Так называемая церковь греков в Ужгороде является одной из старейших сохранившихся зданий в городе до наших дней. Однако интересно то, что о древней истории этого здания известно гораздо больше, чем о ее так называемый советский период, когда, собственно, церкви и не стало.


Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины УжНУ Юрий Данилец по крупицам собирал сведения о церкви греков. "Про Заходу" он рассказал, что греки в Ужгороде упоминаются еще в начале XVIII века. Сначала они посещали церковь на Цегольне, а в 1784 году комитатская власть предоставила греческой общине земельный участок на нынешней улице Волошина и разрешение на проведение строительных работ.


Возведение храма происходило в 1786-1787 годах. В те времена он был каменным с высокой башней, покрытой гонтом. Рядом возвели жилье для священника, дяка и звонаря. В научной литературе вспоминают, что в греческой церкви было три колокола, которые отмечались превосходным звучанием и художественным оформлением. Крупный и средний колокол были отлиты в 1788 году в Ужгороде и Венеции, малый колокол - также в 1788-м местным литейщиком Дердем Лазаром. Известно также, что в храме был красивый иконостас и резные скамьи, а рядом, вероятно, на территории, где сейчас находится физфак УжНУ, было кладбище, где греки хоронили своих верующих. Последние похороны состоялись здесь в 1897 году, когда греческий священник Мишкольца (греческий храм подчинялся сербскому епископу в Будапеште) похоронил Камила Михайловича.
Церква греків в Ужгороді.

Постепенно греческая православная община уменьшалась, упадок и церковь. В 1886 году городские власти заставила руководство общины разобрать старую башню, поэтому ее заменили круглым жестяным куполом. 22 сентября 1900 урядник церкви и имущества Янош Йованович продал земельный надел со всем недвижимым имуществом Мукачевской греко-католической епархии. Сделка эта завершилась скандалом, потому что ею не были довольны ни сами члены общины, ни епархиальное руководство в Будапеште. В Государственном архиве Закарпатской области хранятся документы этой судебной тяжбы. Пока она тянулась, произошло еще одно несчастье: в 1906 году в этой части Ужгорода вспыхнул пожар, который уничтожил церковь греков, расплавив даже колокола.

Известно, что когда в 1911 году на территории, суд все же отдал греко-католической епархии, начали строительство Василианского монастыря, церковь пустовала. На сайте Василианского Ордена святого Иосафата есть сведения о монастыре и частично церковь при нем. Из них можно узнать о том, что храм во дворе монастыря начали восстанавливать только в 1923 году, когда настоятелем стал о.Ероним Малицкий. Очевидно именно в том году, во время восстановительных работ, старинный храм разрисовал известный художник Иосиф Бокшай. Внук художника, директор Закарпатского художественного музея Франциск Ерфан, говорит: к сожалению, в архиве Иосифа Бокшая не сохранилось ни фотографий фресок в храме святого Василия, ни эскизов тех работ. Поэтому сейчас можем только догадываться, как выглядели те росписи. Единственная фотография тех времен, на которой видно престол церкви, размещенная на том же сайте Василианского Чина.

Там же сказано, что обновленная церковь была освящена летом 1924 года по честь св. Василия Великого, а пастырские обязанности взял на себя тогдашний префект интерната в. Павел Гойдич. Богослужение в храме проводились ежедневно, а количество паломников увеличивалось из года в год. К сожалению, сейчас мало кто из старожилов помнит ту церковь, собственно как и то, как ее уничтожали.

Из официальных источников известно только, что на 1946 в монастыре проживало всего трое монахов. Именно это, мол, и стало для советской власти основной причиной ликвидации монастыря. 30 марта 1949 этот духовно-образовательное учреждение вместе с церковью был передан только что созданному Ужгородскому университету. С тех пор и начинаются белые пятна в истории храмового здания.

Исследователь истории Закарпатья Юрий Туряница нашел в архиве БТИ инвентарное дело этого объекта. В ней говорится то о часовню, размерами 20х9 метров и площадью 180 кв.м. По состоянию на 1952 по делу значится еще и башня, однако информация эта может и не соответствовать действительности, поскольку датой строительства церкви в официальной деле значится 1912-й - год постройки монастыря.

Краевед Людвиг Филипп когда маленьким мальчиком ходил с бабушкой в ​​ту церковь, а потом так же захотел узнать, когда именно ее частично разобрали, а частично достроили. Оказалось, что никого из соседей, кто мог бы помнить детали уничтожения церкви, уже нет в живых, давно умерли и те университетские работники, которые могли бы контролировать этот процесс. "Мне кажется, что Турню или колокольню разбирали вручную, ведь никакой специальный транспорт во двор бывшего монастыря заехать не мог. Туда и люди заходили не из центральный вход (он был открыт только для жителей монастыря), а через боковые ворота, ведущие в невысокий пассаж под всем зданием. Было это, вероятно, еще в конце 40-х или в самом начале 50-х годов ".

Что в те времена хранилось внутри церкви - неизвестно. Есть данные, что когда имущество передавали университета, весь церковный инвентарь перенесли в Цегольнянской православной церкви в Ужгороде. Поэтому, скорее всего, университет получил лишь пустое просторное помещение, которое мог приспособить к своим нуждам. Многолетний декан физического факультета Ужгородского университета Людвиг Шимон в комментарии "Про Заходу" вспомнил, что уже в 1952-57 годах студентом ходил в помещение бывшей церкви на вечерние танцы. В дневное время же просторное здание использовали как спортивный зал, где также занимались легкоатлеты и штангисты.

"В 1958-м или 1959-м году, точно не помню, бывшую церковь переоборудовали в большую учебную аудиторию. Дело в том, что в то время факультет был физико-математическим, количество студентов достигала тысячи, а большой аудитории, которая могла бы вместить целую группу, очень не хватало. Мы в то время не занимались тем, что это - бывшая церковь. Для нас это было свободное большое помещение, которое решили рационально использовать. В то же время к старому зданию пристроили дополнительные помещения, в которых разместили лаборатории ", - рассказал Людвиг Шимон.
Сейчас в старинном здании продолжают учиться молодые физики. Преподаватели говорят: здесь такая акустика, что лектор хорошо слышит, как на задних рядах шепчутся студенты. Но какой-то особой ауры, намоленности физики здесь не чувствуют, со всей присущей им практичностью говорят, что учиться и преподавать здесь не легче и не тяжелее, чем в других аудиториях факультета.

Снаружи помещения аудитории уже тоже мало напоминает церковь. Когда очень красивый и изящный архитектурный ансамбль монастыря и храма сейчас с другого берега реки выглядит простой и достаточно грубой коробкой. А высокие деревья и вообще закрыли стены бывшей церкви греков. Пристройки с обеих сторон почти полностью изменили ее очертания, и только высокие старые окна и каменная кладка, которую кое-где видны через облезлую штукатурку, указывают на то, что это не простая здание, а особая частица истории города.

Рrozahid.com/ / 7dniv.info

Теги: