Мне как церковному историку риторика и аргументация архиереев и спикеров, которые за словом в карман не лезут, все больше напоминает предысторию новацианского раскола в ранней Церкви. Тогда тоже были ревнители, которые считали, что отпавших во время гонений Вселенская Церковь принимала со слишком большим снисхождением, а с ними надо было бы построже. Голосом недовольных стал римский пресвитер Новациан. Вот как раз его голос напоминают мне голоса митрополитов и спикеров УПЦ.

Именно в полемике с Новацианом свт. Киприан Карфагенский вычеканил свою знаменитую фразу, что вне Церкви нет спасения. А сказал он ее потому, что Новациан пытался создать свою параллельную церковную структуру, в которой не было бы места тем, кто демонстрировал христианское снисхождение и икономию в отношении возвращающихся к Церкви из апостасии.

То, что ПЦУ состоит в основном из бывших раскольников, ни у кого в Православном мире нет сомнений. Однако Вселенский Патриархат применил к ним икономию, и этот глубоко христианский подход был поддержан и будет еще больше поддержан другими Поместными Церквами. В гордом одиночестве и, возможно, вне Церкви останутся те, кто подобно Новациану будут настаивать лишь на жесткой акривии по отношению к возвращающимся из раскола.

Кстати, Новациан был святой жизни человек, и закончил свою жизнь как мученик. Вот только Церкви это не помогло, а скорее навредило. Ей потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть новацианский раскол.

Если бы наши архиереи-ревнители помимо ревности имели еще и очное богословское образование, то пример Новациана, возможно, остудил бы их пыл.

Facebook, 12 листопада 2019

Теги: