«Истина всего лишь одна, любые её версии – это ложь» (Сонми 451)


В 2012 году на экраны вышло два фильма, тесно связанных с музыкальными произведениями: «Дирижёр» Павла Лунгина и «Облачный атлас» «братьев» Вачовски и Тома Тыквера. Их структура отталкивалась от определённых музыкальных идей, и, кроме того, что эти фильмы объединяет тема музыки, их объединяет и тема маленьких дел/решений и проблема смерти.

Вымышленное музыкальное произведение, которое легло в основание одноимённой кинокартины – это секстет для оркестра под названием «Облачный атлас». Он звучит в каждой эпохе, показанной в фильме, переходя из истории в историю, и проявляет связь всех персонажей этого повествования. Идеи «Облачного атласа» почти без изменений были взяты из книги Дэвида Митчелла. Важно отметить, что Митчелл написал исследовательскую работу по постмодернизму, и во многом вложил своё ощущение «духа времени» и в это произведение. Для Митчелла эта история описывает реинкарнацию души, и у каждого нового человека имеется особенное родимое пятно, связывающее всех перевоплощённых героев из разных времён воедино, хотя сам автор отмечает, что не верит ни в ад и рай, ни в реинкарнацию. Он говорит, что история повествует о неизменной человеческой природе, о склонности людей к преследованию и угнетению кого-то.

В одном из интервью Вачовски вспоминали о влиянии на них философии Шопенгауэра, а его идея палингенезиса (перерождения человеческой воли в новой личности) идеально накладывается на «Облачный атлас». Таким образом, фильм говорит о важности волевой и целенаправленной жизни личности как пути к «бессмертию». Это также похоже на популярные вариации современной восточной поп-философии, эксплуатирующей понятие«кармы» и идею самосовершенствования. Кроме идей Шопенгауэра, в «Облачном атласе» можно заметить и идеи Мишеля Фуко: так, на протяжении всего фильма в центре внимания находятся угнетённые представители «меньшинств», а также постоянным врагом выступает властная «система». Подобные темы присутствовали и в прошлой экранизации Вачовски «V - значит вендетта». У Вачовски важным акцентом является противостояние маленького человека системе и ее преодоление в конечном итоге. Можно сказать, что это своеобразная форма марксизма, которая пронизывает всё творчество «братьев». Лозунг фильма можно свести к фразе из кинокартины, которую смотрит героиня Сонми 451: «…я не потерплю преступного ущемления своих прав».

Тяжело не согласиться с тем, что кто-то из людей менее человек, чем другие, и что его жизнь и права может контролировать кто-то другой. Мы уже видели в предыдущем фильме Вачовски («…вендетте»), что системе нужна революция, но на обломках не выходит построить новый мир. Мы видим, что мир остаётся таким же несправедливым, о чём в интервью упоминал и Митчелл. Единственное утешение, предлагаемое картиной – семья, да и та не долговечна и не для всех доступна. Думаю, что картина может оставить ещё несколько уроков:

    - не опускать руки перед лицом непреодолимого;

    - не пренебрегать людьми, которые кажутся менее достойными и не идеализировать «достойных»;

    - не смиряться со своей «кармой», и изменять мир к лучшему (как в истории Захри);

    - помнить, что ты не один в борьбе за справедливость.

В любом случае, произведение «Облачный атлас» действительно показывает: «что бы вы не делали, всё это станет только каплей в бесконечном океане, … - но что есть океан, если не множество капель?». То есть, важно не боятся создавать «капли».

Кино, музыка, смерть и маленькие дела (Запад-Восток): размышления об «Облачном атласе» и «Дирижёре»

Второй фильм построен вокруг реальной оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею», это фильм «Дирижёр» Павла Лунгина. Этот фильм, как и «Облачный атлас», повествует о маленьких делах. По сути, фильм показывает две параллельных истории, и ключевыми являются два персонажа: Вячеслав Юрьевич Петров (дирижёр) и Алла (сопрано). Структура повествования выглядит попроще, чем в фильме Вачовски, но и у Лунгина история многогранна и полифонична, поскольку истории персонажей переплетены и, кроме всего прочего, вписаны в страсти Христа. И последний аспект, а также местоположение происходящего (Иерусалим) создают христианский фон происходящему. Влечение Лунгина к христианской тематике заметно и по двум предыдущим фильмам «Остров» и «Царь». Он сказал в интервью, что попытался сделать бытовую историю, но с образами в результате получив «духовно-бытовое».

Итак, основным героем фильма является успешный дирижёр Вячеслав Юрьевич. Он властный и амбициозный человек, и придерживается определённой философии жизни: «кто работает, тот ест». Он строг к себе и к другим. Но у него почти никого нет из близких людей, единственный его близкий человек – это администратор. То, что у него не складывались отношения с сыном, не сильно удивляет. Он «всегда прав» и мало кого слушает, потому и приходит в отношениях с окружающими к полному кризису. Его общение с отчаявшимся тенором Евгением это хорошо демонстрирует.

Вторым персонажем, чья роль является сюжетообразующей, является Алла (сопрано). Она почти с самого начала истории всячески пытается преодолеть распутство мужа Сергея. Алла открыто называет себя христианкой, и всячески пытается влиять на супруга, что приводит к противоположному результату, как говорит её муж: «у меня жена верующая, поневоле становишься атеистом…». Флирт Сергея с Ольгой, по-видимому, матерью одиночкой, которая едет в Иерусалим, становится последней каплей для терпения Аллы. Алла пытается наладить свою жизнь за счёт Ольги. Она даёт понять, что Сергей врёт, показывает, что его разгадала, однако это приводит к откровенному высказыванию, что он её не любит.

И Вячеслав Юрьевич, и Алла руководствуются здравыми принципами, но они не замечают, что всё, что они делают, они делают ради себя и своих принципов, а не ради тех, кого они как будто любят. Петров говорит Саше: «У меня нет сына…», - и это приводит его к самоубийству. Алла уговаривает Ольгу не приходить на концерт, и это приводит её на место теракта. Они не хотели, но стали причиной двух смертей, двух неисправимых ошибок. Они делали правильные вещи, но без любви, а это привело к трагедиям. Иногда маленький эгоизм становится основанием для больших последствий.

Произведение митрополита Илариона (музыка и пение), привносит в две трагические истории привкус надежды. В конце повествования, когда мы слышим в пении слова о воскресении, Вячеслав Юрьевич впервые признаёт своего сына, и на Сашиной могиле «примиряется» с ним, а Алла осознаёт настоящий масштаб происходящего в её жизни и переключает внимание со своего брака на семью Ольги. Они оба проходят через «страсти», каждый входит в повествование гордо (вход Христа в Иерусалим), переживает кризис (суд и распятие) и приходит к раскаянию (воскресение Христа), что является надеждой «воскресения» в их жизни. Лунгин накладывает повествование о Христе на повествования о простых людях, разыгрывая драму вокруг Иерусалима и окружающего его символизма. В отличие от «Облачного атласа» этот фильм предлагает путь исцеления через надежду на что-то большее, в конечном счете, на Бога, и приводит к такому выводу посредством кризис в жизни героев, крушения их образа жизни и мышления. В «Дирижёре» нет откровенных призывов к действиям, есть только исповедь, есть демонстрация человеческой немощи с намёком на искупление. «Дирижёр» оставляет нам напоминание о том, что:

    - у нас всегда есть опасность стать фарисеем, потерять что-то важное в погоне за своими принципами;

    - напоминает нам о том, что любовь больше правильных убеждений;

    - показывает, что наши маленькие слабости могут стоить много окружающим нас людям.

«Облачный атлас» видит проблему в окружающем обществе, в природе человечества, и призывает бороться за правду. Для повествования «Облачного атласа» важным является действенность, принятие волевых решений, направленных против властных систем, которые дают возможность сохранить частичку себя в этом мире. «Дирижёр» акцентирует внимание на проблеме внутри героев и призывает зрителя к самокритичности, к покаянию в «успехе», к признанию своей малости и немощи в силе, успехе и даже вере. «Дирижёр» оставляет надежду, но только на Бога, на встречу с собой и покаяние, которое никогда не бывает запоздалым. Мы видим, что векторы обоих фильмов направлены в противоположные стороны. Возможно, подобное сравнение современного кино-творчества доказывает, что мы живём на грани двух миров (Востока и Запада), и для украинского контекста это может быть хорошим вызовом к творческому осмыслению окружающей поп-культуры. Оба фильма «соглашаются» в том, что нет маленьких вещей, любая мелочь может привести к событиям огромного масштаба. Фильмы взаимно дополняют друг друга, отображая вызовы современности и преподнося возможные ответы. Что можно вынести из этого всего? Наверное, то, что важно позволить измениться себе, прежде чем совершить революцию, преобразуя окружающий мир.

Теги: