26 июня, Соборной Божественной литургией завершился Всеправославный собор, а еще 16 июня Верховная Рада Украины обратилась к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить автокефальный статус Украинскому Православию. И хотя «украинский вопрос» отсутствовал в официальной программе, но активно обсуждался в кулуарах и на пресс-конференциях.

Так, представитель Константинопольского патриархата, архиепископ Телмисский Иов уже 20 июня, в первый день работы Всеправославного собора, сделал следующее заявление: «Как только официальное письмо от ВР Украины поступит в канцелярию Вселенского Патриарха, оно сразу будет вынесено на рассмотрение Священного Синода Константинопольского Патриархата» .

Стоит заметить, что Верховная Рада просит об автокефалии не УПЦ КП или то другой юрисдикции, а именно о поместном статусе Украинского Православия. И это очень важно, потому что в процесс приглашаются все православные, кто реально желает объединения на базе создания единой Поместной Православной Церкви в Украине. Председательствовать этим процессом будет Константинопольский Патриарх, что делает невозможным административное давление со стороны любой православной юрисдикции — участницы переговоров и собора.

Казалось бы, всем заинтересованным в автокефальном статусе Украинского Православия нужно дождаться какого-то официального решения синода Константинопольского Патриархата и только потом принимать соответствующие официальные решения. Но совсем «неожиданно» Украинская Автокефальная Церковь 5 июля собирает архиерейский собор и обращается к Вселенскому Патриархату с просьбой … «о принятии Украинской Автокефальной Православной Церкви в состав Константинопольской Матери-Церкви на правах Украинской Церкви с центром митрополии в Киеве до 1686 года и в соответствии с решениями Святого и Великого Православного Собора на о. Крит 2016 о предоставлении автономного статуса Церквям»[1]. Даже у многих верных УАПЦ, не говоря о православных других юрисдикций, встал закономерный вопрос: для чего принимать заявление, которое противоречит обращению Верховной Рады и чаяниям почти 40% православных украинцев? Тем более что, как писалось выше, Синод Вселенского Патриархата согласился рассматривать обращение о предоставлении автокефалии, а собственно сама УАПЦ из-за решения именно архиерейского собора уже неоднократно на протяжении 2005-2011 годов просилась в состав Константинопольского Патриархата.

Однако все становится понятным, если посмотреть на это событие глазами Московского Патриархата и вспомнить недавнюю историю со срывом архиереями УАПЦ объединительного процесса 2015 года (в пятый раз за последние 20 лет).

Так, если проанализировать статьи и высказывания московских противников поместного статуса Украинского Православия за последние годы, можно заметить, что одним из главных критических аргументов является тезис о «разделении и неспособности объединиться собственно УПЦ КП и УАПЦ». При этом именно архиереи УАПЦ, несмотря на братское отношение епископата УПЦ КП на переговорах, всегда находили какую-то «зацепку», чтобы сорвать процесс объединения и сыграть на стороне Московского Патриархата. Особенно, это стало очевидным летом 2015 года, когда даже представители Константинопольского патриархата Преосвященный епископ Иларион и Преосвященный епископ Даниил были удивлены непомерными требованиями главы УАПЦ митрополита Макария (Малетича), его демаршем по срыву переговоров и уже назначенного объединительного собора. И это при том, что внутреннее и общественное положение самой УАПЦ оставляет желать лучшего (около 600 реальных приходов, 90% которых — это три области Западной Украины, ни одного полноценного монастыря, которые насчитывал хотя бы 10 монахов, большинство епархий насчитывает от 1 до 3 реальных приходов; вес на религиозном поле Украины и общественное доверие — на уровне социологической погрешности в 0,9-1,1%).

Несмотря на то, что срыв епископатом УАПЦ объединительного процесса 2015 года был негативно воспринят большинством именно украинской православной ойкумены и вызвал массовый переход приходов УАПЦ в УПЦ КП, его искренне приветствовала Московская Патриархия. Глава УАПЦ и некоторые его епископы-сателлиты даже получили возможность доказывать свою «позицию» на ведущих медиа-ресурсах РПЦ МП, не забывая поливать грязью как УПЦ КП в целом, так и ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Филарета в частности. Последнее развеяло все иллюзии о «собственной позиции и независимости» УАПЦ.

И вот опять, в очередной раз, глава УАПЦ и его епископат решили подыграть Московскому Патриархату, принимая обращение с просьбой принятия в Константинопольский Патриархат и отказ от автокефального статуса. При этом, по нашему мнению, это обращение не будет иметь никаких реальных последствий оно ненужно никому, кроме, собственно, спикеров и агентов влияния Московского Патриархата. Такой вывод основывается на нескольких факторах:

1. Как мы отмечали выше, архиерейский синод УАПЦ уже много раз обращался к Константинопольскому Патриархату с подобным предложением, даже вел переговоры на этой почве. Но все попытки закончились ничем, как через внутреннее состояние собственно УАПЦ, так и степени его общественной поддержки. При этом на момент этих обращений УАПЦ была значительно более мощная, чем сегодня.

2. Верховная Рада Украины, высший законодательный орган страны, обратилась к Константинопольскому патриарху с просьбой именно об автокефальном статусе Украинского Православия. При этом обращение прямым текстом говорит, что Украина заинтересована не в предоставлении соответствующего статуса какой-то одной юрисдикции, а в объединении Украинского Православия на почве поместности. Поэтому можно с уверенностью сказать, учитывая исторические прецеденты, Вселенский Патриарх не будет вести «сепаратные» переговоры и предоставлять какой-то статус исключительно одной УАПЦ.

3. Все хорошо понимают, а Вселенский патриарх первым, что предоставление статуса маргинальной структуре, которая пользуется минимальной доверием и поддержкой общества, не только не решит проблему разделения Украинского Православия, которое сегодня реально проходит между Московским Патриархатом в Украине и Украинской Православной Церковью Киевского патриархата, а и не принесет никаких «политических дивидендов» собственно Константинопольскому патриархату. Потому реакция Московского Патриархата на «вход» Константинополя в Украину будет одинакова негативная как при создании единого Поместного Украинского Православия, так и создания митрополии на базе УАПЦ. Но когда в первом варианте Константинопольский патриархат получает союзником одну из крупнейших православных церквей, то во втором — маргинальную структуру, которая реально является конфедерацией трех архиереев Галичины. При этом, как отмечают все эксперты, есть большая вероятность ухода от Константинополя крупнейших епархий УАПЦ в случае устранения митрополита Макария (Малетича) с должности главы или, собственно, попытки перестановки одного или нескольких архиереев галицких епархий.

4. Обращение главы и архиереев УАПЦ позволяет спикерам Московского Патриархата, а главное — оппозиционным (читай промосковским) депутатам Верховной Рады Украины, апеллировать к Вселенскому Патриарху с просьбой об отказе рассмотрения официального обращения ВРУ. Ведь «сами раскольники не желают автокефального статуса».

5. Время обращения выбрано так, чтобы оно совпало с «крестным ходом на Киев», которую организовал Московский Патриархат в Украине. Это шествие идет под российскими флагами и с портретами последнего российского императора. Одновременно с походом УАПЦ освящает в Киеве часовню в честь Иоанна Шанхайского, который, несмотря на аскетические подвиги, был ревностным сторонником российского самодержавия и империи. Если вспомнить, что УАПЦ всегда отказывала в любых переговорах без участия представителей Московского Патриархата в Украине, то все это, по мнению большинства экспертов, напоминает единую спланированную акцию, которая должна показать миру, что «украинские» православные выступают против поместного статуса и отрыва от Москвы.

Таким образом, последние события еще раз подтвердили, что сегодняшняя УАПЦ является сателлитом Московского Патриархата, основная задача которого — сеять раздоры среди православных украинский и строить любые искусственные препятствия на пути признания поместного статуса Украинского Православия. Действуя по московским указкам, хоть и под прикрытием патриотических лозунгов, своим последним заявлением епископат УАПЦ окончательно дискредитировал себя в глазах украинского народа. Теперь же ярким скептикам стало ясно, почему еще летом 2015 года Священный Синод УПЦ КП принял решение о «бесперспективности и бесплодии любых дальнейших попыток ведения диалога с епископатом УАПЦ» и призвал «духовенство и верующих, принадлежащих к УАПЦ, восстановить единство с киевским Патриархатом и вместе продолжить развитие единой Поместной Украинской Православной Церкви»[2].

Ссылка:

1. Архиерейский Собор УАПЦ обратился к Вселенскому Патриарху с просьбой о принятии в Константинопольской Матери-Церкви на правах Украинской Церкви до 1686 года

2. Заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата от 27 июля 2015 под председательством вятийшого Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета. Журнал № 26

Кrynica.info

Теги: