Комфорт и одиночество идут рука об руку - чем комфортнее жизнь, чем меньше вызовов и просто опасностей, тем меньше потребность в ком-то рядом

Один из самых популярных американских рождественских фильмов - "Один дома" - не просто о смешных приключения мальчишки, который справляется с двумя ворами. У этого сюжета довольно очевидная то ли психологическая, то ли вовсе - христианская - подоплека: одинокого человека именно на большие праздники подстерегает огромная опасность. Прямо в его собственном доме - "крепости", которую он возвел вокруг себя. Мальчишка, конечно, спасает положение, - это же Рождество. Если вам милее психоанализ, то помните, что внутренний ребенок - ваше спасение, а потому храните его в себе и лелейте. А человеку христианского вероисповедания и объяснять ничего не нужно.

Интересно, что самый главный советский новогодний фильм - "Ирония судьбы" - тоже об одиночестве и чудесном спасении от него в новогоднюю ночь (советский аналог Рождества). У героев, казалось бы, есть мамы и прекрасные друзья, у них даже жених с невестой имеются, но от этого их одиночество кажется только еще более безнадежным.

Или вот вам еще одна сюжетная линия: в детском доме в соседнем селе каждый год жалуются на избыток гостей и внимания в короткий промежуток зимних праздников. Дети пугаются, ведут себя странно, в общем, чувствуют себя не очень хорошо - потому что все остальное время года о детдоме никто не вспоминает, и дети просто не знают, как себя вести с гостями и подарками.

Или, скажем, о мрачном: именно в период зимних праздников "кривая" самоубийств самым непраздничным образом начинает задирать нос.


Так получается, что праздники - причем именно новогодние и рождественские - вызывают в нас обостренную потребность в другом человеке, в заботе, в хлопотах, в социальности. И, соответственно, обостренное чувство одиночества, со всеми связанными с ним рисками, если кого-то достаточно близкого рядом не оказывается.

Люди, сделавшие выбор в пользу одиночества, именно в это время стараются уехать в путешествие или провести время с друзьями.

При этом исследователи утверждают, что одиночество становится чем-то вроде эпидемии, которая охватывает страны "золотого миллиарда". За последние десять лет количество одиноких людей после сорока лет в США, например, потихоньку подползает к отметке 50%. Судя по публикациям британской прессы, там ситуация не лучше. Но что самое неприятное - ученые заговорили всерьез о том, что одиночество становится такой же социальной причиной роста смертности, как ожирение, гиподинамия, курение.

О чем не говорят ученые - но предположить довольно легко - о том, что корень проблемы у всех этих причин залегает на одной глубине. Одиночество - такое же элемент комфорта, как интернет, соцсети и гаджеты, ставшие массовой причиной гиподинамии, фаст-фуд, ставший причиной ожирения или даже курение, наиболее простое и раскрученное "средство от стресса". Комфорт и одиночество идут рука об руку - чем комфортнее жизнь, чем меньше вызовов и просто опасностей, тем меньше потребность в ком-то рядом. Тем скорее этот "кто-то рядом" сам превращается в вызов, дискомфорт или даже вовсе - опасность.

Тем не менее, для человека одиночество - это все еще, скорее, неестественно. И природа з это то ли мстит, то ли не знает пока, что с этим делать. И можно было бы сказать, что на следующем витке человеческой эволюции, возможно, проявятся и закрепятся мутации, позволяющие легче переживать одиночество, но проблема в том, что одинокие люди имеют слишком низкие шансы оставить потомство. Так что на природу в данном аспекте рассчитывать не приходится - от нее тут одни проблемы.

При этом от одиночества умирают. Вернее, умирают, конечно, от сердечно-сосудистых заболеваний, вследствие суицидов, от инфекционных болезней и девиаций иммунной системы. Но кажется, что за всеми этими прямыми биологическими причинами смерти кроется что-то чисто человеческое. Дурные привычки и любовь к комфорту.

Причем ученые и публицисты, пишущие на эти темы, предупреждают нас, что общение посредством соцсетей - это, в самом лучшем случае, плацебо. Для того чтобы сохранить свою жизнь, человек должен в полной мере разделить ее с другими людьми. Ну хотя бы одним - но тогда уже по большому счету. Природа, которая вознаграждает нас "инъекциями" гормонов удовольствия за любые проявления человеческой близости - от простых речевых актов до секса - видимо, позаботилась и о "кнуте". Если у нас нет таких проявлений или их слишком мало, мы расплачиваемся повышением уровня стресса, депрессиями и, в конечном итоге, сокращением дней своих.

Видимо, в этом случае, с точки зрения природы, мы оказываемся не слишком ценными представителями популяции. И тут, кстати, ученые "подбрасывают" нам интересный нюанс: негативное влияние одиночества на организм человека тем ниже, чем выше у этого человека показатель IQ. Для "умников" природа сделала исключение - они полезны для популяции, даже если просто сидят в башне из слоновой кости и чертят на грифельной доске никому непонятные формулы и абстрактные сентенции. Впрочем, они, как правило, выбирают одиночество не из соображений комфорта, а из соображений эффективности.

Но в абсолютном большинстве случаев человек отказывается от близких отношений с себе подобными из удобства. Куда спокойнее и вольготнее жить без тех, кто от тебя зависит, претендует на твое время и внимание, из-за кого тебе придется чем-то жертвовать, под кого нужно подстраиваться. Кто, возможно (а я вам скажу - совершенно точно) заставит вас испытывать сильные чувства, а то и вовсе - страдать. Или с кем ты будешь себя сравнивать - и, возможно, не в свою пользу. Кому придется что-то доказывать, добиваться признания - вполне возможно, безуспешно. С кем, возможно, придется расстаться - и это будет травма для обоих. Кто, возможно, потребует от тебя непомерных жертв - и тебе придется их принести. Кто заставит тебя терзаться стыдом, виной, сомнениями, желаниями... В общем, одни проблемы.

Люди по-разному объясняют свой выбор в пользу отказа от другого человека. Есть целые философии чайлдфри, например. И уже сложившаяся культура "синглов". Но что бы человек ни записывал на свой счет, выбирая одиночество, он почти всегда делает это из соображений комфорта. Физического или душевного. Но, как многие "комфортные" решения, это оказывается по-своему убийственным.

Синдром новогоднего/рождественского одиночества и избыточной социальности укоренен в самой священной истории Рождества. Ведь библейский сюжет о появлении на свет Сына Божьего как раз об этом - о том, как связаны жизнь и смерть с нашей готовностью поступаться своим удобством ради другого. Святому Семейству, как известно из Писания, не нашлось места в доме родственников Иосифа в Вифлееме. Несмотря на то, что тут у него должно было немало родственников - раз он родом из тех мест, - и, возможно, они обошли не один дом, прежде чем кто-то пустил их хотя бы в хлев. В домах и без них было тесно. А тут еще роды... Рожающая женщина в доме - это очень неудобно. А потом еще придется избавляться от "нечистоты" - иудейские законы очень жестки в отношении крови, родов и рожениц.

Поэтому дева Мария зимой (или пускай даже осенью - если верить историческим источникам) рожала в хлеву, рядом со скотиной. К Нему - рожденному в таких некомфортных условиях - пришли люди, не знавшие комфорта - пастухи, жившие со своими стадами круглый год в пустыне. А так же те, кто презрел комфорт ради этой встречи - волхвы, которые пустились в путешествие через пустыню, увидев вещую Звезду. Отказавшись от удобства, они увидели и получили в дар Жизнь. В отличие от вифлеемской родни Иосифа, отдавшей предпочтение комфорту.

Dsnews.ua

Теги: