Третий день хожу «без благодати».

Написал и задумался: а от какого момента считать? Когда ключи и документы от храма забрали или когда архиерей пошел в алтарь и поспешно выдернул антиминс, не особо заботясь аккуратненько положить илитон с Евангелием на место - они же теперь безблагодатные. Придет благодатный священник, благодатно расправит.

Может, с того момента, как благочинный, дождавшись снаружи, когда люди соберут свои вещи, сделав последнюю неудачную попытку оставить меня одного без людей, выпроводил нас и запечатал церковную дверь? Нет, наверное, через день, когда был издан указ о безблагодатности. И опять вопрос: ушла ли благодать в тот момент, когда, наконец, была найдена официальная причина запрещения в служении или, может, когда был составлен текст и услужливый секретарь с нескрываемой улыбкой поспешно пошуршал рясой в сторону машинистки?

Нет, конечно, нет. Благодать послушно отошла тогда, когда указ был готов и неумолимая печать обрушилась на него, прекращая все сомнения. Теперь положение мое неканонично, а значит, безблагодатно. Ведь именно так нас учили судить о благодатности целых Церквей. Есть указ - нет благодати. И не дергайся, сама она не возвратится.

Например, в 1992 г. Митрополита Филарета запретили в служении - благодати нет. В 2000 г. Московский Патриарх прервал общение с Вселенским, значит, от последнего благодать отошла (знающие люди говорят, что тут надо судить не по красоте титула, а по величине патриарха). Грузинская Церковь объявила автокефалию в 1917 г. – благодати нет. Болгарская Церковь в 1872 г. объявила самостоятельность – вообще, анафема. Московская Церковь в 1448 г. отделилась от Вселенской – э, нет, стоп, тут надо опять по величине судить - Вселенская Церковь безблагодатна. Список еще длинный, надоело писать. Принцип понятен.

Один мой друг священник, склонный к богословским размышлениям и даже мучениям, много лет назад наблюдал, как его друг ушел в безблагодатную Церковь. Он разговаривал с ним, увидел, что тот никак не изменился и задался вопросом, внимание: если благодать отошла, а человек этого не заметил, была ли она до этого? Иной бы на такой вопрос даже внимания не обратил, покрутил бы у виска, сплюнул, назвал бы еретиком или отщепенцем, и пошел бы дальше молиться и поститься. Но мой друг был не таков. Он измучил этим вопросом не только себя, но и всех священников, и архиерея, и даже преподавателей столичного православного института, в котором тогда учился. А ответа так и не получил.

А бывают случаи и посложнее. Указ подписан, благодать отошла, а на душе – весна! И так радостно и свободно стало, прямо, хоть пой. Так на язык и просится: «Благода-а-ать!»

Нет, подождите, какая благодать, указ подписан, всё наоборот.

Успокоил меня иной мой друг, совсем недавно прошедший через то же. «Так это ж благодать давила на голову, – смеется он, – а теперь отошла. Вот оно - безблагодатное состояние!»

Так и живу. «Без благодати». Третий день.

Вitvazaurozay.livejournal.com

Теги: