Но Президент Турции Эрдоган, как и абсолютное большинство граждан, 99% которых являются мусульманами, непреклонны в своем желании возобновить мусульманские богослужения в Мечети Айя-София.  На фоне истерики по этому поводу в соцсетях, мне вспомнились «Автобиографические заметки» протоиерея Сергия Булгакова, который впервые в жизни побывал в Святой Софии в январе 1923 года, т.е. за два года до того, как она указом Ататюрка была превращена в музей. Вот несколько цитат из его записной книжки, которые поразили меня еще в начале 90-х и о которых я в последний раз вспоминал, когда сам впервые побывал в Святой Софии, кажется в 1996 году.


В Айа-Софии  «…Вчера я впервые имел счастье видеть св. Софию. Бог явил мне эту милость, не дал умереть, не увидев св. Софию, и благодарю за эту милость Бога моего. Я испытал такое неземное блаженство, что в нем - хотя на короткое мгновение - потонули все теперешние скорби и туги, как незначущие. Душе открылась св. София, как нечто абсолютное, непререкаемое и самоочевидное. Из всех ведомых мне доселе дивных храмов это есть Храм безусловный, Храм вселенский… …Это, действительно, София, актуальное единство мира в Логосе, внутренняя связь всего со всем, это - мир божественных идей. Это Платон, окрещенный эллинским гением Византии, это - его мир, его горняя область, куда возносятся души для созерцания идей. Языческая София Платона смотрится и постигает себя в христианской Софии, Премудрости Божией, и поистине храм св. Софии есть художественное, нагляднейшее доказательство и оказательство, явление св. Софии, софийности мира и космичности Софии. Это и не небо, и не земля, свод небесный над землею. Здесь не Бог и не человек, но сама Божественность, божественный покров над миром. Как правильно было чувство наших предков в этом храме, как правы были они, говоря, что не ведали они, где находились: на небе или на земле… …Делаешь шаги к бывшему алтарю, ныне опустевшему и лишенному своего престола. Здесь мысль невольно несется к прошлому: как было тогда, если и опустошенный храм еще так дивен… …А ныне? Ныне здесь молятся Аллаху, святыня отнята от Христа и отдана лжепророку. И соблазняются о ней сыны человеческие. Однако, и теперь здесь молятся Богу и молятся достойно, и достойнее, может быть, тех, кому принадлежал бы ныне Храм… Бог сдвинул светильник и отдал Храм чужому народу, как некогда отдал святыни Первого Храма завоевателям… А они между тем молились, и ничего не было шокирующего в том, чтобы присутствовать при этой молитве, в которой я не мог соединиться с ними, в Храме, зовущем «к единению всех». Но как прекрасна по-своему, как благообразна была эта молитва, как благочинна! Как величественны и строги были их движения, склонения и подъятия, как благородно звучали их восточные напевы молитвословия. Они, пленив Храм, его обарабили, внесли в него свое лицо и свою душу. Они, конечно, и не заметили Храма, оне не знают св. Софию, превратив ее, Храм мира, в султанскую мечеть - детская наивность, которая, однако, длится века. Но они явились благоговейными «местоблюстителями»… София есть Храм вселенский и абсолютный, она принадлежит вселенской Церкви и вселенскому человечеству, и она принадлежит вселенскому будущему Церкви. А теперь, пока нет явления вселенской Церкви в ее силе и славе, в век раскола церковного, внешнего и внутреннего, в век распадения и обособления, отнят он у христиан и отдан местоблюстителям…»
Прот. Сергий Булгаков. Автобиографические заметки (Посмертное издание). YMCA-PRESS. Париж.

Фото моє, 2016 року, за декілька годин до презентації Відкритого православного університету Святої Софії-Премудрості Вселенському патріархові Варфоломію ми мали час і відвідали Святу Софію.

Кovalenkogeorge.blogspot.com, 14 липня 2020


Теги: