Итак, три даты, на фоне которых разговор о миссии перестает быть отвлеченным и становится очень даже злободневным.


В декабре 1991 года распался Советский союз, на его месте образовалась пустота – социальный и политический хаос, а в душах - духовный вакуум. Когда в 1992 году в Москву приехал Билли Грэм, его встречали десятки тысяч духовно голодных людей. Столица империи была завешана плакатами, которые говорили не о Ленине и коммунизме, но о Боге и христианстве.


Уже вскоре все изменилось. На место атеизма пришла формальная религиозность. Сегодня большинство населения постсоветских стран религиозные – православные или мусульмане, но редко кто открывал Библию или Коран. Поэтому они живут в плену суеверий или государственных квазирелигиозных идеологий.


Эта ситуация очень похожа с временем Реформации. Сейчас – как тогда: люди прожили тысячу лет в христианском традиции, но не знают ни Писания, ни личной веры. Более того, они очень  разочарованы в официальной церкви, которая погрязла в политике и бизнесе.
Сегодняшний юбилей Реформации стал хорошей возможностью напомнить о Писании и спасении по вере.  17 сентября в Киеве около полумиллиона людей заполонили центральную улицу города для благодарственной молитвы Богу. Даже в России, где ужесточаются антимиссионерские законы, сейчас проходят многочисленные события, посвященные ключевым темам протестантской Реформации. Так 31 октября в самом центре Москвы, в Доме Пашкова (известного евангельского лидера, аристократа, репрессированного царской властью за активную проповедь) священнослужители и чиновники слушали президентское (!) послание о важности Реформации для России.


Даже если для кого-то это всего лишь дань календарю, для евангельских верующих это шанс быть услышанными, хотя бы напомнить о себе.


Памятная дата Реформации совпадает с юбилеем первых библейских переводов – исполняется 500 лет беларускому переводу (Франциска Скорины) и 150 лет Синодальному русскому переводу. Для евангелистов это прекрасная возможность подарить Писание из рук в руки, рассказать о его главных истинах.


Еще одна новая возможность для активного свидетельства также связана с наследием Реформации – это миссия в профессиональных сообществах. Ведь для евангельских верующих свят не только храм, но и рабочее место. И работа, и семья – это святые места, места поклонения Богу. Работа здесь больше, чем зарабатывание денег, это еще и призвание служить – Богу и людям, не только верить, но жить и работать по вере.


Сегодня тысячи молодых христиан получили прекрасное образование, а в советское время об этом не мечтали, тогда христиан в институт просто не принимали. Тогда была мотивация к миссии без образования.


Сегодня есть образование и есть мотивация. И это ключевой момент в истории постсоветских стран, когда критическая масса молодых верующих может принести в свои сообщества евангельские истины и ценности.


Мы знаем из истории, что у Реформации было несколько волн. В XIX веке евангельское пробуждение пришло в салоны столичной элиты, а на юге  Российской империи  охватило самых бедных крестья.


Сегодня время для новой Реформации, когда агентами перемен станут образованные и посвященные молодые лидеры профессиональных сообществ.


То, что не может сделать церковь как институт, могут сделать тысячи мирян, соединивших свое профессиональное и христианское призвание в целостной миссии для Христа и Его Царства.


Реформацию в России пытались остановить не один раз. В царской России евангельских верующих ссылали в Сибирь. В советской “империи зла” их расстреливали и гноили в тюрьмах. Сегодня евангельскую миссию пытают обуздать законодательными ограничениями.
Но мы верим, что кровь мучеников и труды подвижников - семена для будущего роста церкви и большого пробуждения в Евразии, что спустя 500 лет после лютеровской реформации в постсоветском пространстве все только начинается. И возможно именно здесь будет один из новых центров глобального христианства.


Как говорил известный и всеми любимый, евангельский по духу православный священник Александр Мень, “Христианство только начинается”. В 1990 году его убили. Но его ученики продолжили его дело, в том числе подготовив новый прекрасный перевод Библии.


Мы верим в будущее христианства в этом огромном регионе, в будущее христианской миссии для Восточной Европы и Евразии.


И здесь важно вспомнить последнюю, плохую дату. В 1917 году в России началась революция, жертвам которой стали многие страны и народы, многие десятки миллионов. И выбор, который стоит сегодня перед постсоветскими странами, можно представить так: Реформация или революция, духовное пробуждение или полное разрушение. Юбилеи напоминают нам об этих двух возможностях, взывая к нашей христианской ответственности.

Сherenkoff.blogspot.com, 2 ноября 2017

Теги: