Читаешь подшивки журнала Московской Патриархии советских времен и диву даешься страстным речам экзарха Украины митрополита Филарета об украинском сепаратизме в Русской Церкви. Все пожилые священники помнят, как митрополит Филарет закрывал украинские Просвиты, запрещал по-украински проповедовать и пресекал все национальное как ересь. Отец Павел Адельгейм в своих воспоминаниях писал, как его отчитал Митрополит Филарет за то, что тот 1 Мая пошел в церковь, а не на парад, хотя об этом вряд ли кто-то мог узнать. Хамелеон вынужден менять цвет своей кожи когда охотится или спасает свою жизнь. Так и здесь, один – вчера красный, а сегодня жовто-блакытный, другой – вчера красный, а сегодня триколор. Два патриарха как на подбор.

Патриарх Филарет - трагическая фигура для украинского православия. Видимо, он для того и назвался Патриархом, чтобы не потерять свое нажитое добро на Украине. Ведь когда разваливался Союз, то понятно, что и в Церкви происходили перемены. Церковь на фоне всеобщей демократизации общества, после безбожного коммунизма объединяла все диссидентские национальные и чисто церковные начала. И была опасность, что следующего викария уже не назначат, а выберут, как и положено по канонам. Как это произошло в балканских странах, где пришлось признавать церковный, а не административный метод избрания Предстоятеля Поместной Церкви. А Филарета точно не выбрали бы на это служение на Украине, он был слишком авторитарной фигурой и не пользовался симпатиями большинства церковных людей. А потом, кто его знает, украинская Церковь попросила бы у вселенского Патриарха даровать им автокефалию, вот тогда и пиши пропало, все, что всю жизнь наживалось.

Но это все только предположения, и попытка ответить на вполне очевидный вопрос, почему так упорно Филарет не желает ни с кем объединяться и пресекает всякую попытку идти под омофор Константинополя? Дивное согласие с желаниями Патриарха Кирилла, который тоже не хотел и не хочет терять хлебосольной Украины.

Патриарх Филарет, не исключено, с согласия Москвы увел все «свидомое» в раскол, и в нем же держит. Мы как то подзабыли, что Советский Союз развалился, а церковно-бюрократическая система, склепанная КГБ в свое время, осталась на месте. Так повелось ещё с советских времен: привычка говорить одно, а исповедовать другое. И нынче как в украинской пословице «казаки чубы дерут, а гетманы вместе водку пьют». Не верю я, что без покаяния и честного осознания своих ошибок в прошлом, что-то может измениться в будущем. А кто из нас когда нибудь сльішал, чтоб Патриархи о чем-то жалели или в чем-то каялись? Не могло наше духовенство в советский период не сотрудничать с богоборческими властями. Что ж за такое не осуждают, но и продолжать в том же духе жить дальше просто гибельно для нашей Церкви.

Но это не ново в истории Церкви. Точно так же из чисто меркантильных побуждений происходил раскол во Вселенской Церкви. Между Папой Римским Адрианом и Константинопольским Патриархом Фотием велись непрестанные споры за хлебосольные балканские церкви. В то время Византийская империя уже была поделена Каролингами на две половины. На Западе возникла Священная Римская Империя и устанавливались границы владений не только государств, но и Церквей. И все это сопровождалось жуткими пиар-кампаниями, позорящими священный сан, подкупами и пролитием крови с обеих сторон. На деньги Рима, например, проводились кощунственные крестные ходы по Константинополю, которые возбуждали народ против неугодного Папе Фотия. Это делалось для того, чтобы вместо него поставили послушного, хотя и совершенно безграмотного марионетку Рима Игнатия. А все остальное догматическое различие между православными и католиками было официально засвидетельствовано намного позже. Спасло Восточную Церковь от такого имперского плена, в который попала западная Церковь, нападение мусульман на Византию, когда ослабли тиски власти над церковью, и она хоть более-менее смогла сохранить свое соборное устроение.

Facebook, 1 грудня 2017

Теги: