Если бы его взял какой-нибудь мэтр Голливуда - это был бы шедевр психоделического триллера ХХІ века. Под сегодняшнее пасмурное облачное небо над Киевом и яркие краски осеннего леса - история "Желтого князя" звучит еще более атмосферней и трагичней.

Это не просто ужастик. Это - действительно было. Это - не выдумка американского фантаста, не нарезанные лоскутками с разных историй нарочитые фентези. Это было на этой земле, всего лишь 84 года назад. Здесь, рядом с нами, на нашей земле, и предки каждого из нас так или иначе были причастны к этой истории.

Помню, как нам школьная учительница давала читать эту книгу. Большинство одноклассников даже не сразу поняли и считали, что это слишком ядерный ужастик, не для детской психики (это с киевской окраины-то?), а некоторые комментировали, что Барка слишком нетолерантно высказывался. Что ж, слишком далекое расстояние во времени от событий - реальная память о трагедии вытеснена, забыта, высмеяна.

Но стоило было услышать пару историй реальных семей. Стоило чуть-чуть представить, КАК это могло быть. Как реальные люди оказывались по разные стороны баррикад. Как вчерашний сосед превращался в безжалостного палача, людоеда, сумасшедшего. Как друг другу превращался во врага - в сражении за последний кусок хлеба. Как слетал жалкий поверхностный флер личины человека.

Легко говорить о нравственности и истине в сытые годы и в мирном городе. Но что выдержит концлагерь и голод? Что даст удержать там человечность?

Барка попал в нужное место - несмотря на все его сюжетные драматизации, Он рассказал реальный ужас. Он сказал это тогда, когда слава великого СССР гремела по всему миру, а о страшной совдеповской массакре никто не хотел знать.

Главное - после этого всего удержать волну чувств... гамму этих чувств выразить сложно. Злость, ненависть, месть, протест, возмездие. Но это - первая реакция.

История меняет восприятие - и парадоксально возвращает волю. к жизни и к борьбе. Что твои мысли и современные переживания - здесь, на той земле, где такое творилось всего лишь недавно? где сейчас волна этого кошмара до сих пор не отошла, где эти ужасы живы в нашем подсознании, в политической практике, в биографиях лидеров?

Насколько низко способен пасть человек - и способен ли он пасть туда опять, сейчас, спустя годы Холокоста и Голодомора? Насколько молодые поколения забыли и "могут повторить" этот кошмар?

1933 стал возможен в 1918, когда украинцы не нашли в себе воли к борьбе за честь и свободу.

Сейчас этот же вызов стоит перед нами, а может быть и перед всей Европой - сможем ли мы? Сможем ли в эпоху надвигающегося Нового Затмения ("затмением", tenebrae - назвал Норманн Девис эпоху 1920-1940-х) - не допустить повторения, сохранив человечность, разум и мужество? Мы смогли дожить до эры айфонов и 3D-принтеров, но стали ли мы более человечными? Или до сих пор - прилизанное и окультуренное звериное естество продолжает управлять нашим миром?

Это - не абстрактные вещи. Человечность - это всегда конкретные вещи. Быть внимательным к простому встречному, к слезам на глазах человека в метро, к пришедшему к тебе за добрым словом (не за советом, а просто за добрым словом и с немым запросом "стоит ли мне жить, могут ли меня любить?"). По-человечески откликнуться даже к простому прохожему. Просто исполнять ответственно свое дело - у каждого свое. И, как говорится, "не мовчати на зло". Не допустить до такого.

Вспоминается Бубер: всё обращается к нам с вопросом, и только ответив на вопрос, сохранив Ты-отношение, мы можем сохранить свою человечность.

Барка сам приводит десятки случаев простой человечности в страшное время.

И самая страшная ловушка - стать таким же, как желтый князь. Останавливая зло с оружием в руках - превратится в сам двойник зла, но под другим флагом. Самому стать драконом - что легко сказать, но тяжело не стать. Здесь нет точного и одного ответа.

"Здесь мудрость" (Апок.13:18).

Пардон за пафос, но: never again, или "можем повторить" вечное возвращение без шансов развития?

Сама книга:
http://diasporiana.org.ua/proza/3989-barka-v-zhovtiy-knyaz/

Facebook, 12 октября 2017

Теги: