Доктор Игорь Щупак, директор Института Изучений Холокоста «Ткума» и музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине», принял участие в состоявшейся в Киеве итоговой конференции по проектам «Новая украинская школа» и «Поддержка реформ системы образования в Украине, часть 2».
Конференция была организованна Министерством образования и науки Украины и в ее работе принимали участие министр образования и науки Лилия Гриневич, вице-министр национального образования Республики Польша Мажена Драб, организаторы разработки концепции реформы системы образования – Роман Шиян, Александр Ляшенко, Ева Бобинска (Польша), Мирослава Товкало, которые представили основные результаты проекта « Новая украинская школа » и другие.
Выступая на этой конференции, доктор Игорь Щупак озвучил свою принципиальную позицию по вопросам реформы образования и практики преподавания исторических дисциплин в школе. Краткий конспект выступления доктора Щупака был опубликован на сайте «Ткумы».
«Следует исходить из тех принципов, что:
- изменения в системе образования жизненно необходимы;
- изменения не должны все радикально ломать, а должны постепенно вводить новое;
- в изменениях мы полагаемся на опыт других стран, от Польши и др. стран Европы – до Канады (потому что не всегда надо изобретать велосипед),
и главное – соотношение того, что мы делаем, с европейскими подходами и ценностями, в частности – с тем, что сформулировано в 8-ми тезисах Совета Европы.
Мы переходим от когнитивного подхода к компетентностному, но – по алгоритму Эстонии, плавно, не рубя все, вместе с учителями, большинство из которых к резкому изменению не готовы.
Поэтому мы сохраняем определенное информационное ядро, работая над решением таких вопросов:
1. Как перейти от парадигмы знаний к компетентностной, как сформировать предметные умения.
2. Как осуществить интеграцию единого курса истории. Это не механическое объединение курсов истории Украины и всемирной истории.
- Во-первых, мы вводим украиноцентричный взгляд на историю.
- Во-вторых, важно показать влияние истории на современность, исторические предпосылки современных достижений (например – технологических, научных) и проблем. Показать, по словам Ярослава Грицака, «как нам преодолеть свою историю».
- В-третьих, если ученики 5-6 классов будут иметь пропедевтический курс, то уже учащиеся 10-12-х классов – проблемный. При этом мы сможем избежать релятивизма в исторических оценках.
- В-четвертых, курс истории в старших классах будет носить более практический характер, исторический материал будет интегрироваться с политологическим и социологическим, что должно помочь ученику понять проблемы современного общества и своего места в этом обществе.
3. Как минимизировать фактологический материал, учитывая следующее:
- Прошлое спрессовывается, и нельзя сегодня уделять столько же внимания, например, наполеоновским войнам, как в 1912-13 гг.
- Надо сократить изучение определенных тем и удалить некоторые из них с учетом европейского контекста. Например, во Франции не изучается отдельная тема «Парижская коммуна» – ее нет в программе. Она лишь вскользь упоминается как «провал попытки леворадикального переворота, подавленного войсками при поддержке местного населения».
- Главное: ученики должны иметь общие представления о важнейших исторических событиях и явлениях, и знать, где можно найти тот материал; знать, где посмотреть.
4. Как работать с понятийным аппаратом.
- Есть технологии, чтобы дети понимали смысл понятий и учились самостоятельно формулировать их.
- Есть необходимость сокращения количества обязательных для знания терминов, не более 3-4 на 1 урок. Вот здесь нужно действовать радикально, регламентировать это сокращение, и согласовать с требованиями ВНО.
- Важно учитывать европейский исторический контекст. К примеру,
в Европе не знают «Крымской войны», а знают «Восточную войну». Термин «Крымская война» – это понятие, сконструированное СССР и Россией.
в Европе не знают, что такое «промышленный переворот» (по Марксу) но изучают «industrial revolution» – «индустриальную революцию».
Мы должны понимать с европейцами друг друга. Иначе мы будем и дальше находиться в информационном пространстве «русского мира», что выходит из ценностей даже не Евразии, а Азиопы.
5. Как сформировать положительную эмоциональную атмосферу в изучении любого предмета, в частности – истории.
Должны находить положительно окрашенные сюжеты, положительные эмоции; позже, уже в учебниках, использовать карикатуры, исторические анекдоты.
Правильно говорят: знание – это то, что остается в голове после того, как все забыл.
Однако важно не только знать, но и понимать, что с этими знаниями делать и как их использовать.
Главное заключается в том, что образовательная реформа будет успешной, если ученики, их родители, учителя будут заинтересованы в этой реформе, будут участвовать в ее разработке и реализации».
Теги:
MichaelWeP написал: