли вообще такое, что даже без желания приняв электронный номер, например, тот же налоговый, человек автоматически отрекся от Христа?


- Вы знаете, это какая-то неомифология, это какие-то мысли, которые противоречат природе христианской веры, противоречат тому же Апокалипсису. Даже сам дьявол желает свободного поклонения себе. И только свободное ему поклонение означает отречение от Христа. Когда человек свободно грешит, сознательно грешит, она действительно отказывается от Бога.

 

Чтобы какая-то автоматическая, технологическая или другая система, отлучила меня от Христа — это невозможно. Об этом говорит апостол Павел: ни небо, ни земля, ничто не может отлучить меня от любви Божией.

 

Поэтому я думаю, все же надо внимательнее посмотреть на эту проблему, и тем, кто считает, что в этом есть богословская подоплека, — почитать документы нашей Церкви и не только нашей, Греческой, например, которые издавались за последние 20 лет. Заседали комиссии, проходили конференции, архиерейские соборы высказывали свое мнение. Поднимали этот вопрос и те люди, которых называют старцами, и эта мысль также однозначна — надо любить Христа, а не бояться антихриста.

Знаете, если читать «Откровение» («Апокалипсис»), то он завершается радостным призывом: «Ей, гряди Господи!» (Т.е. «приди, Господь»). А если сегодня рассматривать, то он должен был бы завершаться словами: спасайся, кто может! Однако не это говорит Священное Писание. Священное Писание воспитывает нас в любви.

 

И вот еще одна характерная черта всех этих движений — там почти нет любви. Там нет любви к ближнему, там есть страх. А, знаете, там, где есть страх, говорит Священное Писание, — там нет любви, там нет Бога.

 

Христианину нечего и никого бояться, с нами Бог. И если я верю Богу, если я доверяю Ему, то я знаю, что Он меня защитит, и Он намного больше понимает, как меня вести путем спасения. И поэтому я не в дьявольщине должен  разбираться, не тьму наблюдать, а наблюдать свет. Это для христианина является главным.

 

Иногда тьма такая, что совсем не видно, что там творится, и нам страшно. Однако маленькая свеча — и куда только вся эта тьма девается! Эта свеча должна быть в нашем сердце. В нашем сердце должны гореть искренняя вера и надежда на Бога. А в нашей жизни мы должны себя изменить: и свое мировоззрение, чтобы мыслить по-христиански, чтобы даже мысли не было нарушать заповеди, чтобы стараться жить по-христиански, если падаем, то вставать и каяться. И тогда Господь будет нас вести путем спасения.

 

Более того, есть еще один соблазн — пытаться спасти мир, пытаться спасти Церковь. Но не мы спасаем Церковь, Церковь нас спасает. С другой стороны, когда мы спасаем весь мир, мы забываем о собственной душе, о ближнем — и это тоже соблазн. У нас у каждого будет свой апокалипсис. Каждый из нас завершит свою жизнь, и тогда нас не будут спрашивать, боролись мы с кодами или паспортами. Нас будут спрашивать, как мы жили: жили ли мы по заповедям, любили ли мы Бога, любили ли мы ближнего, служили ли ему. Думаю, не надо никогда забывать о собственной жизни, которая также должна завершаться, и нам также переходить от земной жизни к небесной.

«Церковь будет договариваться с государством, чтобы люди, не желающие иметь биометрических документов, имели реальную альтернативу»

- Есть вероятность того, что все же электронные документы и биометрические паспорта введут. Что Церковь будет делать в этом случае?


- Церковь, с одной стороны, будет продолжать воспитывать своих верующих и пытаться им рассказывать о Христе. То есть, фактически делать то, что она всегда и делала — будет молиться.

 

С другой стороны, Церковь все же будет пытаться с государством договариваться о том, чтобы те люди, которые не желают принимать таких документов, имели реальную альтернативную систему. Как сегодня с теми же налоговыми номерами — человек может отказаться от налогового номера и свободно совершать определенные действия. Так же и с этими паспортами.

 

Ибо в этом законодательстве, которое сейчас пытаются принять, сказано о возможности альтернативы, но реального механизма внедрения этой альтернативы нет. С другой стороны, в этом документе есть очень странная оговорка. Там говорится о том, что подобные чипы будут имплантироваться в паспорта . Но филологи знают, что имплантировать можно только в человека. И потому это также определенным образом возмущает верующих, это также их смущает. Если у нас в законах такое пишут, то люди опасаются, что потом начнут и имплантировать. Поэтому Церковь будет пытаться и работать с государством, и воспитывать верующих.

 

Кроме того, есть у нас и принцип, который нам дал Христос, — когда Ему показали монету и спросили, надо ли платить налоги. Он сказал: «Покажите мне монету. Кто на ней изображен?» На монете изображен Кесарь. И Господь говорит: «Отдайте Кесарю кесарево (т.е. платите налоги), а Богу — Божье».

 

Кто нарисован на паспорте? Герб. Так вот, паспорт — это государственное дело, это не религиозная дело. А Бог — это душа и Церковь. Пока государство не гонит Церковь, пока государство не требует от нас отречения от Христа, мы будем порядочными гражданами, мы будем выполнять те законы, которые приняли наши депутаты. Мы будем жить в тех условиях, которые нам создадут, потому что это по-настоящему не влияет на спасение бессмертной души. Это — земное. А земной христианин должен жить по тем законам, которые есть в государстве.

 

- Спасибо Вам за ответы на вопросы.

Теги:
13363







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант