Давид Бен-Гурион, человек, сыгравший одну из ключевых ролей в создании Израиля, говорил: "Родину не дают и не получают в подарок, не приобретают в результате политических соглашений, не покупают за золото и не завоевывают кулаками. Ее строят в поте чела".

Именно это делал Андрей Шептицкий, 43 года возглавляя УГКЦ. Ему не суждено было дождаться независимости Украины, но он делал все возможное, чтобы ее приблизить. Не получив международной поддержки в этом деле, митрополит направил все усилия на заботу о своем народе. "Я и правда не врач, ни земледелец, ни политик, но я ваш отец, а отцу не безразлично то, что его детей живо волнует", — говорил Шептицкий. Он помогал бедным и сиротам, заботился об образовании, вкладывал большие средства в развитие культуры, способствовал открытию и работе банков. Человеколюбие Андрея Шептицкого не заканчивалось на его прихожанах. В период пацификации митрополит защищал православных, а во время Второй мировой войны укрывал евреев. В 1932–1933 гг. он пытался передать продукты в Восточную Украину, но советская власть, отрицая наличие голода, не приняла их.

В ходе пасхальных праздников интересно вспомнить видение Андреем Шептицким будущего Украинского государства. Кроме того, в 2015 г. Украина отмечает 150-летие со дня рождения митрополита. Немалую роль в строительстве государства он возлагал на духовенство, а также на такие социальные институты, как семья и община. Свои наставления для государственников митрополит изложил в работе "Як будувати рідну хату". Он написал эту статью в декабре 1941 г., когда активно разворачивалась Вторая мировая война. Это напоминает условия, в которых сегодня находимся мы.

Фундамент

Андрей Шептицкий считал, что дискуссии о форме государства неважны. Спорить, будет это монархия или республика, — лишнее, главное, чтобы в ней сохранялось равновесие между правами и свободами граждан и полномочиями органов власти. По мнению митрополита, его смогут обеспечить христианские ценности. "От воспитательной силы Церкви в каком-то крае или народе, от напряженности воспитательной работы духовенства с молодежью и в проповедовании Евангелия и объяснении христианских добродетелей в большой мере зависит могущество родины", — писал он. Кроме этого, большую роль отводил Шептицкий пониманию и взаимоуважению между гражданами. Чтобы их достичь, нужно "множить элементы единства и устранять элементы раздора". Митрополит считал, что если наше стремление создать государство искреннее, то оно должно проявляться в делах, которые ведут к единению.

Ведущую роль в этом процессе он отводил Церкви. Шептицкий призывал все конфессии к взаимным уступкам ради создания единой вселенской апостольской Церкви, которая должна стать крепким фундаментом "национального дома". Еще в 1941 г. он справедливо отметил, что обязанности, которые московский патриархат возлагает на свое духовенство, противоречат интересам украинского. Само объединение митрополит не считал столь болезненным, каким оно могло казаться. Ради этого он был готов пойти на уступки, которые позволит совесть, и призывал к этому представителей других христианских конфессий. "Нас разъединяют вопросы, которые были актуальны 1000 или 500 лет назад между Византией и Римом, между Римом и Германией или Англией", — утверждал священнослужитель, призывая работать на общее благо. Также он признавал необходимость исправлять недостатки и ошибки, навязанные нам долголетней неволей: "Все, сколько нас есть, должны сделать все, что можем, чтобы помириться и в себе самих побороть дух раскола и вражды против братьев".

Организация общественной жизни

Как уже отмечалось, основой жизни в общине должны стать христианские ценности. Они являются предпосылкой гражданских добродетелей. Важную роль в их формировании играет семья. Ее митрополит называет первоначальным зародышем государства, который формирует нашу идентичность. Она, по его мнению, является мостом, по которому через столетия передаются традиции, законы, обычаВажными принципами общественной жизни митрополит считал справедливость, честность в использовании общих средств и бережливость в расходах. Также большое значение он придавал ответственности за волеизъявление. По его убеждению, если у людей будет достаточно общих добродетелей, то и власть будет функционировать на совесть.

Вместе с тем, придавая исключительное значение христианству, митрополит не призывал к строительству монорелигиозного государства. Он допускал сосуществование самых разных религий, а средством взамопонимания между ними считал совесть: "Поступать всегда по велению совести — это обязанность, которую мы все должны признавать, которую должны выполнять невзирая на вероисповедание, к которому принадлежим".

Наставления
для духовенства

Духовенство, по убеждению митрополита, должно служить народу науками, советами и утешением. Справедливость и любовь к ближнему — те черты, которыми должны быть наделены представители этой социальной группы. Шептицкий считал обязанностью духовных наставников проявлять заботу о народе, чтобы уберечь его от больших опасностей и ложных надежд. Кроме того, он призывал церковнослужителей изучать и исследовать вопросы государственного руководства и организацию общественных волеизъявлений.

На духовенство возложена большая ответственность в формировании единой Церкви. Митрополит напоминал, что она является началом единства людей, к чему стремился Иисус. "Если Христос так желал единства, то невозможно, чтобы то Его дело, которое Он называет Своей Церковью, то дело, через которое и благодаря которому Христос должен был дойти до Своей цели, та Церковь, которая должна была осуществить эту цель и над тем единством работать, была так построена, чтобы связь отдельных ее частей между собой была слабой и ее легко было разбить".

Наставления для власти

Шептицкий четко определил задачу любой власти — заботиться о добре тех, кому служит. Для этого она должна беспокоиться о сохранении естественной свободы граждан. Ее способны обеспечить справедливые законы. Они, по мнению митрополита, не должны противоречить Божьему закону и общим представлениям о добре, а должны справедливо разграничивать взаимные права и обязанности граждан. Священнослужитель отмечал необходимость особенно относиться к религиозным убеждениям. Каждый должен иметь возможность исповедовать ту религию, которую считает своей. Власть не может заставлять человека демонстрировать убеждения, которые ему несвойственны.

Митрополит давал будущим государственникам советы по административному устройству. Он сравнивал функционирование государства с передвижением телеги, где важна каждая деталь. "Организация приближается к организму тем, что все колеса и колесики, из которых состоит общественная жизнь народа, умеет мудро вести, не нарушая ничем их естественной свободы и помогая им успешно в достижении того, на что их силы не хватает".

О свободе

Митрополит определяет свободу одной из главных человеческих ценностей. Власть, по его убеждению, должна охранять свободу и направлять ее в правильное русло. Вместе с тем следует пристально следить, чтобы не возникало злоупотреблений ею. "Если праведность и справедливость у свободного народа не в чести, если не припоминается народу и часто, и заботливо сохранение предписаний Евангелия, сама свобода может быть большой опасностью".

11 марта 2015 г. нынешний глава УГКЦ Блаженнейший Святослав опубликовал в своем блоге пророчество митрополита Андрея. Согласно ему, Украина станет сильной державой. Это Шептицкий спрогнозировал в 1944 г., находясь на смертном ложе. "Украина станет сильной державой, не будет уступать другим высокоразвитым странам. Мир, благосостояние, счастье, высокая культура, взаимная любовь и согласие будут господствующими в будущей Украине. Но для этого, — по пророчеству Митрополита, — нужно молиться, чтобы Господь Бог и Матерь Божья опекались нашим народом, который так много вытерпел", — пересказал глава УГКЦ.

Gazeta.zn.ua

Теги: