Religion.in.ua > Українські > Почему нельзя любить Бога из-под палки

Почему нельзя любить Бога из-под палки


25 02 2016
О том, как научиться по-настоящему любить Бога, газета "Сегодня" узнала у протоиерея Одесского Свято-Архангело Михайловского монастыря Андрея Прудникова.

Как перестать прикидываться верующим суперменом и помочь ребенку познать Бога

Когда я устаю и кажется, что жизнь слишком тяжела, то всегда вспоминаю этот отрывок из воспоминаний афонского старца Паисия Святогорца, о том, как они ехали в Салоники. "Нам подали грузовик, уже загруженный всякой всячиной: чемоданами, апельсинами, рыбой, пустыми грязными корзинами из-под рыбы... В тот же кузов стали забираться люди: дети из Афониады, монахи, миряне. Кто мог — усаживался на досках, остальные стояли на ногах. Один тучный мирянин втиснулся на скамейку рядом со мной. От тесноты ему было очень неудобно, и он стал громко возмущаться: "Что же это за безобразие!". А чуть подальше от него сидел монах, весь заставленный вонючими рыбными корзинками — у бедняги оставалась снаружи только одна голова. Грузовик тронулся в путь по разбитой проселочной дороге, его трясло и раскачивало на ухабах. Вставленные одна в другую корзины валились на монаха, и он, стремясь уберечь голову, отталкивал их руками. А мой тучный сосед по скамейке продолжал громко выражать неудовольствие тем, что сидел немного стесненно. "Ну что ты все кричишь? — урезонивал я его. — Посмотри, каково приходится твоему соседу! Как ты там, отец?" — спросил я монаха. "Здесь лучше, чем в аду, Геронда", — с улыбкой ответил он. Один сидел и при этом мучился, а другой радовался, несмотря на то, что на него сыпались горы вонючих рыбных корзин.

Бог дал нам выбор, и мы выбираем каждый день: либо мы верим в заботливого Бога и отдаем все в руки и волю Его, либо пытаемся контролировать жизнь сами. О том, как научиться по-настоящему любить Бога, газета "Сегодня" узнала у протоиерея Одесского Свято-Архангело Михайловского монастыря Андрея Прудникова.

— Отец Андрей, можно ли приучить человека верить, если водить его в храм, уговорить читать молитвы?

— Бога за уши не притянешь. Нельзя любить Господа Бога Своего из-под палки или только ради чужих уговоров. Это глупость. Вера в Бога — это выбор самого человека. Многие родители думают, что они должны убедить ребенка верить в Бога, и даже думают, что преуспели в этом. Однако за мои более 20 лет служения бывали случаи, когда те, кого "приучали любить" церковь, в 16—17 лет вдруг переставали посещать храм и даже уходили из дома, чтобы "оторваться по полной".

— Почему же так происходит? Я думала, что дети, приученные ходить в храм, более защищены от зла и сомнений…

— Так происходит потому, что все те годы, пока он с родителями ходил в храм, он видел ложь. Нет, не в храме. Он видел ложь дома. Смотрит, к примеру, мама с папой говорят — ты должен жить по Библии, соблюдать заповеди. А сами осуждают, гневаются или еще что похуже. То есть они говорят, но сами так не живут. Ребенок говорит — что значит вам можно, а мне нельзя? Почему? Ответ родительский чаще всего таков: "Мы взрослые, а ты маленький. Вырастешь — поймешь".

— А что же делать?

— Если вы хотите, чтобы ребенок был полноценным членом семьи и полноценным христианином, перестаньте изображать из себя суперменов. Потому что это ложь. Как только ребенок понимает, что вы изображаете из себя супермена, каковым не являетесь, он откажется вам верить. А ребенок, переставший верить, превращается в чудовище. Эдакое злобное существо "без страха и упрека". Потому, кроме того чтобы приучать ребенка ходить в храм, нужно уничтожить пропасть между прихожанином и мирянином внутри самого себя.

— Что вы имеете в виду?

— Я говорю об игре. Когда человек приходит в храм, он ведет себя богобоязненно, но стоит ему выйти за пределы храма — и перед нами совершенно другой человек. Это страшно! Почему? Потому что святая матерь Церковь никогда не приветствовала игру. Вера в Бога — это выбор, который меняет в корне всю вашу жизнь, а не только на территории храма. Жить по-христиански, соблюдать заповеди и бояться только одного — прогневить Бога — это решение. Весь смысл вхождения на Суд — это твоя свободная воля. Иначе ни о каком Царствии Небесном речи быть не может вообще. Ибо в Царствие Небесное входит человек, у которого есть свободная воля и который жизнь прожил по своему разумению. И судят его именно по этому. Иначе знаешь, что получится?

— Боюсь даже представить, отец Андрей…

— А получится так, что после смерти человек придет на суд и начнет возмущаться: "Какой такой суд, подождите? За что вы меня судите? Я не согласен! Ко мне приставили Бога, или ангела-хранителя, или беса, или сатану, которые заставляли меня делать то-то и то-то. Но я не виноват, это все они! А меня не за что судить!". Именно поэтому святая матерь Церковь настолько всеобъемлющая, что позволяет человеку самому выбирать храм, священника. Да что там, даже место, где стоять. Ведь для многих людей очень важно и место, и хор, и обстановка в храме, где ему спокойно и хорошо. Ради этого некоторые люди встают в пять утра, чтобы успеть на богослужение. Некоторым шесть часов надо на дорогу! Но они ездят, потому что здесь, в этом, они чувствуют дорогу к спасению, а в этой церкви они чувствуют, что их души спасаются.

— А как найти свой храм, в котором будешь спасаться?

— Это сложно объяснить. Это примерно как ты пытаешься объяснить мужчине: почему эта кофточка тебе понравилась, а та — категорически нет. Но как замечательно, когда люди говоря: это моя церковь, это мое место, это мой любимый хор. Почему? Потому что человек нашел себя в церкви. Ты часто слышишь, что надо искать Бога. Но человек, не нашедший себя, Бога не отыщет. Потому что Бог — в его сердце, и Он есть любовь. Без Бога в сердце человек превращается в делягу по жизни и становится пустым по существу.

"СПАСЕШЬСЯ САМ, И СПАСЕТСЯ ДОМ ТВОЙ"

"Миряне думают, что только у них проблемы, а священники не от мира сего и не падают, — говорит отец Андрей. — Но, увы, сказано — всяк грех сладок, а человек падок. Священник тоже человек. Как-то ко мне пришел бывший однокурсник и говорит: "Помнишь нашего Толю? Представь, перестал служить службы, запил, жена ушла". Собрались мы и приехали к Толе. Тот, нет, не пьяный, но выпивший. Мы помолчали, потом еды купили, поели вместе. Наконец он заговорил: "Я вот академию закончил, Феофана-затворника наизусть знаю, и петь могу, и проповедь сказать, а меня в глушь отправили, где надо дрова колоть. А я же городской, да и жена не привыкла жить спартанцем. Потерпела две зимы и ушла". Взяли мы его с собой, мороженым угостили, а он к вечеру ожил, домой в свою деревню запросился. Стал водой холодной обливаться, зарядку делать, в доме порядок навел и в храм вернулся, снова служить начал. Через время жена вернулась. Само по себе случилось так? Нет, не думаю. Человек, даже священник, должен быть кому-то нужен. Чтобы был кто-то, кто скажет: "Ну что, ты как там?". К чему это я говорил все, вы думаете? Да к тому, что церковь живая, в ней есть люди разные и ситуации разные. Но одно общее. Это связь с Господом. Как-то в семинарии я увидел священника, который курил и считал, что это норма. Я бросился к своему духовнику, мол, караул! А духовник лишь сказал: "Спасись сам. И вокруг тебя спасутся тысячи".

Segodnya.ua






Повернутися назад