Это общий текст выступлений прот. Георгия Коваленко[1] на двух конференциях ― Международной конференции «Религии и общее благо» (Оломоуц, Чехия, 31.03-01.04.2015 г.) и Международной конференции «Религия и/или повседневность» (Минск, Беларусь, 16-18.04.2015 г.).

Позиция Украинской Православной Церкви в информационном пространстве Украины формировалась на протяжении более 20 лет. Многие заявления, которые были сделаны Церковью в период общественно-политического кризиса в Украине осенью 2013 – зимой 2014, были результатом развития богословского осмысления общественных процессов, берущих свое начало в 1990-е, прошедших испытания политическим кризисом 2004-2005 годов. Позиция Церкви и ее информационная стратегия формировалась исключительно из пастырских соображений и стремилась быть адекватной не только политической ситуации в стране, но, прежде всего, Евангелию.

Попытаемся восстановить хронологию событий, названных Евромайданом и Революцией Достоинства, а также официальную реакцию УПЦ на это.

Политическое и социальное напряжение в стране росло в течении нескольких лет, предшествовавших Евромайдану. Ноябрь 2013 года ознаменовался студенческими протестами против желания властей отложить подписания Ассоциации между ЕС и Украиной. В те дни, отвечая на вопросы журналистов о позиции Церкви относительно евроинтеграции Украины, был сформулирован посыл: «Соглашение об Ассоциации с ЕС и его возможное подписание – это для Церкви не Страстная Пятница с ее страданиями и не Пасха с ее радостью. Этот вопрос в компетенции руководителей государства, экспертов и политиков» [2].


Последние публичные заявления Блаженнейшего Митрополита Владимира

Cобытия ночи с 29 на 30 ноября радикально изменили ситуацию и настроения в обществе, чего не пожелали увидеть власти, но моментально отреагировала Церковь. Уже днем 30 ноября последовало заявление Блаженнейшего Митрополита Владимира от имени УПЦ: «В связи с последними политическими событиями в стране Благословляем во всех храмах и монастирях… совершать молитвы «о умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы».

Призываем духовенство и верующих независимо от их политических взглядов к совместной молитве за мир, любовь, согласие, преодоление разделений и вражды, недопущение насилия и разрешение конфликтов.

Напоминаем всем политическим лидерам и государственным деятелям, которые считают себя верующими и христианами, библейскую мудрость о том, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25).

Напоминаем, что все мы дети единого Бога и граждане одной страны. Поэтому обязаны сделать все, чтобы политический процесс не выходил за пределы Божьих Заповедей и христианской морали, за рамки Конституции и законов Украины…»[3].

В первом же заявлении были сформулированы главные посылы к верующим – молиться, и посыл к политикам –  вести переговорный процесс и договариваться, не применяя силу.

Также особенно хочется вспомнить последнее публичное видеообращение Блаженнейшего Митрополита Владимира, которое было сделано им 5 декабря 2013 года. Это была прямая речь, которая никак специально не готовилась. Всего пару минут, но митрополит сказал слова, актуальные до сих пор: «Выход из ситуации, которая сложилась, я вижу один – общий диалог, поиск тех путей, которые ведут ко взаимопониманию, а не вражде… Надо всем собраться и вспомнить наши христианские добродетели…»[4]. Предстоятель даже предложил власти и оппозиции свою резиденцию для возможного проведения переговоров[5].

Затем было обращение Блаженнейшего Митрополита Владимира к духовенству и верующим Украинской Православной Церкви, зачитанное во всех храмах и монастырях 19 декабря, наполненное цитатами Священного Писания о смысле христианской любви и содержащее призыв усилить пост и молитву. В этом же заявление прозвучала мысль, которая затем повторялась неоднократно как в официальных церковных документах, так и в многочисленных теле- и радиоэфирах: «Украинская Православная Церковь объединяет своих верующих независимо от политических взглядов, региона проживания и национальности»[6].

Затем последовало ухудшение состояния здоровья Предстоятеля УПЦ, он уже не мог ни говорить, ни подписывать документы. Однако Церковь не осталась безгласной. С этого момента и до избрания Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры основными спикерами Церкви, формировавшими ее официальную позицию и информационную стратегию, стали управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Поканич) и пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ, председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.


Наши верующие – и на Майдане, и за его пределами

1 декабря на Майдан в центре Киева вышло около миллиона человек. Это послужило началом событий, названных тогда Евромайданом, а позже Революцией Достоинства.

Ситуация менялась ежедневно и ежечасно. Решения принимались в режиме реального времени, а информационные посылы формулировались онлайн во время прямых эфиров.

В первый же день Церковь призвала верующих к молитве. Но Украинская Православная Церковь, в отличие от представителей других конфессий, отказалась от официального предложения оппозиционных депутатов поставить свою молитвенную палатку на Майдане (центральной площади Киева), хотя, например, во времена Майдана-2004 года молитвенная палатка УПЦ на Крещатике была.

Это было сделано по той же самой причине, по которой Блаженнейший не благословлял молитвенную палатку возле Верховной Рады для представителей так называемого «политического православия», протестовавших против «идентификационных номеров», новых паспортов и т.п.

Более того, «политическое православие» было осуждено Архиерейским собором Украинской православной церкви в 2007 году[7]. Церковь призвала не использовать в политической борьбе церковную риторику и символику и воздерживаться от политических обсуждений и политической борьбы внутри церковной ограды.

Церковь не благословляла крестные ходы общественных организаций так называемого «политического православия», Церковь не благословила и протестные акции Евромайдана. Для Церкви, как религиозной организации, не принципиально, за какой союз стоит палатка или идет демонстрация. Крестным ходом не ходят от святыни к административному зданию, и богослужения нужно совершать не под Верховной Радой, и не на Майдане, а в храме или монастыре.

Такой была внутренняя мотивация при принятии решения, но это решение нужно было объяснить обществу и протестующим, среди которых верующие УПЦ составляли большинство.

Поэтому сразу же 3 декабря было сделано публичное заявление «Почему наших священников нет на Евромайдане»[8], где было сказано: «Во-первых, наши священники там есть, но как граждане со своей позицией, а не как политруки или парторги. Нашей Церкви PR за счет политических акций не нужен…

И, в-третьих, если лидерам Майдана важно мнение Церкви, мы всегда готовы его озвучить и сделали это, между прочим, еще в первой половине дня той печальной субботы»...

Тут же были названы адреса ближайших к Майдану храмов и монастырей, где люди могли бы переночевать, попить чаю или погреться. Например, только в Михайловском храме при Александровской больнице ежедневно более 300 человек получали пищу, ночлег и медицинскую помощь[9].

В скором времени появилась возможность обратиться к протестующим и со сцены Евромайдана.


Заповеди для Майдана

В воскресенье 15 декабря 2013 года на одном из Народных Вече, на которые собирались несколько десятков или сотен тысяч человек, нам предложили обратиться к людям со сцены Майдана. Предложение было принято и по благословению Священноначалия к собравшимся на главной площади страны от имени УПЦ обратился протоиерей Георгий Коваленко[10]. Тогда же и был сформулирован основной посыл к украинскому обществу, регулярно звучащий и ныне. Мы призвали людей к исполнению Божьих заповедей и перевели заповеди на язык современной политической ситуации в Украине. Тогда со сцены Майдана прозвучали 4 заповеди.

    «Не укради» значит «Коррупции — нет!»
    «Не лжесвидетельствуй» значит «Лжи и манипуляциям — нет!»
    «Не убий» значит «Насилию — нет!»
    «Не сотвори себе кумира», как напоминание, что не нужно слепо верить и возлагать все свои надежды на политических лидеров или на политические и геополитические союзы.

Это была и проповедь, и оценка политической ситуации библейским языком одновременно. Ведь в большинстве случаев недовольство людей вызывает как раз коррупция, ложь и насилие. И выход – в преодолении этих пороков и грехов. Одновременно со сцены Майдана было подчеркнуто, что и это касается не только власти, но и каждого из нас.
Всеукраинская рада (совет) церквей и религиозных организаций Украины

Одним из основных площадок формирования и выражения консолидированной позиции религиозного сообщества Украины является Всеукраинская рада церквей и религиозных организаций в Украине, где представлены более 90% религиозных общин страны. В непростое время осени 2013 – зимы 2014 года именно Украинская Православная Церковь председательствовала в ВРЦиРО. В самые напряженные моменты противостояния ВРЦиРО выступила посредником в переговорах между властью и оппозицией, а также, в один из моментов, между оппозицией и Майданом.

Консолидированная позиция ВРЦиРО подробно представлена в недавно вышедшей книге «Майдан і Церква»[11], а также на сайте институции[12].


Три монаха между Беркутом и баррикадами

Говоря о силовом противостоянии в центре Киева, нельзя не вспомнить о примере реального христианского миротворчества на улице Грушевского, фотографии которого облетели первые полосы мировых информагентств.

21 января, когда уже третьи сутки продолжалось силовое противостояние, утром на рассвете между «Беркутом» и баррикадами встали 3 священника-монаха с крестом, кадилом и иконой. Как результат, на 22 часа прекратилась стрельба, перестали лететь камни и коктейли Молотова, прекратились взрывы свето-шумовых гранат. К монахам присоединилось несколько священников и мирян различных политических взглядов, которые избрали для себя христианский путь миротворчества.

После непосредственного общения с монахами в информационном пространстве прозвучал комментарий: «Возвратился с Грушевского. Первое впечатление: Бог услышал молитву священников-монахов Мелхиседека, Гавриила и Ефрема. Украине дан шанс. Но, воспользуются ли этим шансом власти, политики и люди, - зависит от них[13]».

К сожалению, шанс использован не был и, когда силовое противостояние возобновилось, а миротворцев стали использовать в качестве живого щита, они ушли с нейтральной полосы также, как и пришли, - крестным ходом. Как чудо можно воспринимать также то, что никто из них не пострадал, но на утро уже были первые убитые среди протестующих – армянин Сергей Нигоян и белорус Михаил Жизневский.


Об отношении Церкви к политической активности духовенства и верующих

Перед Церковью стояла задача сделать все возможное, чтобы политическое разделение не привело к разделениям внутри Церкви. Одновременно УПЦ ощущала ответственность за сохранение единства страны и предлагала в качестве основы такого единства свою внутреннюю модель.

В этой ситуации изначально была задекларирована позиция, что Церковь не делит верующих по политическому, региональному, языковому и геополитическим признакам. Но Церковь и не запрещает своим верующим и священнослужителям иметь политическую позицию. Более того, это гарантируется в «Законе о свободе совести и религиозных организациях»[14], где в статье 5 записано, что «Священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами».

В связи с этим необходимо еще раз уточнить отношение Церкви к политической активности и «политическому православию».

В этот непростой момент высокого уровня политизации украинского общества было заявлено, что «церковных наказаний за политические действия и высказывания не будет – нравится это кому-то или не нравится. Притом, что Церковь осудила «политическое православие», Церковь не применяет канонических прещений к духовенству и верующим, которые принимают участие в политических процессах. Главное, чтобы они не выдавали свое частное политическое мнение за мнение Церкви. Не создавали политических организаций и движений «от имени Церкви» без благословения Церкви. Сознательно не противопоставляли свое мнение официальным заявлениям и документам Церкви»[15].

В условиях общественно-политических конфликтов информационные стратегии Церкви базируются на фундаменте разделения религиозной и политической сфер, основанного на евангельском принципе: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Этот же христианский принцип лежит в неатеистического понимании конституционного принципа отделения церкви от государства, не как их противопоставления, а как разграничении зон ответсвенности и компетенций. Церковь и государство, политика и религия сосуществуют в каждом человеке, который одновременно является и верным церкви, и гражданином государства, и членом общества. Быть патриотом своей страны и верным своей церкви – естественно для христианина. Искажения возникают тогда, когда делаются попытки сакрализовать политическое (кесарево) или политизировать религиозное (Божье).


«Небесная сотня»

Самым драматичным моментом Революции Достоинства стал силовой разгон демонстрантов у стен Верховной Рады 18 февраля, штурм Майдана 19 февраля и расстрел снайперами безоружных демонстрантов на улице Институтской 20 февраля, за которым последовало бегство президента Януковича из страны.

В тот трагический и переломный момент новейшей истории Церковь вновь возвысила свой голос.

18 февраля управляющий делами УПЦ митрополит Антоний заявил: «На вулицях Києва знову відновилось силове протистояння, пролилася кров, загинули люди. В ці хвилини ми чуємо тривожні повідомлення про нові зіткнення на Майдані Незалежності. В цей важкий час ми ще і ще раз категорично засуджуємо кровопролиття і закликаємо: Зупиніться! Негайно припиніть насильство і відновіть діалог![16]»

19 февраля свою консолидированную позицию высказала и все религиозное сообщество Украины: «Всеукраїнська Рада Церков і релігійних організацій рішуче засуджує насильство, кровопролиття та вбивства, що мали місце у Києві 18 лютого 2014 року та тривають досі. Ми знову і знову закликаємо, просимо й благаємо сторони протистояння припинити силові дії, а представників влади й опозиції продовжити переговори[17]».

20 февраля, когда был отдан преступный приказ стрелять в людей, официальный спикер Церкви, верным которой называл себя президент Янукович, сначала на своей странице в Фейсбуке, а затем и в эфирах центральных каналов, недвусмысленно заявил: «Перекладаю на зрозумілу мову заяву ВРЦіО, в якій головує УПЦ, де сказано: "Всеукраїнська Рада Церков і релігійних організацій рішуче засуджує насильство, кровопролиття та вбивства". Це значить, що немає Божого благословення на тому, хто стріляє в людей і віддає накази стріляти в людей. Боже благословення на миротворцях, які є "синами Божими"![18]»

Без сомнения, согласованная и однозначная позиция всех без исключения Церквей и религиозных организаций Украины, внесла свою лепту в то, что кровопролитие в центре Киева было остановлено, президент и высшее руководство страны с позором бежали, а Верховная Рада Украины в считанные часы приняла все необходимые решения для запуска институтов государственного управления.

22 февраля, в день Поминальной Родительской субботы, во всех храмах и монастырях УПЦ было благословлено «особливо пом’янути всіх загиблих та помолитися за упокій їх душ та прощення гріхів без розподілу за політичною або будь-якою іншою ознакою. Перед Богом немає ані правих, ані лівих; ані міліціонера, ані протестувальника. Церква молиться за упокій їх душ, за прощення гріхів та Боже милосердя до тих, хто передчасно постав перед Нелицемірним Суддею і Милосердним Богом»[19].

В те дни центр Киева, еще черный от гари и копоти, был усеян живыми цветами, а погибших участников Революции Достоинства стали называть «Небесной Сотней» и особым страстным и пасхальным смыслом наполнился традиционный для патриотов Украины возглас «Герої не вмирають!».

Одновременно росла волна пропагандистской агрессии и непонимания в СМИ Российской Федерации и со стороны россиян в социальных сетях. Эмоциональной реакцией на это был пост автора этой статьи в Facebook, который был моментально подхвачен масс-медиа и даже процитирован представителем Украины на заседании Совета Безопасности ООН: «Уважаемые россияне, если у вас осталась хоть капля любви к нам, украинцам, перестаньте даже в частных беседах называть нас «фашистами», «бендеровцами», «нацистами» и «националистами»! Эти слова убивают! Вспомните слова Спасителя (Мф. 5, 21-22)!

Знаете, что меня больше всего поразило вчера, когда я смотрел со сцены Майдана на площадь, на которой стояли люди и гробы? Это то, что на углу Институтской и Крещатика, там, где были самые кровавые столкновения, во всю высоту дома «красуется» реклама Сбербанка России, а в самом доме находится отделение Сбербанка России, к абсолютно целым стеклянным витринам которого вплотную подходит баррикада...

У нас нет борьбы против русских, русскоязычных или канонической Церкви, как пишут многие СМИ у вас. При этом я не хочу обсуждать ваши СМИ.

Я просто всех вас прошу: если мы с вами члены одной Православной Церкви, если вы считаете Киев «матерью городов русских», не разжигайте, а просто помолитесь за нас и прислушайтесь к нам![20]»

К сожалению, всего через несколько дней началась аннексия Крыма и война на Востоке Украины...


--------------------------------------------------------------------------------
[1] Автор статьи в течение последних 18 лет принимал активное участие в создании электронных СМИ Украинской Православной Церкви (портал «Православие в Украине»[1], официальный сайт УПЦ[1] и официальная сеть сайтов УПЦ[1]), общецерковных информационных структур (с 2001 года) и просветительских проектов (например, телеканал «Глас»[1] c 2005 года), а также непосредственно в качестве председателя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ и пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в формулировании принципов и формировании информационной стратегии УПЦ в информационном пространстве Украины. Поэтому данную статью можно рассматривать не только как экспертную оценку или исследование, но и как историческое свидетельство непосредственного участника церковно-общественных процессов в Украине периода, когда Украинскую Православную Церковь возглавлял Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), почивший 05.07.2014 года.

[2] https://orthodoxy.org.ua/data/integruvatis-ukrayini-v-ievropu-chi-ni-pro-...

[3] https://news.church.ua/2013/11/30/zayava-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkv...

[4] https://orthodoxy.org.ua/data/ievromaydan-vihodom-iz-situaciyi-shcho-stal...

[5] https://orthodoxy.org.ua/data/ievromaydan-predstoyatel-upc-zaproponuvav-v...

[6] https://orthodoxy.org.ua/data/ievromaydan-predstoyatel-upc-zvernuvsya-do-...

[7] https://orthodoxy.org.ua/data/nagaduiemo-politichne-pravoslavya-zasudzhen...

[8] https://orthodoxy.org.ua/data/publichnyy-otvet-pochemu-nashih-svyashchenn...

[9] https://orthodoxy.org.ua/data/ievromaydan-ponad-300-osib-shchodnya-otrimu...

[10] https://www.radiosvoboda.org/content/article/25201404.html

[11] Майдан і Церква. Хроніка подій та експертна оцінка / Українська асоціація релігієзнавців / За загальною редакцією д. філос.. н. Филипович Л. О. і канд.. філос. н. Горкуші О. В. – К.: Самміт-Книга, 2014. – 656 с.: іл..

[12] https://vrciro.org.ua/ua/

[13] https://orthodoxy.org.ua/data/ievromaydan-komentar-z-vulgrushevskogo-bog-...

[14] https://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/987-12

[15] https://www.pravmir.ru/golos-cerkvi-v-usloviyax-politicheskogo-krizisa-i-...

[16] https://www.unian.ua/politics/886144-keruyuchiy-spravami-upts-mp-brattya-...

[17] https://vrciro.org.ua/ua/statements/370-statement-about-escalation-of-vio...

[18] https://www.facebook.com/kovalenkogeorgiy/posts/539911819440124

[19] https://orthodoxy.org.ua/data/cerkva-blagoslovila-22-lyutogo-osoblivo-pom...

[20] https://www.facebook.com/kovalenkogeorge/posts/728286520537186

Festzmi.org

Теги: