А пока над этой цветущей реальностью усилием воображения пытаюсь надстроить дополненную реальность образца 1994 года - в качестве упражнения для первой седмицы.

Facebook, 11 марта 2019

Ось власне мета моєї поїздки до Руанди. Щоб світ краще розумів наше горе, треба краще розуміти горе світу.

Це меморіал геноциду 1994 року, коли за 100 днів руандійці вбили майже мільйон інших руандійців. Найбільше було вбито в перші дні квітня. Сам геноцид розпочався 7 квітня - як раз на Благовіщення.

На території меморіалу поховано 250 тис. людей - багато неідентифікованих.

Зараз навколо мене квітуче місто з чудовими дорогами і розвинутою інфраструктурою. А тоді по цих дорогах не можна було проїхати, бо вони були завалені трупами.

Більшість загинуло навіть не від куль, а від мачете, як в Камбоджі від пальмового листя, яким відрізали голови.

Пишу цей допис як вступ до наступного - про Церкву і спокуту, раз ми вже починаємо Чотиридесятницю

Facebook, 12 березня 2019

Ну и в продолжение темы руандского геноцида - в качестве великопостных размышлений.

Геноцид случился в одной из самых христианских стран Африки. В Руанде 90% населения были практикующие христиане. Большинство - католики. Церковь, прежде всего католическая, была тесно связана с политическими режимами, в том числе тем, который принял решение через военизированные группы вырезать тутси.

Церковь также оказалась вовлечена в идеологические разборки. Политическое крыло тутси в какой-то момент увлеклось коммунистической идеологией, и церковь поддержала популярную риторику против них, добавив в нее сакральную аргументацию. Были даже написаны десять «заповедей» с изложением «традиционных ценностей» хуту.

Все тутси (а не только их лидеры-леваки) были представлены как демоны-богоборцы. Хотя когда тутси были при власти, то церковная иерархия воспевала панегирики им.

Демонизация тутси церковью способствовала их дальнейшей дегуманизации в руандийских СМИ. Из демонов тутси превратились в тараканов, которых нужно давить. Чем и занялись военизированные группы интерхамве - очень похожие на казаков. Только вместо плеток у них были мачете.

Многие члены казаков-интерхамве были уверены, что убивая тутси, они делают богоугодное дело. Перед выходом на «дело» они шли на мессу. Да и в перерывах между рубкой «высоких деревьев» (так называли тутси) добрые католики хуту заходили в храм помолиться.
При этом надо понимать, что большинство тутси тоже были католики или принадлежали другим христианским группам.

Так католики убивали католиков, движимые идеологией «силы хуту».

Facebook, 13 березня 2019

Многие тутси во время геноцида 1994 года были убиты прямо в церквях, где они пытались спрятаться. Некоторые историки считают, что убийств в церквях было больше, чем в других местах.

Эти убийства происходили при попустительстве, а то и при активном содействии духовенства, проникшегося идеями «хутусского» мира и «хутусской» весны.

Иногда батюшки специально зазывали своих прихожан тутси в церкви, а потом звали «казаков» из интерахамве. И те делали свое «дело». В «деле» часто участвовали алтарники, катехизаторы и проч. Перед убийством они нередко насиловали своих жертв. В чем участие принимали и батюшки-ревнители «ценностей хуту».

Трупы потом пачкам складывали прямо в алтаре.

Один батюшка пригласил тутси в храм, запер их, а потом дал отмашку бульдозеру сравнять храм с землей.

Выживших иподиакона добивали мачете.

Многие батюшки-ревнители «весны хуту» после геноцида прятались по всему миру от трибунала. Когда же их вылавливали и привлекали к ответственности, то они начинали пафосно рассказывать о гонениях.

Один такой батюшка, который когда-то браво фотографировался с калашниковым, а сейчас прячется во Франции и которого, кстати, очень любят местные бабульки, любит повторять о «гонимых служителях гонимой церкви» - когда до него пытается добраться правосудие. На фото ниже церковь Святого Семейства, где служил батюшка и где было убито много тутси. Фото мои.
Католическая церковь на самом высоком уровне долго занималась укрывательством таких священников: их перевозили на запад, меняли им имена, пристраивали на отдаленные приходы.

Только пару лет назад папа Франциск признал вину Католической церкви в способствовании геноциду и попросил прощения. В Руанде посчитали, что этих извинений недостаточно. Увидев собственными глазами, как церковь участвовала в геноциде, и прочитав заявление Франциска, я тоже сейчас думаю, что сказанных слов было явно недостаточно.

Facebook, 13 марта 2019

Теги: