НВ публикует рейтинг людей, чьи поступки и слова вызывают безоговорочное уважение и поддержку соотечественников. Первый в нем — Любомир Гузар, ушедший на покой предстоятель УГКЦ

В морозное воскресенье, в разгар событий Евромайдана, в центре Киева собрался многотысячный протест. Вместо обычного рева толпы на площади царило молчание — лишь со сцены звучал тихий и спокойный голос пожилого человека в черной одежде священника.

— Поступать нужно так, будто бы все зависит от тебя. А молиться — будто все зависит от Бога,— завершил он выступление. Спустя мгновение площадь взорвалась аплодисментами и криками одобрения.

Этот человек, обращавшийся к соотечественникам со сцены Майдана в день, когда самые тяжелые дни революции были еще впереди,— Блаженнейший Любомир Гузар, бывший предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). На протяжении десятка лет он остается моральным авторитетом для целого поколения украинцев. Его телевизионные выступления собирают рекордную аудиторию, а высказывания мгновенно становятся афоризмами.

Уважение украинцев к 82‑летнему епископу религиоведы называют общественным феноменом. Еще в 2008 году, по данным исследования, проведенного социологическими службами Ukrainian Sociology Service и фонда Демократические инициативы, Гузару доверяли 21,2 % жителей Украины, среди которых были не только прихожане УГКЦ — на тот момент таковыми называли себя около 9 % населения страны. Можно предположить, что теперь популярность священника только возросла: согласно исследованиям фонда Демократические инициативы 2015 года, прихожанами УГКЦ себя называют 11 % соотечественников.

Секрет такой популярности Гузара большинство знающих его людей объясняют единодушно — простотой и мудростью ответов архиепископа на острые вопросы, которые волнуют современного человека. Андрей Гундер, председатель Американской торговой палаты в Украине, вспоминает, как однажды на встрече с предпринимателями кто‑то спросил Гузара: “Отче, а как научиться любить?” На что тот просто и с юмором ответил: “Нужно пробовать”.

“Он говорит очень простым человеческим языком, но одновременно это язык высокого европейского интеллекта”,— рассказывает о знакомстве с Гузаром украинский правозащитник и диссидент Семен Глузман.

По мнению обозревателей, у Гузара есть два качества, сочетание которых делает его необычайно привлекательным человеком в обществе: с одной стороны, он представляет церковь, институт, к которому сегодня только растет доверие общества. С другой стороны — на его репутации нет пятен.

Вера

Любомир Гузар родом из семьи львовских интеллигентов. Среди его дедов и прадедов были священники, служившие во Львове и Галиче. Поэтому десятилетним он принял необычное для ребенка решение поступить в религиозную школу при одном из львовских монастырей. Однако настоятель, понимавший, какое будущее в СССР ожидает молодого священника, его отговорил. Это было в 1943 году, в разгар войны. Еще через год семье Гузара удалось бежать из СССР и эмигрировать в США.

В итоге большая часть жизни будущего главы церкви прошла за пределами Украины. Из-за этого, как признается Гузар, он до сих пор чувствует себя на Родине чужаком.

“Он вырос в несоветской культуре, поэтому многое в психологии украинцев ему непонятно до сих пор,— вспоминает Борис Билынский, одноклассник Гузара по львовской гимназии и его близкий друг.— Например, [он не понимает] как мы можем публично отстаивать одну точку зрения, а в близком окружении говорить противоположное? Он так не привык”.

В Нью-Йорке Гузар получил религиозное образование в лоне УГКЦ, которую в СССР к тому времени уже запретили. В те годы положение рассеянных по миру украинских эмигрантов и УГКЦ было одинаково сложным. Гузар вспоминает, как на большие праздники в семьях диаспоры звучало пожелание в следующем году собраться в таком же составе в Украине. И с каждым годом эта надежда таяла.

“Нашим домом тогда стали украинский язык, культура и вера”,— вспоминает Гузар годы, когда служил пастором в приходах УГКЦ в США.

Эта церковь в эмиграции стала центром не только духовной, но и социальной жизни, и эту идею он спустя 50 лет вернет в Украину — одной из сфер деятельности УГКЦ станет развитие волонтерства и социального предпринимательства.

В конце 60‑х годов Гузар познакомился с действующим предстоятелем УГКЦ Иосифом Слипым. После 18 лет сибирских ссылок советские власти наконец‑то отпускали опального иерарха в Рим, полагая, что пожилой и немощный Иосиф уже не сможет возродить церковь. Впечатление от общения с владыкой было так велико, что Гузар решил последовать за ним в Рим с тем, чтобы продолжить религиозное обучение. Получив степень доктора богословия, он становится монахом-настоятелем в монастыре Студион, в пригороде Рима, а затем и помощником Слипого.

Именно тогда у молодого священника раскрывается талант разрешать конфликты и противоречия в простой беседе. Предстоятель отправлял Гузара выстраивать диалог с церковными общинами Канады, Парагвая, Бразилии, Австралии и других стран, где присутствовала УГКЦ.

“Тогда я понял, что люди везде одинаковые,— с улыбкой вспоминает то время Гузар.— Их заботят одни и те же проблемы, и если вы к ним добры, то и они будут добры к вам”.

В 1977 году в жизни церкви произошло совершенно необычное событие. Кардинал Слипый решает втайне от Ватикана рукоположить трех епископов для украинской церкви, одним из которых стал Гузар.

“Логика Слипого была простой: епископат в УГКЦ с его уходом из жизни мог попросту прерваться”,— поясняет Борис Гудзяк, первый епископ епархии Святого Владимира Великого в Париже и президент Украинского католического университета во Львове.

О рукоположении Гузар не говорил последующие 19 лет, и только в 1996 году его регалии подтвердил Папа Римский Иоанн Павел II.

“То, как Гузар, будучи епископом, 19 лет жил скромной жизнью монаха-аскета,— это урок удивительного человеческого смирения”,— вспоминает Мирослав Маринович, правозащитник, религиовед и друг Гузара.

В 1984 году Иосиф Слипый умирает, и Рим назначает главой УГКЦ Мирослава Любачивского, при котором в начале 1990‑х церковь фактически возвращается в Украину. “Через несколько лет Любачивский тяжело заболел, и его правой рукой и де-факто главой УГКЦ становится Гузар”,— пересказывает ход событий религиовед и народный депутат Виктор Еленский.

Церковь

Наибольшим вкладом Гузара в развитие УГКЦ специалисты видят то, что эта церковь не просто стала одной из наиболее популярных в Украине, но и теперь включена в мировой христианский контекст. Еленский вспоминает, как, будучи предстоятелем УГКЦ, Гузар появлялся в Ватикане в одеждах, традиционных для церкви восточного обряда. Он тем самым подчеркивал идентичность церкви, несмотря на подчинение папе римскому.

Также Гузар перенес свою резиденцию из Львова в столичный Киев, подчеркивая тем самым национальное, а не локальное значение УГКЦ.

В 2011 году внезапно для многих владыка Гузар публично объявил о своем уходе с поста главы церкви, ссылаясь на проблемы со здоровьем. Тем не менее влияние на УГКЦ он, по мнению многих, с тех пор вовсе не утратил. Как он сам отшучивался, передавая дела: “Я не лезу на печь, где буду сидеть старичком. Многое еще хочу сделать”.

“Думаю, что Гузар хорошо понимал преимущества роли экс-главы церкви”,— размышляет журналист и медиаэксперт Евгений Глибовицкий, некоторое время работавший в совете по информации при УГКЦ. По его мнению, Гузар сохранил косвенное влияние на развитие церкви и одновременно получил полную свободу в использовании своего авторитета.

После того, как предстоятель объявил об отставке, синод церкви неожиданно выбрал на его место самого молодого епископа УГКЦ — 40‑летнего Святослава Шевчука. Многие отнеслись к такому выбору настороженно. На что Гузар лишь улыбался. “Братья, молодость, возможно, и грех, но не переживайте — с каждым новым днем он искупается”,— цитирует его по памяти журналист и бывший консультант УГКЦ по коммуникациям Дмитрий Симанский.

Курс церкви при новом настоятеле предсказуемо не изменился. А в речи на интронизации Шевчук не просто повторил, но и развил слова своего предшественника о киевском начале УГКЦ, назвав греко-католиков “наследниками церкви Владимирового крещения”.

Разговоры с Богом


Сегодня ушедший на покой архиепископ живет недалеко от Киева — в селе Княжичи, в просторном и светлом доме, который сам покидает редко, зато почти никогда не отказывает в визитах гостям.

“Моя мечта об Украине еще не исполнилась, совсем нет,— говорит он негромко НВ, взвешивая каждое сказанное слово.— Украинское общество все еще очень разделено, и вопрос совсем не в нынешней войне. Нас долгое время делили между различными странами. Из-за этого мы не хотим и не умеем общаться друг с другом. Мы не чувствуем единства, а значит, и собственной силы. Война, какой бы ужасной она ни была, это и шанс преодолеть нашу отчужденность друг от друга”.

Лишь церковной сферой влияние Гузара не ограничивается. По словам Симанского, служение Богу по Гузару — это постоянное пребывание в диалоге с людьми.

Он всегда стремился проявлять общественную активность соразмеряемо со своим саном и положением. Одним из первых на Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций Гузар отказался осуждать участников акции Украина без Кучмы в конце 90‑х. Напротив — он публично назвал грехом коррупцию, поразившую власть. А в 2011 году Гузар выступил инициатором создания группы 1 декабря — общественного совета интеллектуалов, призванного своим авторитетом помочь развитию гражданского общества в Украине.

“Вместе с Гузаром к украинским церквям пришла европейская культура общения с политическими институтами — не просить материальных льгот для себя, а говорить о принципах и ценностях”,— замечает религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец.

Впрочем, сам Гузар о себе говорить не любит — ему чуждо тщеславие. А на вопрос о том, каково быть моральным авторитетом для целой страны, отвечает просто: “Я не знаю”.

И после паузы продолжает: “Священник просто должен служить людям. У меня никогда не было ответов на все вопросы, нет их и сейчас. Поэтому многому я учился и учусь у других людей. В молитвах я прошу Бога, чтобы он, как отец, занялся нами, а мы научились быть ответственными людьми и уважать друг друга. Без этого нам не построить здорового общества”.

Спецпроект подготовил Роман Фещенко

Материал опубликован в НВ №30 от 21 августа 2015 года

Nv.ua

Теги: