Весна 2017 года принесла интересное и перспективное новшество в публичный дискурс «Русского мира», а после событий последней недели мая эту ситуацию уже нельзя не принимать во внимание. Речь идёт о стремительной популяризации Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) и её предстоятеля Митрополита Корнилия в российском медиапространстве.

Первым серьёзным шагом к такой популяризации стала встреча Митрополита Корнилия и Владимира Путина 16 марта. Встреча прошла в кабинете Путина в Кремле и была уникальной в своём роде. Российский президент и ранее встречался с предстоятелем РПСЦ, даже вручал ему в 2013 году орден Дружбы, но мартовский визит прошёл тет-а-тет, был широко освещён в СМИ как историческое событие — фактическое примирение российской власти со старообрядцами после 350-летнего раскола. Смену настроений подхватили и околоправославные СМИ: Митрополита Корнилия пригласили выступить на телеканале «Царьград», большое интервью вышло в майском журнале «Русский Мир», не говоря уже о менее масштабных появлениях на публике. Кульминацией же стал ответный визит Владимира Путина в Рогожский духовный центр РПСЦ 31 мая, которому предшествовал визит одного из лидеров российской публичной политики Сергея Кириенко, а затем и мэра Москвы Сергея Собянина.

Наиболее простым объяснением внимания российского политикума к РПСЦ является версия, что правительство хочет увеличить свой рейтинг в юбилейный год, разрешив ключевой для России социальный кризис — раскол православной общины. Стоит заметить, что ранее Владимир Путин весьма способствовал вовлечению в российский дискурс Русской Православной Церкви за Рубежом, в результате чего большая часть её иерархии соединилась с РПЦ. Вполне возможно, что нынешние шаги приведут к соединению по крайней мере части этой влиятельной старообрядческой структуры с Русской Православной Церковью (на самом деле, существуют различные старообрядческие юрисдикции, но в символическом смысле такое соединение будет сложно переоценить).

Однако у процесса есть и ещё одна важная сторона. Иерархи РПСЦ, так же как и многие рядовые старообрядцы, позиционируют свою традицию максимально соответствующей русскому мироощущению, тогда как титульную церковь — слишком прозападной. О такой позиции свидетельствуют, например, красноречивые газетные заголовки недавнего времени — «Российская история написана с украинских позиций: Страна подверглась идеологической диверсии еще в XVII веке», «Россия нуждается в духовном импортозамещении» и т. д. Кроме того, важный духовный центр РПСЦ находится в Украине, на территории Черновицкой области. Украинская ветвь РПСЦ настроена достаточно лояльно к Митрополии, вплоть до того что отказалась в 2015 году от управления крымскими общинами в пользу прямого руководства последними из Москвы. Кроме того, украинская епархия ещё больше, чем УПЦ, может подвергнуться опасности в случае принятия законопроекта № 4511 или ему подобного. Поэтому усиление диалога российского правительства с лидерами РПСЦ может привлечь многих украинских старообрядцев, так же как и румынских, ведь в Румынии проживает порядка 200 тысяч старообрядцев Белокриницкого согласия (в него входит и РПСЦ). Мощные старообрядческие диаспоры представляют Россию и в других странах по всему миру. Таким образом, вовлечение РПСЦ в дискурс «русского мира» может стать мощным инструментом не только внутренней, но и внешней политики РФ. В свою очередь РПСЦ может получить реальный рычаг влияния на российскую политику, потеснив или, по крайней мере, создав альтернативу РПЦ.

Uisgda.com

Теги: