Патриарх Филарет: Церковь поддержит народную революцию

17 03 2011 |
Ярослав Коцюба, Сomments.ua


Патриарх Филарет в эксклюзивном интервью «Комментариям» отметил, что независимая церковь может существовать лишь в независимом государстве.

13 марта премьер-министр Николай Азаров посетил в Стамбуле резиденцию константинопольского патриарха Варфоломея. Он заявил, что правительство готово способствовать гармонизации межцерковных отношений без вмешательства в дела церквей. Но именно с приходом новой власти в Украине заострилось противостояние традиционных православных конфессий. И как заявил в эксклюзивном интервью «Комментариям» патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет, это вызвано не столько внутренними факторами, сколько вмешательством России.

 

Ваше Святейшество, как за последний год изменились отношения между церковью и государством?

 

Когда Виктор Янукович вступил в должность Президента, он заявил, что будет ровно относиться ко всем конфессиям. Хотя мы знали, что он парафянин Московского патриархата. Но если предыдущие президенты Леонид Кучма и Виктор Ющенко, чтобы подчеркнуть свое ровное отношение к другим конфессиям, посещали на Пасху и Рождество разные храмы (хотя, например, Ющенко принадлежит к Киевскому патриархату), то Виктор Янукович дальше деклараций не пошел. Конечно, как человек он может исповедовать ту веру, которую хочет, или же не исповедовать ни одной. Но когда глава государства отсутствует на торжественных богослужениях, это воспринимается как неуважение.

 

Я не думаю, что существует официальная позиция, как относиться к тем или другим конфессиям. Например, мы обращались к премьер-министру относительно внесения поправок к новому законопроекту о свободе совести, и наши предложения были услышаны. Вместе с тем присутствует  предвзятое отношение к Киевскому патриархату со стороны местных властей — областных и районных администраций. У нас существуют проблемы в первую очередь в Донецкой, Киевской и Винницкой областях. Но такое негативное отношение не развилось, потому что на нашу защиту поднялись демократические силы, общественные и политические организации. Даже за рубежом — в США и Европе — стали писать о притеснениях. Я думаю, это повлияло на власть, и она не пожелала далее заострять ситуацию.

 

Почему именно при Януковиче начались притеснения Киевского патриархата?

 

Я думаю, причина не столько в Президенте, сколько в попытках Москвы подчинить Украину своему влиянию. И делает это она, в частности, через Русскую православную церковь. Если московский патриарх Алексий II побывал в Украине за свое 18-летнее патриаршество трижды, то патриарх Кирилл — трижды лишь за один год! И не просто как духовный пастырь, а приехал с сугубо политической идеей «Русского мира», под которой скрывается стремление подчинить Украину, Беларусь, и почему-то в этот «мир» попала еще и Молдова. То, что это политическая идея, поняли и политики. Даже украинский МИД негативно отреагировал на эту концепцию.

 

Недавно в одном из интервью известный русский священник Глеб Якунин заявил, что в России формируется политический триумвират Путина, Медведева и патриарха Кирилла. Насколько сегодня влиятелен в русской политике патриарх Кирилл? Или президент и премьер просто используют его в собственных интересах?

 

Нельзя отрицать, что патриарх Кирилл является лицом влиятельным. Но он возвращает церковь к тому состоянию, в котором она находилась до Октябрьской революции, когда была одним из департаментов империи. На это уже обращают внимание архиереи и монашество в самой России. Потому что такое сращение негативно влияет на духовную жизнь самой церкви: не происходит духовного возрождения, церковь усиливается административным путем. Патриарх Кирилл верит во всесилие власти. Недаром даже примеры приводятся, как похоже действовал в вопросах церкви Сталин.

 

В 1976 году вы были одним из архиереев, которые рукополагали архимандрита Кирилла Гундяева в епископский сан. Это правда, что вы были против его хиротонии?

 

Это неправда. Я знал Кирилла Гундяева как способного архимандрита, человека, бесспорно, талантливого. Он был ректором Ленинградских духовных академии и семинарии. Поэтому я не мог выступать против его хиротонии, потому что не сомневался тогда, что это будет один из наилучших епископов. Но я также знал, что он симпатизирует католической церкви. И на эту тему у нас с Кириллом  были дискуссии. Я не считал, что это путь для православной церкви. Мы не должны брать за образец Римско-католическую церковь (РКЦ). Она действительно церковь великая, но духовно более слабая. Однако от своих взглядов патриарх Кирилл не отказался и поныне.

 

Если по своим взглядам патриарх Кирилл либеральный прозападный архиерей, то почему он в то же время выступает против самостоятельности Украинской православной церкви?

 

Поскольку церковь прислуживает государству, а Россия желает влиять на мировую политику и, в частности, на политику Европы, РПЦ необходима  поддержка со стороны такой мощной церкви, как Римско-католическая. С своей стороны, РКЦ также заинтересована в нормальных отношениях с  РПЦ как с наибольшей православной. А чтобы поддерживать такой статус, русской церкви нужно себя  усиливать. За счет чего? За счет Украинской церкви. Потому что представьте себе, если бы украинские церкви объединились в одну, то она была бы почти равной Русской. И влияние РПЦ на мировое православие значительно бы уменьшилось. Именно поэтому Русская церковь так крепко держится за Украину. Она готова даже пойти на раскол православия, только бы не отпускать Украинскую церковь.

 

Что вы имеете в виду под расколом?

 

Если бы, например, константинопольский патриарх признал автокефалию Украинской церкви, то Русская церковь могла бы прекратить молитвенное единение с константинопольским патриархом, которого поддерживают греческие церкви, а за РПЦ стоят польская, церковь Чехии и Словакии, Сербская. Поэтому в результате православие разделилось бы.

 

В 2008 году, когда Вселенский патриарх Варфоломей посещал Киев, оставался один шаг до признания автономии Украинской церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Что этому воспрепятствовало?

 

Тогда константинопольский патриарх фактически пожертвовал Украиной. Накануне празднования 1020-летия крещения Руси мы встречались с патриархом Варфоломеем и говорили о возможности признания  Украинской церкви. Но 28 июля 2008 года в Киеве состоялась встреча патриархов Варфоломея и Алексия II, на которой они договорились о визите московского патриарха в Стамбул. Мы сидели в президентской резиденции в разных кабинетах, но даже не поздоровались. Патриарху Варфоломею было более важно сохранить статус первоиерарха. Потому что в Стамбуле обсуждался вопрос о подготовке к Всеправославному собору, который собрать без РПЦ невозможно. На этом соборе запланировано обсудить важный как для Константинополя, так и для Москвы вопрос об образовании автокефальных церквей. Именно поэтому их интересы на то время совпали. Так как у Константинопольского патриархата есть проблемы с Американской церковью, которая хочет независимости, а у Московского — с украинской.

 

Насколько реально собрать этот собор?

 

Думаю, что он не будет созван. Это показало четвертое всеправославное совещание, состоявшееся в прошлом году. По некоторым проблемам там были серьезные расхождения. В частности, в вопросе диптиха (порядок по чести имен предстоятелей автокефальных церквей. — Авт.). Со своими претензиям выступили Кипрская и Грузинская церкви, которые хотели бы занять более высокую позицию... Другой наболевший вопрос — отношение к экуменизму. Если на соборе об этом зайдет речь, это приведет к расколу.

 

А возможен ли созыв христианского Вселенского собора?

 

Нет. В нынешних условиях объединение всего христианства в одну церковь нереально. Помехой прежде всего является папство. То есть римско-католическая церковь никогда от него не откажется, а православный мир никогда его не примет. Я уж не говорю о расхождениях в вероучении с протестантскими церквями... В то же время реально говорить об объединении всех христиан в вопросе защиты христианской морали, которая сейчас катастрофически падает. Здесь расхождений между православными, католиками и протестантами нет.

 

Возможно ли объединение в единую церковь украинских православных и греко-католиков?

 

В принципе возможно. Греко-католическая церковь возникла потому, что Украина находилась под католической Польшей. Часть тогдашнего епископата, чтобы иметь равные права с римскими епископами, пожертвовали православием и подчинились Риму. И когда Украина стала государством, главная причина, по которой греко-католики держались Рима, отпала. Правда, за эти годы православные во многом стали католиками, но мы родные по крови. При каких условиях возможно такое объединение? Только тогда, когда вся украинская церковь станет автокефальной, объединится в одну Поместную православную церковь и будет признана другими православными церквями, — возможно, УГКЦ согласится на объединение, как это было до Берестейской унии 1596 года.

 

Насколько Киев может противопоставить идеям «Русского мира» и «третьего Рима» свой духовный статус «второго Иерусалима»?

 

Такая идея киевоцентризма существует. Но я не вижу реальных оснований для ее воплощения. Для того чтобы стать действительно центром, нужно быть крепкой не только церкви, но и государству. Да и разве Москва согласится подчиниться Киеву?

 

Центробежные процессы от Москвы демонстрирует и часть епископата УПЦ Московского патриархата. Они тоже чувствуют угрозу потери своей самостоятельности и независимости?

 

Еще на архиерейском соборе РПЦ в 1992 году мне прямо заявили, что, если я не откажусь от киевской кафедры, они лишат УПЦ самостоятельности и независимости. И сегодня митрополит Владимир ощущает такую же угрозу. Это ощущает весь епископат. Патриарх Кирилл зачастил с визитами в Украину, чтобы привыкали, что главой УПЦ МП является он, а не митрополит Владимир. Продолжается борьба между Москвой и Киевом в пределах Московского патриархата за расширенные права Киевской митрополии, которых Москва хочет ее лишить. И в самой УПЦ МП существуют два лагеря: один выступает за предоставление автокефалии (таких большинство), а другой — меньший, но более агрессивный, — за полное единение с Москвой. И в этой борьбе митрополиту Владимиру без Киевского патриархата не удержаться, мы нужны ему как сила, защищающая его самим фактом своего существования. И Москва боится откровенно лишить самостоятельности в управлении, так как тогда несогласные в УПЦ МП могут пойти на объединение с УПЦ КП. Поэтому отношения между нашими церквями — Киевским патриархатом и Киевской митрополией — лучше, чем были, к примеру, десять лет назад. И я вижу, что активности в смысле нападок на Киевский патриархат нет. Если и есть нападки, то не со стороны церкви, а со стороны представителей власти — так как в УПЦ МП понимают, что будущее может поставить их на наше место.

 

Произошел ли отток прихожан из Киевского патриархата с приходом Виктора Януковича, как это произошло в парламенте с «тушками», которые стали перебегать во фракцию Партии регионов, как только изменилась власть?

 

Наоборот. Киевский патриархат вырастает в такие критические моменты. В 1995 году, когда произошло побоище на Софийской площади, наша церковь стала бурно расти. И сейчас, когда мы стали говорить о притеснениях, с нами многие ищут сближения, в том числе политические партии, общественные организации. Верующие стали больше ходить в церковь.

 

Какие у вас отношения с Юлией Тимошенко?

 

Она давно позитивно относится к Киевскому патриархату. Что касается нас, то мы положительно относимся ко всем политикам и партиям, стоящим на государственных позициях. Даже в Партии регионов не все политики против украинского государства. Там есть много приверженцев и прихожан Киевского патриархата, которые нам помогают. Единственная партия, с которой мы не сотрудничаем, — коммунистическая.

 

Если Украина окажется на пороге народной революции, Киевский патриархат поддержит выступление людей против власти?

 

Если это будет нужно для сохранения государственности — да. Так как независимая православная церковь может существовать только в независимом государстве.

 

Как вы относитесь к тому, что на последних выборах определенное количество священников УПЦ КП стали депутатами местных советов?

 

Наша принципиальная позиция такова: ни епископат, ни духовенство не должны вмешиваться в государственные дела. Но поскольку сейчас идет борьба, мы нуждаемся в поддержке и при строительстве храмов, и при выделении земельных участков под церкви. Поэтому лучше, если наши представители, священники, будут в местных органах власти.

 

В некоторых СМИ появлялась информация о том, что патриарх Филарет якобы хранит на американских счетах миллионы...

 

Я слышал, что Филарет — богатейший человек в Европе. Еще в девяностые годы писали, что я пошел в автокефалию, прихватив с собой миллиарды рублей. Все это, конечно, ложь, так как в советское время церковь не могла иметь никаких счетов. Наоборот, у церкви отбирали все и отдавали в Фонд мира.

 

Как вы относитесь к тому, что некоторые верующие отказываются от индивидуальных идентификационных номеров (в частности, даже глава Нацбанка Сергей Арбузов), аргументируя это тем, что ИИН — это «знак дьявола»?

 

Это суеверие. И нагнетание в среде верующих ожидания второго пришествия. В истории было много случаев, когда Антихристом считали Ленина, разных римских пап... Поэтому нагнетание психоза приводит к запрету этих кодов. Антихристу подчиняются не те, кто имеют какие-то коды и номера, а те, кто потерял веру в Иисуса Христа как Спасителя мира.

Теги:
641







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
18 березня 2011 21:20

Аввакум! По-моему вы ошиблись, Павло, писал о РПЦ, а не о староверах, именно о той конфессии, которая, преследовала старообрядцев, а вы на него так наехали. Ну, нельзя же так, в конце концов, быть таким не сдержанным, а то так и до инфаркта не далеко. Мало ли у кого какая позиция, на то мы и ученики, что бы учиться. love love love


18 березня 2011 20:31

Церковь (УПЦ-КП) должна заниматься политической проституцией - это и подтвердил Филарет, благо, у него самого опыт очень богатый.
Напомню, что в 2001 г. Филарет поддержал Кучму, осудив акцию "Украина без Кучмы".


18 березня 2011 20:14

Павлу апостолу:
Ну, вы помните, как нас учили другие апостолы: не отвечайте злом за зло, и ругательством на ругательство.

Я думала, РПЦ самая крутая. Оказывается, есть еще покруче яйца.


18 березня 2011 20:03

Вот как хорошо! Гнида под ником "апостол Павел" решила пасть раззявить. Это ваша Украина - страна рабов, и псведоцерковь ваша поддерживала рабство, в том числе и на территории России. Рабски служили хохлы -иерархи российским безбожным царям и царицам -Петьке бесноватому, Катьке-шлёндре. А мы в отличие от хохлов за таких царей даже не молились в церкви. Единственные конфессии выступавшие открыто против крепостного права - были старообрядческие согласия. В местах проживания старообрядцев в- Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Эти открытые выступления часто стоили нашим жизни. А есть хоть один хахол, выступавший против крепостного права? Ни одного, все жрали, пили, хорошо устроившись в Москве и помалкивали, пока лохань была полной. Это Украина - страна рабов, рабов 7 господ. А Россия с 1480 независима и 520 с лишним лет свою независимость отстаивает и никем за это время не была покорена. Найдите хоть одну в Европе страну, которая так смогла. Так что брехун "апостол павел", молчи в тряпочку, сопи в 2 дырки и учись у нас чести, достоинству и независимости.


18 березня 2011 17:24

РПЦ -Церковь рабов
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (2-е Коринфянам 3. 17) Именно этого они и не понимают, по этому и стараются нам навязать свое рабство (мне плохо, пусть и всем будет плохо, я раб, пусть и все во круг будут рабами), чтобы на этом фоне меньше чувствовать свою ущербность – психология раба. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. (1-е Коринфянам 7. 21; 23)

Именно это и есть корень всех проблем, свобода и рабство.



18 березня 2011 16:49


Понять трудно ,тем кто не знает истории ,а она такова :РПЦ -Церковь рабов,которая на протяжения более 500 лет охраняла в России крепостное право(отменили в 1861г.),а ведь крепостные крестьяне составляли более девяносто процентов прихожан Церкви,и этим крестьянам-рабам в Церкви постоянно вдалбливали и призывали покорятся власти и кровопийцам-помещикам,это привело к погромам Церкви и священства после революции,крестьяне мстили за свои вековые обиды.
Украинская Церковь всегда была с народом, ибо без народной поддержки ,католики давно бы уничтожили православие на Украине,но даже после Берестейской Унии 1596 года ,Церковь Православная выжила и объединившись с Украинским казачеством ,стала мощным защитником народа,в первую очередь крестьянства.Церковь и народ Украины были вместе постоянно, как в мире ,так и в войне.Поэтому и УПЦ КП с момента ее образования с народом, Украинская Автокефальная Православная Церковь возрождена Народным Рухом Украина и преобразование ее в УПЦ КП происходило при содействии РУХа и народных депутатов от РУХа,да и похороны первого Патриарха Владимира у Софии Киевской Организованы РУХом и особенно Вячеславом Черноволом(Голова РУХа) и УНА-УНСО.УПЦ КП возрождена народ Украины,она наша Церковь о которой можно сказать:народ и Церковь едины,потому и Патриарх Филарет сказал,что Церковь поддержит выступление народа.


18 березня 2011 15:15

согласно с 81 апостольским правилом: "не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народное управление, а следует неотлучно быть при делах церковных.
По поводу 81го правила абсолютно согласен! А.П. пола еще никто не отменял, но знаете, как это часто бывает, что приходится иногда смотреть сквозь пальцы на происходящее. Например, МПешный епископ, на понравившееся место, нагоняет технику и слету, начинают строить храм, при этом, не имея ни проектно-сметной документации, ни отвода земли под строительство и т.д. а после постройки, все, оформляется задним числом. Плюс ко всему, финансирование работ, покрывается частично из бюджета, а частично от нагнутых спонсоров (под страхом закрытия бизнеса), зуб даю, знаю, как все это делается, потому, как сам проработал в строительстве более двадцати лет. Работал на объектах различной сложности, знаю абсолютно полный цикл, от проекта до конька (под ключ). Но, чтобы построить в КП, особенно в Донецке, блин, полный габздец! Поэтому и приходится, толи, покупать какой нибуть сарай с участком, толи идти в депутаты, чтобы решить проблему, хотя я, лично, против депутатства. Абсолютно согласен, священство должно служить, а не депутатствовать.


18 березня 2011 14:18

dima, п.Филарет сказал то, что сказал. Я ничего не хочу представить, я так же домысливаю, как и Вы, что именно кроется за его словами. Но если б слова были сказаны более пафосные - были б основания не верить. Все самое нужное и важное делается уже вне властных стен.


21   dima
18 березня 2011 14:05

Татьяна, правильные слова (пусть даже пока только слова!) тоже имеют свою ценность. Если отказываться от правильных слов и говорить то, что сказал Филарет, - это значит принимать реальность как данность, к которой мы должны приспосабливаться и которую мы даже не пытаемся изменять (ведь если не церковь, то кто?). Вот так еще 20 раз скажет он и другие иерархи, и станет для всех хождение во власть ради храмов нормой. А это ненормально.
А на счет честности - ну не поверю я, что такие священники прямо говорят избирателям, что идут ради храмов, а не ради детдомов. Скорее, это просто вылетело у патриарха, а Вы это пытаетесь представить как сознательную "честную позицию".


18 березня 2011 13:46

dima, я говорю о реалиях, которые церковь пока не в состоянии изменить. Хуже, если на словах идут во власть, чтобы бедным помогать, детдома строить, тыры-пыры... А по факту...
Ну, не дает власть заниматься нормально гуманитаркой! Ну, попробуйте поверить человеку, чей родственник долгие годы не одну бутылку коньяку пропил в Киевраде!


19   Mytar
18 березня 2011 13:24

странный ответ по депутатам из КП. Думал, скажет: ну надо же кому-то стоять за народ, бороться с бедностью, коррупцией, бюрократией, унижением простых людей. А он опять про храмы...

Формально, согласно с 81 апостольским правилом: "не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народное управление, а следует неотлучно быть при делах церковных. И никто не должен этого делать под угрозой извержения. Ибо никто не может служить двум господам, по Господней заповеди". Правда на тот канон уже давно "забили" не только в КП или МП..."Каноническое право" вещь довольно специфическая (ибо древняя) - если нужно "вытаскивают" какое то правило, если не нужно о нем "забывают"...Или же находят причины его игнорировать...


18   dima
18 березня 2011 13:05

да при чем тут протестанты? Неужели мы не можем подняться над риторикой "сам дурак" даже тогда, когда идет речь о свидетельстве церкви в государстве? Если протестанты такие же - тем хуже для всех нас. Потому что если даже церковь (любая!) решает во власти сугубо свои проблемы, то это государство обречено.
Я все-таки думаю, что позиция Филарета характерна не для всех. И среди пастырей/мирян всех конфессий в Украине (в том числе КП) есть люди, которые идут во власть не (только) ради защиты своих интересов


18 березня 2011 12:34

dima, за народ будут стоять уже на земле с храмом. wink
Или вы думаете, что протестанты идут пачками в органы власти ради высших целей? Токмо решать свое узкоболотное решалово.


16   dima
18 березня 2011 12:11

Увы, это понимают ВСЕ

нет, я этого не понимаю. Пусть тогда и в программах пишут: "за народ стоять не будем. Идем за землей под храмы".


18 березня 2011 12:06

2 dima
А! Я Вас неправильно поняла. Сорри! Думала, Вы о тех депутатах из ПР, которые нам помогают (правда, мне лично о таких ничего не известно). А Вы - о священниках-депутатах. Ну, тут все ясно. Нет иного смысла идти в депутаты, кроме как за землеотводами и отстаиванием своих интересов. Искать в органах власти защиты народа и борьбы с коррупцией - это все равно что в публичном доме бороться с проституцией. Увы, это понимают ВСЕ. И их туда пускают, только если они не начнут "передел правил". Без вариантов.






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант