Беженец с Донбасса стал настоятелем сельской церкви на Полтавщине

— В Луганской области действуют три епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, — рассказывает отец Дмитрий (Луценко). — В 2013 году там служило примерно 450 священников (для сравнения: на Полтавщине их в три раза меньше. — Авт.). Помню, архиепископ Луганский и Алчевский в начале вооруженного конфликта заявлял, что церковь занимает нейтральную позицию. На литургии святые отцы молились об объединении Украины, но вне службы, во время трапезы только и разговоров было: «Когда же, наконец, придут россияне?» В расположенном в самом центре Луганска храме, в котором меня, кстати, рукоположили в священники, проводились молебны о воссоединении с Россией. Некоторые священники вообще ездили на позиции боевиков благословлять их на «ратный подвиг». А большинство прихожан не считали украинский полноценным языком. Оставаться там я больше не мог…


После перехода из Московского патриархата в лоно Киевского отец Дмитрий получил благословение от патриарха Филарета стать настоятелем церкви Рождества Иоанна Предтечи в селе Марковка Кобелякского района Полтавской области. Как и в большинство сельских храмов, люди ходят туда в основном на большие христианские праздники, а на воскресные службы собирается не более пяти-шести человек.

Однако молодой батюшка-переселенец не сидит сложа руки. Он взялся за создание музея истории сельской церкви и самого села. А еще собирается провести в храме… фестиваль игры на кобзе.

— В храме прекрасная акустика, — объясняет 30-летний отец Дмитрий. — В нем уже звучал инструмент Юлиана Китастого — американского композитора, певца, дирижера, кобзаря и сопилкаря с украинскими корнями, которого называют бандуристом номер один в мире. Юлиан Петрович — внук иконописца Андрея Китастого и внучатый племянник Григория Китастого, который до Второй мировой войны руководил Украинской государственной капеллой бандуристов, а эмигрировав после войны в США, возглавил первый ансамбль бандуристов Объединения демократической украинской молодежи, выступал с концертами и обучал выходцев из Украины и их потомков кобзарскому искусству. Предки Юлиана Китастого родились в Кобеляках, и он пару лет назад специально приезжал, чтобы увидеть иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, написанные его дедом. По нашей просьбе пан Юлиан сыграл на бандуре и спел несколько псалмов под куполом этого храма. В тот момент у меня родилась мысль провести в Марковке кобзарский фестиваль.


Историю сельской церкви, построенной в 1814 году, отец Дмитрий пока хранит в своем ноутбуке. В поисках достоверных фактов он проштудировал публикации «Полтавских епархиальных ведомостей» с 1863 по 1917 год. Его интересовало, кто из местных священников куда был назначен, кто откуда уволен, кто был удостоен высочайших наград… Ездил изучать документы и в областное управление СБУ. В 1930-х годах, когда гонения на верующих были особенно жестокими, служителей церкви бросали в тюрьмы по доносам. Например, настоятель марковской церкви отец Яков (Тихоненко) пострадал из-за того, что продолжал служить по хатам литургии и молебны даже после закрытия церкви в 1935 году. Тогда это считалось преступлением — отрывать людей от труда в колхозах семь дней в неделю. В 1936 году отца Якова, а также старосту и дьяка осудили и отправили на Урал, откуда они уже не вернулись. Донос состряпала председатель сельсовета. В архиве СБУ хранится этот исписанный простым карандашом клочок бумаги, на основании которого уничтожили трех человек…

В Марковке отца Дмитрия приняли радушно: выделили ему хату, люди принесли все необходимое для жизни — мебель, посуду, постельные принадлежности… Молодой настоятель, выросший в городе, не испугался того, что дом придется отапливать дровами. Как и многие селяне, он вынужден экономить газ, поэтому сам топором рубит дрова. По хозяйству помогает управляться мама, Людмила Александровна.

Единственное, что омрачает священнику переезд, так это разлука с семьей. Жена и дочка остались с родителями супруги. Видятся теперь редко. Самое большое счастье для отца Дмитрия, когда дочь приезжает к нему на все лето.

В ближайшее время настоятель сельской церкви планирует отправиться на Донбасс в качестве капеллана. Уже в третий раз.

— Я — сын военного и, если бы не травма, полученная в детстве, наверное, стал бы офицером, как и все мужчины в моем роду, — говорит отец Дмитрий. — Защищал бы сейчас родину с оружием в руках. Мой друг-луганчанин, которым я очень горжусь, уже третий год воюет в «Айдаре», удостоен наград… Мне этого не позволяет сан. Но как я могу отдать долг государству, морально поддержать ребят, которые стоят за нас? Лишь вместе с ними нести тот груз проблем, с которыми они сталкиваются каждый день, оказать им пасторскую помощь, помолиться за них, подвести их к исповеди и покаянию. А это прямая обязанность военного священника. Исходя из своего опыта могу сказать, что присутствие капеллана умиротворяет души солдат, они чувствуют, что не забыты Богом. Во временной часовенке, где проходят литургии, молебны и даже крещения, я слушал исповеди бойцов, вел с ними беседы о войне и мире, о бессмертии души. В окопах, знаете, нет атеистов…


В декабре 2015 года священник из Марковки нес капелланскую службу под Мариуполем. Собираясь на фронт, взял с собой детские рисунки, которые раздал солдатам, и рушники. Их он развесил в деревянной часовенке. А вот каремат, сапоги и форма, прихваченные из дому, ему не пригодились. Уезжая, отдал все это парню, утратившему обмундирование при ротации.

А в сентябре 2016 года молодой капеллан находился между Часовым Яром и Бахмутом, жил в блиндаже вместе с солдатами и… мышами, которые шныряли по спящим людям.

— На войне человек привыкает к лишениям, — говорит отец Дмитрий. — Лично мне было неприятно другое — моральная неготовность некоторых мобилизованных к несению службы. Подразделения месяцами стоят на одном месте, и солдаты от нечего делать, бывает, пьянствуют. Первое время я чувствовал себя лишним. Потом осознал, насколько важна моя миссия.


На днях архиепископ Полтавский и Кременчугский Федор благословил отца Дмитрия (Луценко) на должность главного капеллана Полтавской области. В его обязанности теперь входит, в частности, налаживание отношений между бойцами АТО и их родственниками со служителями церкви.

…Я стараюсь попадать в следы отца Дмитрия. Снег глубокий, по колено, идти тяжело. И все же он хочет показать мне Марковку с пригорка, поэтому мы бредем вверх в надежде полюбоваться красотой пейзажа. Наконец село становится видно как на ладони. Длинная центральная улица, оказывается, пролегает вдоль пруда, уходящего за горизонт. Перехватываю восхищенный взгляд отца Дмитрия и понимаю: здесь он счастлив.

Потом мы приходим в старинную церковь. Стынут руки-ноги, замерзает паста в ручке, и только настоятель, кажется, не обращает внимания на жестокий холод.

— Мужчинам зимой позволяю находиться в храме в головных уборах, — показывает внутреннее убранство храма отец Дмитрий. — Во время богослужений включаю подаренный людьми электрообогреватель, становимся с прихожанами поближе к нему и так молимся. Последний раз (второй за всю ее историю) церковь ремонтировали в 1980 году. Сейчас собираю деньги, чтобы поменять четыре самых больших окна. Высота — около двух метров, ширина — более четырех. Стоимость работ — 30 тысяч гривен. Кроме того, обязательно нужно делать гидроизоляцию. А вот электропроводку, которая постоянно замыкала, уже полностью заменили благодаря пожертвованиям прихожан.


Чувствуется, в храме появился не просто настоятель, а настоящий хозяин. Отец Дмитрий планирует убрать нагромождения, десятилетиями закрывавшие колонны при входе в храм. А еще — отремонтировать колокольню и домик священника на территории церкви.

Церковную утварь отец Дмитрий уже обновил: вычистил и надраил до блеска набор для совершения литургии, подсвечники, лампадки. На пожертвования купил чашу для крещения, служебную литературу и новую катапетасму — занавес за царскими вратами, подчеркивающий таинство службы. Взял в рамы некоторые иконы. Одна из них меня особенно впечатлила — лик Иисуса, вышитый на мешковине.

Молодому священнику доставляет удовольствие копаться в архивных документах и делать собственные исторические открытия. Для будущего музея храма Рождества Иоанна Предтечи он уже собрал достаточно информации. И об основателе — харьковском дворянине Иване Васильевиче Маркове. И о Николае (Пирском) — первом архиепископе Полтавском и Кременчугском (он был родом из Кобелякского района и первым сделал историческое описание марковской церкви). И о священнике Дмитрии Судакове, который одновременно был первым заведующим местной школой и при котором делался первый ремонт храма в 1900 году. И о первом репрессированном в 1929 году священнике Митрофане Срибном — единственном из жителей Марковки, которому удалось вернуться из сталинских лагерей. Могила Митрофана Срибного находится на территории церкви…

Их имена достойны быть увековеченными. Видимо, Богу угодно, чтобы этим занялся луганский священник, для которого кобелякская земля стала родной. Кстати, на Полтавщине отец Дмитрий заговорил на украинском языке. Видимо, сказались гены — предки его отца родом из Гадячского района.

— В семь лет, за несколько дней до того как пойти в первый класс, Дима упал с третьего этажа недостроенного дома, где играл с ребятами, — рассказывает мать священника 67-летняя Людмила Луценко. — Врачи сомневались, что он будет когда-нибудь ходить, и советовали молиться. Уверена, Бог услышал мои молитвы — сын через несколько месяцев встал на ноги. Молитва матери за ребенка очень сильная. Позже я молилась за старшую дочь, которая после операции пять суток была при смерти. Очнувшись, она рассказала, что видела ад и рай, а когда парила над землей, заметила, что над монастырями будто вьется дымок. Ей объяснили, что это поднимается энергия молитвы, обращенная к Всевышнему…


Мать вымолила и судьбу Дмитрию. Она очень хотела, чтобы сын стал священником. И ее желание сбылось.

Fakty.ua

Теги: