«На лжи нельзя строить будущее»
Александр Солженицын

Июль 2012 года принёс миру окончание истории о Бэтмене от режиссёра Критофера Нолана. Премьеру фильма омрачило страшное массовое убийство в кинотеатре (в городе Аврора, штат Колорадо, США). Тем не менее, несмотря на сложности и печаль, множество людей пришли посмотреть, к чему и как придёт Брюс Уэйн, и каким образом может закончиться история его Альтер-эго.

В «Бэтмен: Начало» Брюс борется со своим чувством мести и нарастающим желанием понять и преодолеть зло. Пройдя через свои страхи и немощи, он становится Бэтменом – символом справедливости, которая несёт моральные принципы и милость (Бэтмен никогда не вершит самосуд). В «Тёмном рыцаре» Брюс пытается передать правосудие назад системе закона, принеся принципы Бэтмена в жертву надежде на законопослушность. «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» задаёт вопрос о том, что может сделать Бэтмен, чтобы изменить людей без использования полуправды и не провоцируя новых «Джокеров».

В новом фильме о Бэтмене героями будут не только отдельные персонажи, но сам город Готэм. Рассмотрим же этот аспект фильма.

Город

Для написания сценария Нолан использовал произведение «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса. Как и у Диккенса в фильме разворачивается борьба за власть между народом и аристократами, есть взятие Бастилии (темницы «Блэк Гейт») и самосуд масс. Нолан прекрасно показывает реальность «Французской революции» сегодня, ведь совершающие переворот люди считали, что они несут всем «свободу, равенство, братство» и «просвещение». Нолан показывает, что главный революционер Бэйн не верит в мирное сосуществование масс, и, как Джокер, желает показать испорченность людей, их стремление к саморазрушению. Жутким образом картина являет образ «Арабской весны» и Октябрьской революции, показывая то, как Шариковы приходят к власти, а вместо свободы людьми правит страх. Это хорошо знакомо всякому, кто хоть как-то был связан с советской системой.

Речь Бэйна в преддверии захвата городского суда могла бы быть речью оппозиционера в одной из стран СНГ (и не только). Он призывает забрать у власть имущих то, что они ложью отобрали у простых людей. И пускай его методы экстравагантны, но последователей у него хоть отбавляй. Что может остановить волну зависти и беззакония, сменяющего тоталитаризм «демократической» власти, отбирающей право на приватность «Актом Харви Дента», что так похож на вседозволенность спецслужб в США после 9/11? Нолан опят «рисует» сказку, страшно похожую на наш мир.

Какой же ответ он даёт на политическую дилемму? Да никакой. Точнее, ответом являются Джон Блейк и Селина Кайл. Блейк – гипер-справедливый полицейский, который понимает, что нужно заботиться о людях: о сиротах, о заключённых под землёй полицейских, о Брюсе Уэйне, наконец. Селина видит, что жизнь вне закона не приносит счастья, и, соприкасаясь с «чем-то» большим, изменяется сама. Но оба они не стали бы преображённым лицом Готэма, не будь Брюса Уэйна, который, являясь Бэтменом, не только впечатляет внешним видом и техническими устройствами, но своей жертвенностью и заботе о благе людей.

Личный пример моральной стабильности пред лицом опасности (банкротства, потери здоровья, и даже смерти) — вот единственная «политическая» сила, которая может изменить мир. Готэм спасают не пушки, его спасает простой человек. Бэтмен говорит: «Героем может быть любой, даже обычный человек, который просто накидывает куртку на плечи ребёнка, чтобы он знал, что мир не погиб…» Для Нолана в нашем мире невозможна идеальная система мироуправления, да она и не нужна, потому что «Град Небесный» являет себя везде, где люди готовы жертвенно противостоять злу заботой о ближнем. Подобно произведению Августина, Нолан показывает, что настоящий новый Готэм создаётся в смирённых и жертвенных сердцах, и только такая «система» способна преобразить реальное состояние вещей. Не следует ждать «мессий»-политиков, не стоит идеализировать те или иные социальные взгляды, но нужно научиться жертвовать чем-то ради окружающих нас людей, города, страны – вот послание Бэтмена. В конечном счёте, это древний христианский ответ в период кризиса, записанный блаженным Августином. Варвары могут завоевать Рим или Готэм, но власть над своим сердцем мы даём сами — то ли Богу, то ли «мессиям». Бэтмен/Брюс не старается быть «мессией», он пытается быть «светильником», вдохновить людей на возможность жить по-другому, он уязвимый герой, подобный окружающим его людям.

Не случайно две важные встречи в фильме происходят на маскарадном балу. Тема «масок» и ролей, которые берут на себя персонажи, проходит «красной нитью» через всё повествование.

Маски

Парадоксальным образом, но «Возрождение легенды» являет нам новую перспективу скрытых личностей. Каждый герой в фильме носит «маску». Блейк говорит об этом, когда впервые приезжает в гости к Уэйну, чтобы раскрыть свои подозрения о его идентичности. Он говорит: «Нужно скрывать злобу, учиться улыбаться перед зеркалом, будто надевать маску…», - после чего описывает жизнь Уэйна как жизнь в маске (перефразируя слова Рейчл из «Бэтмен: Начало»). Уэйн прячется от своей скорби под маской Бэтмена. Селина пытается скрыть свою идентичность, чтобы обрести свободу от прошлого. Гордон выдаёт Дента героем, чтобы сохранить порядок. Злодеи тоже используют «маски». Бэйн говорит в самолёте: «Никому не было до меня дела, пока я не надел маску». Талия долго пряталась в другом облике, чтобы явить свою месть. Только Блейк не пытается выдавать себя за кого-то другого, он устал от масок.

Преодоление разделения – вот что отличает положительных героев от отрицательных. У всех есть раны, но одни начинают разрушать окружающий мир, а другие пытаются, преодолев себя, исцелять его. Бэтмен должен уйти, потому что Брюсу надо жить без маски, без боли, простить себя и дать место счастью. Бэйн очень похож на Брюса, он не только один из учеников «Лиги теней», он также человек, переживший боль и потерю. Он человек, не сумевший «снять маску». Селина учится верить в себя благодаря тому, что Брюс прощает её и продолжает ей верить. В конце концов она превращается в героя. Талия, наоборот, пренебрегает доверием Брюса, отказывается оставить своё прошлое, оканчивает свой путь печально, в агонии мести и горечи.

Гордон невольно снимает маску лжи с системы закона, и снова признаёт нужду в бескомпромиссности Бэтмена как моральном ориентире, что поразительным образом приводит к пробуждению отваги у его соратников, проявлению той силы, которой им раньше не хватало. «Идол» Дента как символа справедливости свергнут Бэйном, а на его месте возникает статуя Бэтмена, как пример жертвенности и скромности, которые превышают «закон и порядок», позволяя «падшим людям» подняться. Этот фильм показывает, что для любого человека есть возможность изменить жизнь, если есть кто-то, кто готов в него поверить, и желание меняться. Исповедь как освобождение от масок – вот что приносит исцеление в жизнь героев фильма. Кто отказался от этого, погибает в своей ложной самодостаточности.

Падение

«Для чего мы падаем? Чтобы научиться вставать…», – говорит Брюсу отец. Не случайно одним из образов фильма является образ колодца, в который упал Брюс в детстве. Ключевые герои фильма выбрались из «колодца/тюрьмы», но не все выбрались из «внутреннего» колодца/тюрьмы. Кто-то так и остался жить в «аду». Брюс осознаёт, что он в «колодце», поскольку, как и Бэйн, он не стремится жить, он просто злится. Только подражая отчаянной вере ребёнка, он может вылезти из своего внутреннего заточения. К сожалению, сам «ребёнок», похоже, так и не сумел избавиться от своего внутреннего «ада». Рас Аль Гул говорил о справедливости, но тот, кто сам не пережил исцеления, не может исцелить мир. Рас сам не смог простить своих обидчиков, и его отношение к людям являлось не только философией «Лиги теней», но и его личным опытом. Брюс побеждает Раса, Талию и Бэйна, преодолев гнев и чувство вины.

Селина, которая вначале представляется нам как эгоистка и предательница, внезапно осознаёт масштаб происходящего в Готэме, и начинает сопереживать несчастному ребёнку, попавшему в руки к бандитам. Поразившись самоотдаче Брюса, она сама начинает бороться за жизнь города, рискуя своей жизнью. Она поднимается из трущоб не за счёт украденных драгоценностей или секретной информации, но за счёт доброты Брюса и твёрдого решения изменить свою жизнь.

Брюс поднимается и возрождается, осознавая, что есть ради кого жить и что прошлое должно остаться в прошлом. Он помогает встать и многим жителям Готэма, вдохновив их на изменения. Иногда других вдохновляют не наши победы, а умение преодолевать свои неудачи. Главная победа Бэтмена происходит не на поле битвы, а в сердцах тех, кто соприкоснулся с Брюсом и исцелился хотя бы от доли своего эгоизма.

Надежда и Страх

Очень тесно с образом «падения» связана тема противопоставления страха надежде. Бэйн говорит, что «не бывает истинного отчаяния без надежды». А лекарь в темнице говорит: «Страх придаст тебе силы». Брюсу стоит научиться любить, а не злиться, ведь тот страх, который придаёт силы – это страх остаться без тех, кто дорог, даже больше – оставить тех, кто дорог. Брюс начинает понимать, что можно жить, ценя жизнь, а не постоянно страдая от прошлого. Надежда помогает ему и жителям Готэма преодолеть идеальный план разрушения и остаться с теми, кого они любят.

Страх неведом Бэйну и Талии, поскольку ими движет холодный расчет мести, но также им неизвестны любовь и счастье. Страдание настолько поглощает их, что для жизни просто не остаётся места. И наоборот, надежда, которая казалась Бэйну недостатком, становится преодолевающей всё силой, силой возрождения Готэма и Брюса. Экзюпери как-то написал: «А мне плевать на презрение к смерти. Если корни его не в сознании ответственности, – оно лишь свойство нищих духом…». Надежда Брюса вырастает в ответственности за других. Надежда позволяет Брюсу довериться Селине, а ей увидеть в себе то, чего она избегала – любовь и заботу.

Уэйн оставляет завещание, взятое из окончания «Повести о двух городах»: «Я вижу цветущий город и прекрасный народ, поднявшийся из бездны; вижу, как он, в стойкой борьбе добиваясь настоящей свободы, через долгие, долгие годы терпеливых усилий и бесчисленных поражений и побед искупит и загладит зло моего жестокого времени и предшествующих ему времен, которые выносили в себе это зло. Я вижу тех, за кого я отдаю свою жизнь, — они живут спокойно и счастливо, мирной праведной жизнью…. То, что я делаю сегодня, неизмеримо лучше всего, что я когда-либо делал; я счастлив обрести покой, которого не знал в жизни».

По сути – это завещание Бэтмена, а не Уэйна. Завещание, призывающее жить в каждодневном подвиге, помня, что мир достигается жертвой, а не установлением каких-то систем.

Ложь и обида не могут построить «светлое будущее». Закон тоже не в силах изменить людей. Последний фильм Нолана доносит простые истины: люби ближнего (сироту и вора); верь людям и надейся на тех, кто этого не заслуживает, а не манипулируй и не рассчитывай только на себя; цени тех, кто тебя любит, умей их услышать; герой – тот, кто делает своё дело с любовью об окружающих. Альфред говорит: «Готему нужен Брюс Уэйн, а не Бэтмен…», и сам фильм показывает, что, хотя Бэтмен и может вдохновить людей, вдохновлять на добро способен каждый, кто, подобно Гордону или Блейку, ободряет ближнего и заботится о других, или как Брюс – помогает сиротам и ищет путей улучшения жизни простого гражданина (даже себе во вред). Вспоминается наставление апостола Иакова о сущности настоящего благочестия: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Хотя Нолана обвиняют в эскалации насилия через фильмы, но внимательный зритель заметит, что послание режиссёра в том, что супер-геройство — это не полёты и поездки на чудо-машинах, а сострадание людям и действенность. Брюс говорит Блейку: «Каждый может быть Бэтменом…», - выходит, что быть Бэтменом не так уж нереально…

Теги: