I.

В городе Кременчуге живет и служит православный Сковорода наших дней архимандрит Аввакум, моральный авторитет которого необычайно высок, что, впрочем, не мешает ему и быть духовником епархии и немного юродствовать. Полемика началась с одного из писем морально-назидательного характера, которые арх. Аввакум имел привычку время от времени рассылать православным священникам. Почему имел? Потому что после этого письма епископ Кременчуга Тихон отсоветовал архимандриту писать такие письма. Итак, письмо. “МИР РУССКИЙ” ИЛИ “УКРАИНСКИЙ?” Патриарх Кирилл приехал и уехал, а проблемы разделений, расколов в Украине остались. И, более того, имеют тенденцию к нарастанию и расхождению исторических путей народов, и это вряд ли можно остановить. Затормозить, удержать на время можно, остановить — нет. Наглядно виден тупик, и вопрос сверлит: а что дальше? Идеи Русского мира или Украинского – мертворожденные и тупиковые, как и любые наши человеческие идеи. Их можно воплощать, только насаждая, с помощью волевого, жесткого, эффективного руководства. Люди в своей массе у нас давно отшатнулись от лозунгов, политических идей, хоть и носящих религиозную окраску. Они просто живут и все. Их главные заботы — это придти на службу в праздник в саму церковь, это молитва о семье, здоровье, чтобы не болели и были здоровы они и их дети, чтобы помянуть умерших, – тех, кого забрали болезни и года. Вот это — главные и конкретные их интересы, связанные с жизнью и смертью. А Русский мир или Украинский мир — это что-то из области эфемерного. В храм люди массово приходят в основном по великим праздникам. Можно ли их в таком случае назвать народом христианским, или народом богоносцем? Увы, конечно, нет! Нас, практикующих идейных верующих, ничтожное меньшинство, какие-то мизерные проценты. Для воплощения глобальных геополитических идей церковных политиков нас, православных, нашей верующей «армии спасения», катастрофически мало. Мы, духовенство, выдвигаем гипотезы, как лучше, как правильнее в политике или в Церкви сделать, так или эдак… Но выходит все не по-нашему! Писатель Солженицын по возвращении в Россию написал книжицу: «Как нам обустроить Россию». Этим он вынес приговор своему писательскому таланту, своей философской проницательности, потому что очень не по-писанному получилось. А уж, тем более, в мировой истории всегда будет не по-нашему. Народ не любит богатых политиков, и уж, тем более, священников, которые призваны учить людей аскезе, воздержности и умеренности. Психология тут такова: народ доверяет тем, кто не с властью, он любит сухоньких, скромных, воздержных, таких, как почивший Сербский Патриарх Павел. Нужны новые духовные идеи, новые религиозные прозрения, новые откровения. Люди уже не верят во все эти «Русские Миры» и общеславянские ценности. Московский Третий Рим, при стоящем до сих пор Первом Риме, воспринимается, особенно после Римских Пап 20-го века, с их действительно реально продвинутыми реформами, как некая третьесортность. В своей идее эти ценности — уже истощены, это уже выработанный, отживший ресурс. Но, ничего не поделаешь, каждый защищает те ценности, которые дороги его земле, его сердцу. Наш Патриарх относительно молод, заряжен энергией действия. Быть может, ему Господь и поможет. Еще одно суждение. Видно, насколько в преимущественном положении оказываются большинство протестантских общин, проповедующие чисто духовные, вселенские идеи Евангелия, вне всяких политических пристрастий и национальных окрасок. В подтверждение не поленюсь процитировать Писание: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные…» (Колоссянам 3:11). Они, протестанты, действительно небожители, без всяких Русских или Украинских миров и земнополитических привязок. Они вселенски наднациональны, международны и, если это так, они будут иметь тенденцию к усилению на будущее, так как мир делается все больше и больше глобальным. Мы же плывем в русле политических пристрастий и никакому живому человеку здесь, на земле, невозможно стать, таким себе, отвлеченным небожителем. Плоть и кровь постоянны и реальны в нас. Украинец по своей сути — кулак, куркуль, «одноосибнык», индивидуалист, а русский — всегда общинник, коллективист (психологический тип). Разница в ментальности почти противоположная. Посему украинец не пойдет ни за что ни на какие приманки и посулы Москвы, особенно после ХХ века, с его неудавшейся революцией 1917-го и жестокими экспериментами большевиков по насаждению коллективного «счастья». Хватит этих экспериментов, довольно! Надо возвращаться к естественной жизни. Вся цель жизни в том, чтобы просто БЫТЬ. Церковь должна стишиться в своих темпах. Должна оставить спешку, смуты, споры и распри, и дать возможность жизни идти своим чередом. Должна перестать гнаться за суетным временем. Она просто обязана возвратиться к своей божественной миссии к, чему призвана всякая религия – проповеди вечных вневременных ценностей. Не погоня за суетными политическими устремлениями, а проповедь природного, вечного и человечного. Вот ее основная миссия – то, чего от нее ждут люди! (https://vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/14-0 )

II

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан ответил на это письмо следующим образом: Отче! Благодарю за Ваше откровенное, хотя и пессимистическое, письмо-размышление, в котором Вы изложили, по сути, свое жизненное кредо. На мой взгляд, Патриархи и духовные лидеры на одно лицо быть не могут. Господь призвал каждого из них в свое время и на свое место, ибо Он – Кормчий Своей Церкви. А образцов подвижничества и аскезы для нас – все святцы и жития угодников Божиих. Да и сам Святейший Патриарх Кирилл подает пример подвижнического служения Матери Церкви: он, едва ли не каждый день возносит перед Престолом Божьим бескровную Жертву Христову «о всех и за вся», преодолевая для сего по послушанию огромные расстояния. Также часто служат и Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир и многие архиереи РПЦ. “Святая Русь”, отче, не Первый или Третий политический Рим, а, к счастью, выстраданный в веках древнерусским народом, нашими предками, двуединый идеал Правды Божьей и Святости. На эту важную идейную “деталь” обращал в свое время внимание покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (старообрядец по происхождению), а ныне об этом учит здравствующий Святейший Патриарх Кирилл. И не стоит идти на поводу у нецерковных людей, политизирующих этот святой идеал доевнерусского народа. Русский Мир – это, в совокупности, все наши древние иконы, храмы, праздники, православные обычаи, церковнославянский язык и литература, летописи, повести, например, “Слово о полку Игореве”; это Святая киевская и новгородская София, это наше единое православное мировосприятие при разнообразии культурных традиций народов и племен Святой Руси, – все то, что мы сердцем остро ощущаем, покидая Русь и попадая, например, в страны Мусульманского Арабского Мира или Романо-Германского европейского Мира, в Индию, Японию или Китай. Мы скучаем по нашей Пасхе, по яйцам-писанкам, по рождественским колядкам, по особому звону колоколов. А как называть наш древний идеал – “Мир Русский” или “Мир Украинский” или “Мир Белорусский”, – не столь важно. Важна суть этих «Православных Миров» – жизнь миром по Правде и по Святости. Такая жизнь никогда не будет для нас “старомодной”. Непонятной, возможно, будет: ибо не всякому это дано. А, тем более, некоторым посетителям наших храмов, недавно переступившим его порог. Многие действительно приходят в храм, чтобы головка не болела, а некоторые, чтобы вкусить обожения от Тела и Крови Христовых и стяжать через Святую Евхаристию, благодать Святого Духа. Ее стяжание, по преп. Серафиму,и есть главная цель человеческой жизни на земле. Что же до желаемой Вами «тишины» церковной жизни, за желание просто «Быть», то это, скорее благие мечты. «В мире будете скорбны», – говорил Спаситель Своим ученикам. Почитайте внимательно историю Церкви, ее борьбу за Православие. Как поступил милостивый и тишайший святитель Николай на Первом Вселенском Соборе? Разве не он возмутился ересью Ария? И разве другой кто ударил в ланиту еретика, дабы закрыть его богохульные уста? Разве не он заступался за сирых и убогих, выступая защитником перед власть имущими? В древности и Сербские Патриархи и Грузинские управляли своими странами и, даже, войсками против турок и персов. Святитель Митрополит Алексий Московский благословил двум инокам идти на бой с Ордой на Куликовом поле. Монахи Троице-Сергиевой Лавры держали осаду от поляков в Смутные времена. А Кипрский Архиепископ Макариос еще на нашей памяти управлял Республикой Кипр. А сотни тысяч убиенных новомучеников, восставших против насилия, среди которых множество “белого” священства, разве не свидетельствуют они о том, что идеал монастырской тихой кельи, увы, уготован не для всех в Церкви Христовой? Согласитесь, что церковный корабль и ныне кто-то должен вести от рутины к Свету, чтобы и Вы, и иные дышали ветром православной свободы и святоотеческого благочестия. Что и пытается, по моему убеждению, сделать Святейший, намереваясь ежегодно созывать Архиерейские соборы и Предсоборные совещания с участием духовенства и мирян. Этим Святейший обнаружил желание постоянно слышать дыхание и пульс Церкви, предлагая взамен следование порядком подзабытому за годы безбожия древнерусскому идеалу Святой Руси. В противном случае, вступив в ЕС, без проповеди идеала Святой Руси, который и лежит в основании тысячелетнего Православного Русского Мира, все мы очень скоро утратим свою восточно-славянскую православную идентичность, будем поглощены эгоцентрической либеральной идеей “протестанствующей» Европы со всеми ее уродливыми “измами”. Этот наш, общий для православных Украины, Белоруссии, России путь к Святости, увы, не всем по душе. Но, это не так уж и плохо, ибо “горе тому, о ком все будут говорить хорошо”, – учит Святое Евангелие. И, в заключении, предложу Вам, не для похвалы, а по любви о господе. как прамять об общении, свое небольшое стихотворение о Святой Руси – земном Доме Пресвятой Богородицы. “Святая Русь, ты искони едина – Россия, Беларусь и Украина; тебя Господь нам дал в Удел Священный, словно залог Своей любви благословенный! Так, будем вместе, русичи, Святую Русь всем сердцем величать, дабы ее потомкам нашим передать, как триединства Божия на сей земле печать!” С любовью о Господе, Ваш собрат и сопресвитер архиепископ Ионафан. (https://vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/14-0)

III.

Архимандрит Аввакум заметил только одно: «Спаси Господи, владыко, за отклик! Может быть, я многого не понимаю. Может быть! Вы, владыко, упомянули Дмитрия Сергеевича Лихачева – патриарха русской интеллигенции. Таким, как он, с таковой глубиной понимания и человечности, надо родиться, стать же таковым невозможно. Это касается и остальных… Прошу прощения и святых молитв, архим. Аввакум из Кременчуга». 06.08.2010. (см.: https://vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/26-1 ) Далее события развивались уже в публичной сфере, поскольку письма были напечатаны в Интернете.

IV.

Ответ Преосвященнейшего Ионафана, архиепископа Тульчинского и Брацлавского вызвал резкую реакцию со стороны Юрия Черноморца. 26 августа Православие в Украине в рамках полемики публикует «Открытое письмо архиепископу Ионафану от мирянина УПЦ МП Черноморца Юрия Павловича». Владыко! Хочется по азбацам ответить на Ваши глубокие размышления об идеологии Русского мира, уничтожающей, по моим наблюдениям УПЦ МП. Но начала Вашего письма я не касаюсь, потому что личный облик Патриарха Кирилла, интерпретация его жизни как подвижничества, может быть, Вами описаны верно. Хотя и в этой святой жизни все-таки есть место для воплощения идеалов потребительского общества. И тяжело слушать людям с сучком в глазах проповедь об этих самых сучках… Ведь каждый может сказать, что жизнь его трудна и прямо-таки подвижническая, а потому и для него надо сделать исключение. Далее вы пишете о Святой Руси как идеале духовном, который политизируют «нецерковные люди» Но ведь в речи Патриарха о Русском мире от 03.11.2009 было сказано о трех основах русского мира! Первая названа – «православные ценности», но перечислены ценности традиционного общества, в которых нет ничего специфически христианского. И это не политика? Вторая основа – русский язык и культура. Конечно, украинскому языку оставлено какое-то место, потому что он обогащает «общерусский» (кстати, Вы не знаете что это за язык?). Но в целом ясно заявлено о необходимости развития русского языка и культуры. И это не политика? Третья основа – русские традиции государственности и гражданского общежития. Наличие украинских традиций государственности и гражданской жизни, более демократических чем в России, патриархом вообще игнорируется. И почему вообще эти традиции — русские или украинские — должны быть в программной речи Патриарха? Это ли не политика? Я понимаю, что Вы сердцем ощущаете Русский мир. Но неужели Вы чувствуете себя чужим в Греции? Или Болгарии? Ведь православное мировосприятие создало православную цивилизацию, в пределах которой православный христианин при здоровом состоянии своего сердца везде должен был бы чувствовать себя дома, в Доме Отчем! И почему не может быть Украинская Церковь такой же, как Болгарская? Неужели у Вас тогда сердце почувствует, что Вы попали в чужой дом? Неужели? Быть христианином — означает не только верность традиции, но и веру в Бога, во Христа И эта вера должна быть трезвой. Нет ничего, более верно выражающего дух Святой Руси, чем иконы святого Андрея Рублева. Но гениальный режиссер Андрей Тарковский в своем фильме «Страсти по Андрею» зрением сердца показывает: этой Святой Руси не было в реальной жизни тогдашних людей. Только подвиг одиночек творил наследие Святой Руси. А сама Русь, Россия, была не святой. Убийства, грязь, война. Символ Руси, в конце-концов, – это женщина, с блаженной улыбкой прыгнувшая на коня к татарину. И это – страшная правда истории. И сегодня также Россия ставит перед собой не цель сохранения традиций, святости, Правды и обожения. Россия стремится к богатству, власти, и к приватизации Божественной Силы. Она из столетия в столетие искушается всеми тремя искушениями, которые отверг Христос. И от этого страдает и русский народ, и все другие народы, которым выпало быть соседями и родственниками многострадальному русскому народу. Конечно, не хотелось бы обличать архиерея в слепом следовании за легендой, но все-таки рассказ об ударе святителем Николаем Ария – неподтвержденная легенда, возникшая довольно поздно. На соборах не дрались. Примеры благословления на войну за свой народ прекрасны. Только как Украинская Православная Церковь сможет благословить народ на войну, если она даже в мирное время постоянно раздваивается? И как бы со своим народом, и как бы с соседним? Мне лично кажется, что если на Украину (не дай Бог!) нападет Россия, УПЦ МП не будет благословлять украинских Пересветов и Ослябий, а будет проповедовать о необходимости сдаться побыстрее из-за величия христианского идеала. Ведь война идет и сейчас! Информационная война России против Украины – факт, который признают даже официальные российские лица. Политологи РФ рассуждают об успехах этой войны. Православные аналитики, награждаемые патриархом, призывают к усилению этой войны. И где благословление УПЦ МП защиты Украины? Где Ваш личный призыв защитить Родину? Вы пугаете нас будущими угрозами для Украины в ЕС, но не обращаете внимания на сегодняшнюю реальную войну. Украину хотят сделать не-Украиной не ЕС и протестанты. Бояться ЕС – это расписываться в собственном бессилии. Неужели православная Греция погибает? Неужели против нее ведутся информационные войны? Неужели защита прав верующих ненадежна и православию нужны особые традиции русской государственности (читай – самодержавие), чтобы выживать? Неужели синодальное покровительство самодержавия не заканчивалось наибольшими гонениями и мученическим двадцатым веком? Стихи о Святой Руси тоже не хотелось бы комментировать Но все-таки меня давно гложет вопрос: по какому праву приватизируется молитвенное заступление Божией Матери? И неужели отдельно над Украиной или Болгарией Покрова Божьей Матери нет, а есть только над Святой Русью? Владыко! У фарисеев и саддукеев проповедь Божьего закона как-то незаметно для их сердец и умов была заменена политической идеологией. Не совсем, а немножко. Но этого чуть-чуть хватило, чтобы мотивировать распятие Праведника. И сегодня происходит не борьба между протестантским пониманием православия и традиционным. А происходит борьба за верность Евангелию и Церковной Проповеди. Против засилия «преданий человеческих», которые конструируются искусственно. Владыко! Сконструированные искусственно «человеческие предания» на языке науки сегодня называются «манипулированием сознанием». И мне кажется, что недостойно архиерея манипулировать сознанием верующих. А все Ваше письмо, к сожалению, построено на манипуляциях. И на каждое Ваше утверждение есть веские возражения. Обличаемый Вами архимандрит написал текст, вся особенность которого – в отсутствии манипуляций. Так же и Проповедь Спасителя тем то и отличалась, что в ней не было места даже для малейшей капли манипуляций. И это – признак подлинности. Владыко! Зная Ваш ум и Вашу образованность, ожидаю от Вас честного ответа на свое письмо. Потому что боль наших сердец вопиет ко Господу и мы жаждем честного слова от нашего епископата. Вы епископы Церкви Иисуса Христа или руководители Русского мира? Вы с народом Украины или Вам нужны новые Русские империи? Вы боитесь свободы и не можете отстоять православие в современном мире? И поэтому хотите вернуться к особым традициям русской государственности – к самодержавию? С уважением, Юрий Черноморец (https://orthodoxy.org.ua/tn/node/9248)

V.

27 августа на своем сайте архиепископ Ионафан опубликовал ответ на письмо Юрия Черноморца. Честный ответ архиепископа Ионафана (Елецких): “Русь Святая – это не “Русь” советская, Юрий Павлович!” Письмо дежурному “обвинителю” Патриарха Кирилла – Юрию Черноморцу, многолетнему советнику католического портала РИСУ. Милостивый государь, Юрий Павлович! Мне сообщили, что на сайте самочинного “Киевского патриархата” Вы, якобы мирянин Украинской Православной Церкви Московского патриархата, разместили (Вы ли?!), адресованное мне, письмо с недоуменными вопросами касательно сути Русского Мира – цивилизационной модели, параллельно существующего с Миром Германо-Романским, Миром Арабским, Миром Буддийским и иными культурными формами человеческого бытия. Вы признались, что хотите по азбацам ответить на “глубокие размышления об идеологии Русского мира” архиепископа Ионафана, якобы “уничтожающей”, по Вашим наблюдениям, УПЦ МП (?!). Ранее Вы, Юрий Павлович, “удостоили” своим “анализом” и речи Святейшего Патриарха Кирилла на тему Русского Мира. Вас, Юрий Павлович, как и Симона Петлюру, весьма беспокоит вопрос: а, сможет ли Украинская Православная Церковь (надо полагать, Московского патриархата) “благословить народ на войну с Россией?” Не сдаст ли она Украину на съедение сибирскому медведю? Вас обнимает апокалиптический сектанский ужас при предположении, что “Россия стремится к приватизации Божественной Силы” (!?) и, что “символ Руси, в конце-концов, – это женщина, с блаженной улыбкой прыгнувшая на коня к татарину” (!?) “И это – страшная правда истории”- уверяете Вы читателей в своем “честном” письме. А, попутно, Вы снова “расстреляли” идею монархического правления в России (а, наш ли, украинский ли, этот вопрос?). В конце своих философических умозаключений и откровений Вы пишете: “Владыко! Зная Ваш ум и Вашу образованность, ожидаю от Вас честного ответа на свое письмо”. Извольте, сударь. Но, прошу прощения, ознакомившись со столь странными “членами” Вашего жизненного и философского “кредо” и со столь же надумаными “аксиомами”, от которых морозит кожу и краснеют уши, честно, у меня пропало всякое желание Вам подробно отвечать, не видя перед собой ни достойной цели, ни уважительной причины. (Ведь, Вы и так ответили себе за меня, приписав мне многое, мне же не известное: например, не любовь к… Украине?!). Не было желания еще и потому, что отповедей на Ваши, мягко сказать, “суждения”, в интернет-ресурсах можно отыскать множество (и, по настоящему, от ученых мужей). К тому же Вы подменяете духовное понятие “Святая Русь” понятием политическим. Искреннее не надеясь на скорое озарение Вашего ума и сердца нетленным Словом Божьим, могу только предложить искушенным и зомбированным Вашим почитателям лишь две фразы из кладезя народной мудрости: 1)”Пользуйтесь чаще ушами и умом, чем языком” и 2)”Не путай Божью благодать с яичницей на столе”. Ибо “ино есть Россия царская, советская или соловецкая, и ино есть Русь Святая православная” как высочайший идеал Правды и Святости, выстраданный многоплеменным древнерусским народом на протяжении веков (академик- Дмитрий Сергеевич Лихачев) и лежащий в основании великой цивилизации – Русского православного Мира. Живым же средоточием и символом Святой Руси (=Русского Мира), выразителем глубинных чаяний Ее православных народов являются, отнюдь, не киевское или московское «свято-римское” семихолмие, не земные “иерусалимы” и «священные» их реки, и, уж, тем более, “не женщина с блаженной улыбкой, скачущая в седле татарина”, а апостольское служение любви Первосвятителей Великой Русской Православной Церкви – Патриархов Московских и всея Руси”. И еще: перед историческим референдумом об одобрении Акта Верховной Рады о суверенитете Украины, за который проголосовал тогда и Ваш покорный слуга, Леонид Макарович Кравчук проклял тех, кто, хотя бы помыслит о войне с братской Россией. Вам, очевидно, даже анафема первого Президента независимой Украины, увы, не страшна. (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/28 )

VI.

Юрий Черноморец ответил своим вторам открытым письмом к архиепископу Ионафану. Владыка! С недоумением ознакомился с Вашей попыткой ответить (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/28 ) на мое открытое письмо. Потому что опять-таки возникли одни только «но». 1) Вы пишете: «Мне сообщили, что на сайте самочинного “Киевского патриархата” Вы, якобы мирянин Украинской Православной Церкви Московского патриархата, разместили адресованное мне письмо». Однако, письмо было размешено на сайте «Православие в Украине» (https://orthodoxy.org.ua/tn/node/9248 ), куда я его только и посылал. А то что письмо перепечатывали многие сайты выходит за рамки моей ответственности. Мне, кстати, написали «Обратим внимание владыки на Ваше письмо». Теперь же свой ответ прежде направляю и на Ваш официальный адрес, указанный на Вашем сайте. 2) Письмо было не «с недоуменными вопросами касательно сути Русского мира», а вопросами, вызванными Вашим письмо к архимандриту Аввакуму. 3) И именно в Вашем письме арх. Аввакуму были поднята тема церковного призыва на защиту Родины. Вы писали архимандриту: «Что же до желаемой Вами «тишины» церковной жизни, за желание просто «Быть», то это, скорее благие мечты. «В мире будете скорбны», — говорил Спаситель Своим ученикам. Почитайте внимательно историю Церкви, ее борьбу за Православие. Как поступил милостивый и тишайший святитель Николай на Первом Вселенском Соборе? Разве не он возмутился ересью Ария? И разве другой кто ударил в ланиту еретика, дабы закрыть его богохульные уста? Разве не он заступался за сирых и убогих, выступая защитником перед власть имущими? В древности и Сербские Патриархи, и Грузинские управляли своими странами и, даже, войсками против турок и персов. Святитель Алексий, митрополит Московский, благословил двум инокам идти на бой с Ордой на Куликовом поле. Монахи Троице-Сергиевой Лавры держали осаду от поляков в Смутные времена. А Кипрский Архиепископ Макариос еще на нашей памяти управлял Республикой Кипр. А сотни тысяч убиенных новомучеников, восставших против насилия, среди которых множество «белого» священства, разве не свидетельствуют они о том, что идеал монастырской тихой кельи, увы, уготован не для всех в Церкви Христовой?!» (https://orthodoxy.org.ua/tn/node/9184 ) Так что я отвечал на эти Ваши рассуждения недоуменным вопросом о войне России с Украиной. Которая может быть теоретически в форме обычной и идет в форме информационной. Вы же сделали вид что меня не поняли. И сделали два допущения. Первое Ваше допущение: что я не хочу «тишины», а хочу Вашего участия на стороне Украины. Нет, я хочу «тишины» и не являюсь никаким православным патриотом – ни украинским, ни русским. Но тему защиты Родины поднятую Вами я посчитал очень опасной, что Вам и показал на элементарном примере Вашей же ситуации. Второе Ваше допущение о том что я говорю о войне Украины с Россией. Вы вспомнили о проклятии Кравчука тем, кто за войну Украины с Россией. Но ведь речь шла о другом. Украина с Россией действительно не воюет, чего не скажешь о России. Так что под всякие проклятия подпадать мне не приходиться. Но по Вашим словам, кто в случае войны в Россией призывает на защиту Украины – тот подпадает под проклятие Кравчука. И Вы явно присоединяетесь к этому проклятию. Теперь Ваша позиция в случае войны России с Украиной ясна и понятна: анафема всякому, вставшему на защиту Украины! Откровенно говоря, не ожидал такой честности. 4) И главное. Вы признаете политическим учение патриарха о Русском мире от 3.11.09? Я, конечно, признаю, что есть культурный идеал Святой Руси Димитрия Лихачева. Но разве он проповедовал новое политическое православие как патриарх в речи от 3.11.09? Разве Дмитрий Лихачев ратовал за особые формы русской государственности (читай – самодержавие?). Разве Дмитрий Лихачев мог сказать об общерусском языке? Или свел православие к ценностям православной культуры времен «Домостроя»? В общем, Вы согласны с культурным идеалом Дмитрия Лихачева или с политической идеологией патриарха? А то пока что выходит так: провозглашается политическая идеология (речь 3.11.09). А когда обращают православные христиане внимание на ее политический и идеологический характер, владыка Ионафан и другие спикеры говорят верующим две вещи: 1) вы якобы верующие! откуда Вы знаете меру нашей веры? Мы ведь задаем Вам вопросы не от себя придуманные, а вызванные противоречием Ваших слов Евангелию; 2) наше учение о Русском мире – это только культурная идея! Наверное и «самодержавие-православие-народность» тоже только культурная идея? Воплощающая в жизнь Христово Евангелие? С уважением и недоумением, нисколько не рассеянным Вашим ответом, Юрий Черноморец P.S. Надеюсь Вы перечитаете внимательно письмо архимандрита к Вам, Ваш ответ, мое письмо по поводу Вашего ответа (там в начале это было написано и Вы это заметили, но проигнорировали), не будет мне приписывать того, что я Вам не писал и мысли Петлюры мне приписывать тоже не будете. А задумаетесь над сложившейся ситуацией. Ждем выводов о том что на делать в этом кризисе. А то, что Вам удается политическую идеологию патриарха подменять учением Лихачева и наоборот, не дает ответов ни на один поставленный мною вопрос. А то как-то вместо ответов – одно только выталкивание из церкви, к которой принадлежали все мои предки, в том числе и известный Вам о. Николай Радецкий (https://orthodoxy.org.ua/tn/node/5204). Или Вы о них всех тоже скажете, что они были «якобы священниками»? (https://www.risu.org.ua/ua/index/blog/~chernomorets/37668/) VII. Между тем на сайте архиепископа Ионафана была напечатана новость следующего содержания, содержащая некоторые спорные утверждения о Ю. Черноморце. О национальной идее православных русичей-украинцев: киевоцентризм или Святая Русь? 26.08.2010 Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан: “Живым средоточием и символом Святой Руси (Русского Мира), выразителем глубинных чаяний Ее православных народов являются, отнюдь, не киевское или московское «свято-римское” семихолмие, не земные “иерусалимы” и «священные» их реки, а апостольское служение любви Первосвятителей Великой Русской Православной Церкви – Патриархов Московских и всея Руси”. На сайте “Киевского патриархата” выложены две статьи (на антипатриархийном портале “Кредо.ру” одна из них) в защиту т.н. теории киевоцентризма. Авторы статей – известные и талантливые полемисты Владимир Мельник и Юрий Черноморец. Последний прямо адресовал свой апологетический опус преосвященному архиепископу Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану, “обличил” последнего в следовании надуманным политическим конструкциям, ожидая при этом “честного” ответа. Вероятно, ответ православного Иерарха будет. Но, чтобы посетителям настоящего сайта было ясно, о чем идет речь, напомним некоторые события. Как известно 29.07.2010 года в конференц-зале киевской гостиницы «Русь» прошел представительный форум – круглый стол, посвященный итогам визита в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе круглого стола принял участие министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник, министр Кабинета министров Украины Анатолий Толстоухов, Виктор Воронин – первый заместитель председателя государственного комитета Украины по делам национальностей и религиям, протоиерей Владислав Чаплин – председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества МП, протоиерей Владимир Вигилянский – руководитель Пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла, иерархи УПЦ МП и другие. Выступая перед собранием, архиепископ Ионафан, в частности, сказал: «Святейший Патриарх Кирилл назвал себя Послом Святой Руси. Понятия «Святая Русь» и «Православный Русский Мир» – тождественны, потому что в их основании, по мысли покойного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева и, ныне здравствующего, Святейшего Патриарха Кирилла, – один и тот же, выстраданный на протяжении веков древнерусским народом, высочайший идеал смиренной Правды и Святости. Живым же средоточием и символом Святой Руси (Русского Мира), выразителем глубинных чаяний Ее православных народов,- убежден архиепископ Ионафан, – являются, отнюдь, не киевское или московское «свято-римское” семихолмие, не земные “иерусалимы” и «священные» реки, а апостольское служение любви Первосвятителей Великой Русской Православной Церкви – Патриархов Московских и всея Руси. Известно, что после монгольского разорения Киева духовный центр Русского Мира, сосредоточенный тогда в личности митрополита Киевского и всея Руси, переместился во Владимир на Клязьме, а позднее в стольный град Москву. И потому священная инсигния – жезл святителя Киево-Московского Петра, хранящийся в Оружейной палате Кремля, торжественно вручается новоизбранному, нареченному и утвержденному Предстоятелю Русской Церкви в день его интронизации как знак преемства его первосвятительской духовной власти на всех просторах Руси. Киевский период Руси – это драгоценный начаток, колыбель грандиозного Православного Русского Мира, раскинувшегося на всех континентах Земли, во главе которого ныне стоит Святейший Патриарх Кирилл. Теория же т.н. «киевоцентризма», исповедуемая украинскими националистами, всего лишь, оземленный тусклый отблеск высочайшего идеала Святой Руси. Православный Русский Мир, Святая Русь – это двуединый духовный антипод ереси клерикального и политического национализма, носителями которого, к сожалению, являются лидеры автокефального раскола в Украине,” – заявил архиепископ Ионафан. https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/27-3

VIII.

Прочитав эту новость Юрий Черноморец написал свое третье открытое письмо к архиепископу Ионафану. Владыко! На Вашем сайте уже появилась манипуляция, против которой я категорически протестую. В статье «О национальной идее православных русичей-украинцев: киевоцентризм или Святая Русь?» (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/27-3). Интересно узнать как можно все протесты против русского мира записать в апологию киевскоцентрической идеи? И где в моем письме есть хоть намек на идею киевоцентризма? Где хоть одна моя публикация об этой идее? Между тем я критиковал попытки развивать киевскую идею: «Сейчас много разговоров о необходимости разработки, как альтернативы концепции Русского мира, Киевской идеи. Я против таких разговоров. Самосознание Киева и Украины как одного из центров мирового православия – это правильная задача. Стимулирование расцвета православного богословия в Киеве – это назревшее задание. Но Киевская идея в приемлемой для православия форме – это очень простая вещь: во-первых, сохранение чистоты православия; во-вторых, возрождение украинской христианской культуры. Но это элементарные положения социального учения Церкви. Ясно, что есть два искушения. Первое: продаться россиянам, их грандиозному империалистическому проекту. Это опять променять Церковь на империю. Второе: это творить собственное церковное бытие в границах Украины как империи, особой цивилизации. Это мне кажется также ошибочным. Украина – прекрасная европейская страна, не являющаяся чем-либо особенным, «не-Европой». Во времена Руси у нас была развитая культура, аналогичная византийской. В Могилянке у нас в Киеве преподавали такие курсы теологии и философии, как в Саламанке, Париже, Риме, Кракове. В двадцатом столетии украинская философия и культура более открыты мировым влияниям, а не растут в автономном удушающем националистическом мире. И это хорошо. Нужно, чтобы украинское православие было по сути таким же, как Вселенское Православие: как православие Афона и Константинополя, православие Антония Сурожского и Николая Афанасьева, православие Георгия Флоровского и Иоанна Зизиуласа. Кстати, что может случится в РПЦ интересного? Что ее идентичность будет определена не потугами Патриарха Кирилла, а книгами Митрополита Антония Сурожского и Александра Шмемана. Там православие такой высокой пробы, такой подлинности, что рядом с ним всякие эрзацы меркнут. Я надеюсь, что как в сознании руководства РПЦ, так и рядовых верующих будет происходить процесс врастания в православную духовность наивысшего образца. Это важно для существования РПЦ и России. От националистического угара возможна только гибель. Вообще, зачем нам киевская идея? Для легитимизации собственной Церкви? В Украине 16 тысяч общин, в России – 13 тысяч. Где же должен быть центр для Православной Церкви? Мы уже легитимны потому, что Украинская Церковь в потенциале – наибольшая в мире. И если автокефалия есть у румын или болгар, то почему ее нет у украинцев? Мы без собственных утопий, мы без особых учений об особой нашей миссии. Мы учим только тому, что является общим для православия Преданием. А потому украинское православие имеет большую чистоту учения, чем РПЦ в России. И нужна сильная теологическая школа, чтобы это выявлять, доказывать. Если наши богословы будут лучшими в мире, то никто уже не скажет, что нам нужны чужие идеи или концепции. А если мы не будем развивать социальное учение Церкви, не будем отстаивать чистоту учения, а плодить собственные утопии, то нас же и заклюют. Потому что на утопии имеют право россияне, а мы – нет. Вон у россиян об их особенном Русском мире говорило много консерваторов, бывших не только славянофилами, но и фашистами. Тот же Дугин. И вот им можно об этом говорить. А когда один епископ в своем докладе сказал, что ряд украинских мыслителей в ХХ веке пытались возродить киевскую идею, но их учение мы не разделяем, ему стали приписывать солидарность с этими мыслителями. Он же говорил только о солидарности с Георгием Федотовым, учение остальных ясно отверг – нет, все равно россияне и русофилы обвинили во всех грехах. Потому мне кажется, что киевская идея – это ошибочный путь. Следует активно развивать христианскую культуру в Украине, развивать украинское православие. И если нужна кому-то киевская идея, то в этом контексте ее развивать и пропагандировать. А так, сделали два доклада – и все. Нужны десятки докладов, десятки книг, сотни статей – ежегодно. Нужно, чтобы все видели: украинское православие настолько является живой реальностью, что его в гетто загнать не удастся.» (полностью интервью: https://www.risu.org.ua/ru/index/expert_thought/interview/33791 ; на украинском: https://www.risu.org.ua/ua/index/expert_thought/interview/33791 ). Как прикажете относиться Черноморцу к такого рода фактам – когда тебя записывают в апологеты критикуемых тобою идей? Я лично думаю, что это очередная попытка манипулирования, технология которых столь удачно разобрана В. Мельников в его статьях о зазеркалье (https://www.risu.org.ua/ua/index/expert_thought/analytic/37342/ ; https://www.risu.org.ua/ua/index/expert_thought/analytic/37387/; https://www.risu.org.ua/ua/index/expert_thought/open_theme/37665/ ). Владыко! Я буду протестовать публично против каждого искажения моей позиции, против каждого приписывания мне мыслей которых я не говорил. Если Вы путаете меня с кем-то из апологетов киевской идеи (https://www.zn.ua/3000/3690/69076/ ), то с кем? Если не путаете, то зачем искажать факты? Мои мотивы – это мотивы исключительно христианина, православного христианина, который родился украинец. Никакой идеологии – ни киевоцентрической, ни какой-либо другой я не исповедую. Я не понимаю мотивов искажения моей позиции – как в Вашем ответе на мое письмо, так и в этой новости. Если Вы хотите вытолкнуть меня и таких как я из Церкви – заявите об этом прямо и публично. Мы будем знать, что для Вас в церкви нет ни эллина, ни иудея, ни украинца, ни белоруса, ни молдаванина, потому что все – русские. По духу, культуре, языку, мировоззрению или еще по каким-то критериям, но русские. Если Вы считаете, что Церковь только для русских и русифицированных, согласных с любым привнесением политической идеологии в Церковь, лишь бы оно было русским – так и заявите. Я, во всяком случае, обещаю сделать вывод о том, что для меня в МП места нет. Но что Вы будете делать со всеми несогласными на внесение политической идеологии в учение Церкви? Всех их объявлять «якобы верующими»? Всем им приписывать апологию идей, которых они не разделяют? (https://www.risu.org.ua/ua/index/blog/~chernomorets/37668/)

IX.

В ответ на второе открытое письмо Юрия Черноморца архиепископ Ионафан разместил у себя на сайте рассуждение следующего содержания (о том, что это именно ответ, вл. Ионафан любезно подтвердил Ю.Черномрцу в переписке). “Благодарю Вас, Ваше Величество, господин…епископ!” или о правильном церковном этикете. 29.08.2010 Демократизация коснулась не только светских людей, но и церковных. Еще недавно гос.чиновники теряли дар речи, обращаясь к высокопоставленным духовным особам: патриархам, митрополитам, епископам, путаясь в титуловании между Царями, Королями и Папами Римскими. Как – то, автору сих строк пришлось услышать таковой словесный “перл” из уст некоего градоначальника: важно обращаясь к епископу, он начал так: “Ваше Величество,…” Так и хотелось продолжить: “господин Король!”. Но смиренный иерарх и бровью не повел, дабы не смутить “хозяина” города своей правкой. Приходится слышать и такое обращение к духовной особе: “Святейший! Вот, Вы говорили, что…”. Вместо: “Ваше Святейшество, Вы изволили высказать мысль…, выразиться, уточнить…” и т. п. О Предстоятеле Церкви принято говорить “Святейший”, “Блаженнейший” исключительно в его отсутствие, но не в прямом к нему обращении. Журналисты церковных СМИ, не получившие должного духовного “политесу”, порой, тоже грешат советскими “измами”. Так, в их репортажах Божественная Литургия и крестный ход не совершались, а “проводились” или “состоялись”, ну, прямо как партийные съезды и мероприятия времен богоборческой власти. И первые, и вторые, вопреки церковному, да и дипломатическому международному протоколу, упорно именуют Святейших Патриархов, “по профессии” – “патриарх”. как своих закадычных приятелей. Или увы, даже панибратски: “Кирилл приехал..”, “Владимир отслужил…”. Говоря о личном отношении к тем или иным высказываниям Святейших Патриархов, некоторые “философы” не могут скрыть своего негатива и позволяют дискуссировать в неподобающем тоне, именуя себя при этом “православными мирянами”(!?). А, между тем, имеются книги по дипломатическому протоколу, в кои надо бы заглядывать почаще, дабы не смешить честной народ самочинными титулами. А, лучше всего, почаще переступать порог храма: на богослужении титулы из служебников всегда звучат правильно. (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/30) Х. В ответ на третье открытое письмо Юрия Черноморца архиепископ Ионафан напечатал рассуждение следующего содержания. Архиепископ Ионафан (Елецких) : “Дискуссия в СМИ на тему духовного идеала Русского Мира – Святой Руси, это как в футболе: “пас туда и пас обратно”. 29.08.2010 Спонтанная дискуссия в СМИ на тему духовного идеала Русского Мира – Святой Руси, равно как и споры вокруг мифологической теории “киевоцентризма,” – это, своего рода, бесконечная “игра в бисер”, как в футболе : “пас туда и пас обратно”, без всякой надежды на положительный результат в остатке: каждый останется при своем мнении. Несколько удивляет намеренное или наивное смешение политики и духовности: вместо древнего православного идеала Святой Руси – земной Правды и небесной Святости, предлагают обсудить политическую модель устройства России. При этом огорчает упертое забвение некоторых собеседников своих родовых корней: ведь, мы, украинцы, и есть Русь, духовный идеал которой нам всем должен стать своим – и украинцам, и русским, и белорусам. И другим православным народам и племенам, причастным к великому наследию святого равноапостольного Великого князя Владимира. Вызывает сожаление то, что дискуссия проходит на фоне провала в нашей исторической памяти, о котором хорошо написал выдающийся украинец – академик Петр Петрович Толочко. Почитайте.”Нет ничего обидного в том, что во времена Киевской Руси никакой Украины не было. России-то тоже не было, если кому-то от этого легче! Как я говорю, русичам и в страшном сне не могло привидеться, что кто-то из них будет украинцем, кто-то белорусом, а кто-то русским. Они были просто русичи. Древние русичи. И смешно, когда у нас говорят, что Владимир Мономах украинец, а его сын Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский — это москали чистокровные. Нелепость!” Думается, что и в этом непреложном факте, в том, что мы все – русичи и есть наше примирение. Едва ли не единственный положительный момент настоящей спонтанной дискуссии о Святой Руси = Русском Православном Мире – это вовлечение в нее людей, не живущих Православием (вера, этика, богослужебная практика). Это означает, что на страницах СМИ появилась, хотя бы на время, некая общественная платформа для новой евангелизации нашего народа. За это – спаси вас, Христос! С молитвой за всех участников дискуссии о нашей Святой Руси, Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский, УПЦ МП. (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/30-0) XI. Две заметки позволили Юрию Черноморцу подвести итоги состоявшейся дискуссии. 30 серпня 2010, 17:57 | Блоги | Блог Юрія Чорноморця | 7 | | Код для блогу | | Завершение дискуссии христианина Юрия Черноморца с Высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиепископ Тульчинским и Брацлавским 28 августа на своем личном сайте Высокопреосвященнейший Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский опубликовал заметку (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/30), в которой, отказывается от дальнейшей дискуссии. Также в другой заметке (https://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/30-0) Высокопреосвященнейший Ионафан по прежнему приписал полемизирующим с ним исповедывание киевской идеи, хотя ни я, ни арх. Аввакум к этой идее не только не имеем никакого отношения, но и оба высказались против нее. В личном письме Высокопреосвященнейший Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский, подтвердил, что эти заметки и являются его реакцией на мое второе и третье открытые письма на его имя (https://www.risu.org.ua/ua/index/blog/~chernomorets/37668/). Итак, подведем итоги. Будем благодарны Высокопреосвященнейшему Ионафану за его откровенные и честные ответы. Из этих ответов мы поняли две важнейшие вещи. Во-первых, ответить что либо на вопрос об правомерности внесения политической идеологии в Церковь по сути Высокопреосвященнейший Ионафан не смог. Во-вторых, Высокопреосвященнейший Ионафан почти сразу перешел на личные обвинения в полемике с Юрией Черноморцем, и на личных же обвинениях полемику завершает. Что это значит? Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, фактически отказывается от Социальной концепции 2000 года и провозглашает новое социальное учение РПЦ. Каждый, кто остается в РПЦ, должен быть согласен с возрождаемой идеологией «русское традиционное православие-русская народность-русское самодержавие» только потому, что Дмитрий Лихачев любил древнерусскую культуру, и она действительно заслуживает этой любви. Каждый кто задает «лишние вопросы» – мнимый мирянин, и, насколько понятно из слов Высокопреосвященнейшего Ионафана должен покинуть ряды МП. Факт, что внесение политической идеологии русского мира подпадает под осуждение политического православия на архиерейском соборе декабря 2007 года, под осуждение филитеизма 1872 года (https://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/1433-lichnost-i-bogoslovie-patriarxa-varfolomeya-ch-ii.html), противоречит Евангелию и учению Отцов, придает дискуссии особую напряженность. Боязнь мирян погрешить против вероучения Церкви при принятии политических идеологий, не встречает понимания. Этот страх Божий не видят. Наоборот, мирянам приписывают дерзновение, отсутствие чинопочитания, внесение смуты и прочие грехи. Таким образом, разрывателями нешвейного хитона объявляются беспокоящиеся о происходящей политизации православия и подмене вероучения идеологией, пусть даже цивилизационной и культурной – но идеологией. Критиками объявляются недоумевающие. Ну что ж, пусть вся ответственность за будущее УПЦ и РПЦ ляжет на плечи исключительно епископата. Ответ на вопрос «что делать?» все не-епископы в УПЦ МП видимо обречены искать самостоятельно. Желаю всем быть в единстве со Христом, распятым и воскресшим, куда кого не завело бегство от новых фарисеев и саддукеев. Внутренняя эмиграция – ближайший адрес. Причащаться и не знать ничего, кроме Христа. Таков был опыт многих мирян в УПЦ МП после 2004 года. Кто может, тот пойдет этим путем и далее. Но кто не сможет – оставляйте на суд Божий идеологов нового политического православия. Позволю себе цитату: «Пятигорский любил рассказывать об отношении к диссидентам Мамардашвили, говорившего: «Не надо быть особенным человеком, чтобы понимать, где ты живешь. Достаточно в этой стране прожить внимательно двадцать минут. Достаточно двадцать минут внимательно посмотреть на то, что происходит в стране, и все станет понятно. И хватит, надо закрыть тему». Поэтому диссидентство – это неинтересно. Надо думать о главном.» (https://www.religion.in.ua/main/daycomment/2328-on-tak-zhil-igraya-svoyu-zhizn-pamyati-a.html) Не надо быть особенным человеком, чтобы понимать что такое новое политическое православие патриарха Кирилла, его учение о русском мире, о правах человека. Достаточно внимательно посмотреть на это некоторое время. Думаю, что с этим все понятно, и надо закрыть тему. Надо думать о главном. Чего и всем желаю. P.S. Судячи із усього скоро мені відповість відомий полеміст із Зазеркалля так званий «протоієрей» Андрій Новіков. Але це вже не має жодного значення: все ясно! Що у патріарха «все пропало!». І далі – нічого, крім катастроф. Під музику величання з боку архієпископа Іонафана та інших розумних людей, які вирішили відкласти всій розум подалі, турбуючись за свою кар’єру. Ідея Руського світу провальна (арх. Аввакум), не-християнська і деструктивна (Ю. Чорноморець). Аргументів на її користь немає (архієп. Іонафан). Постараймося бути із Христом – сьогодні саме життя із Христом необхідне як ніколи раніше! Це і буде відповідь їхньому життю в зазеркальному світі давньоруської крові, давньоруської землі, давньоруської мови та інших де-християнізованих православних по формі, але не по змісту «реальностей» і «цінностей». Не думав, що архієпископ так швидко втече, хлопнувши дверима. Але кожна людина має право виявити власне безсилля в дискусії, відмовившись від подальшого обговорення. Так вже було, коли Андрій Новіков відмовився від дискусії про Мазепу. В результаті – страуси все ще на місці, голови все ще в піску, очевидне як єдиноправильне рішення не прийняте. Отже, честної розмови “із іншого боку” не вийшло – від неї речники МП відмовилися ясно і категорично. Бо сказати таки дісно нічого. (https://www.risu.org.ua/ua/index/blog/~chernomorets/37694/)

XII.

Итак, каждому решать, кто был более убедительным в этой дискуссии. Но сама эта дискуссия уже стала достоянием новейшей истории УПЦ. Будем ли мы стремиться быть святыми? Или же для достижения святости верующим УПЦ сперва надо становится гражданами русского мира? Ответы ясны и очевидны. Но тем не менее, у архиепископов есть свои ясности и очевидности. О том как это возможно рассуждает в своих статьях о Зазеркалье В. Мельник. Нам же остается уповать на Господа и все излечивающее время.

Теги: