В условиях продолжающегося кризиса в Украине и разрастания империализма России жители Запада столкнулись с множеством проявлений, часто карикатурных, православного христианства — религии, которая является доминирующей в России и Украине, а также практикуется во всем мире. Были также интригующие попытки прозрения религиозных амбиций президента России Владимира Путина – быть может, крестовый поход и самооправдание? – ввиду его страстного увлечения афонским монашеством, личного поиска духовного окормления у высших церковных властей и харизматичных наставников с их громкими нравоучительными проповедями.
Православие, Путин и Запад

Все это вызывает разочарование у православных христиан, которые отмечают, что многие неправославные получают ограниченное, искаженное представление об их церкви через призму Путинского видения духовной традиции, которая на самом деле ценит уникальность каждого человека, созданного по образу и подобию Божию. Подлинное Православие признает толерантность и отстаивает религиозную свободу и права человека. Эта разочарованность подтвердилась недавно, когда Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции и один из архитекторов восточной политики ЕС заявил, что православие является основной угрозой для западной цивилизации.

Благодаря Путину возник совершенно иной образ Православия, который еще более осложнился некоторыми политическими соглашениями американских религиозных правых с Путиным. Эти политические круги неравнодушны к усилению радикальных различий между Востоком и Западом; восхваляя добродетели первого, они в то же время ругают пороки последнего. Они неизбирательно воспринимают связи между «моральной непогрешимостью» правых и религиозным пылом Кремля после окончания холодной войны. Как иначе можно объяснить циничную уверенность обозревателя Пэта Бьюкенена, когда он задает вопрос – с грубой бескомпромиссностью де Местра девятнадцатого века – относительно роли России в Крыму и в мире в целом: «На чьей стороне теперь Бог?» – как называется его недавняя статья.

Бьюкенен, сторонник религиозных правых, конечно же, знает. Как и Путин, он убежден, что Бог не на стороне развратного Запада – под этим они могут фактически подразумевать особое значение свободы для Запада и неприятие дискриминации любого рода. У Бьюкенена, должно быть, был более чем плохой рабочий день, когда он писал: «Путин прорывается к всемирному неприятию и противостоянию нечистотам гедонистической, секулярной и социальной революции, текущим с Запада». Он считает, что «Путин твердо ставит флаг России на стороне традиционного христианства».

Бьюкенен также отмечает, что Аллан Карлсон из Всемирного конгресса семей, международная конференция которого в этом году пройдет в Москве, соглашается: «Россия защищает иудео-христианские ценности». Один русский фильм, под влиянием известных религиозных кругов, даже пропагандирует «уроки Византии», утверждая, что великая империя пала, потому что флиртовала с Западом.

Проблемы такого подхода заключаются не столько в благонамеренных усилиях различать между добром и злом в мире, но в высокомерной убежденности постигать мир исключительно в черно-белых тонах: это мир, где Путин белый, а Обама – черный, образно говоря, конечно. Кроме того, политические и церковные лидеры в России склонны делать заявления о «симфонии» церковно-государственных отношений – опасно намекая на доминирующую политику средневековой Византии, но удобно скрывая, что именно эта политика привела к падению Византии. Бьюкенен заходит настолько далеко, что вспоминает теорию Москвы как «Третьего Рима» - после падения Рима и Константинополя (или Нового Рима) – фантазию шестнадцатого века, которую никто никогда не нашел или не смог реализовать. Хотя, опять же, она, возможно, аппелирует к любимому философу Бьюкенена, теократу де Местру, который проповедовал страшную «троицу», состоящую из императора, папы и палача. К сожалению, невозможно прокомментировать нынешние отношения между российской политикой и российским православием или связи между российскими иерархами и дискриминационными действиями в отношении определенных социальных или религиозных групп в рамках этого краткого очерка.

Однако следует отметить иронию нынешней ситуации. Консервативные правые в Соединенных Штатах, которые много лет в течение всей холодной войны протестовали против Советского Союза как безбожного, делают разворот в противоположную сторону, превращая США в империю зла. Бьюкенен утверждает, что холодная война сейчас – это «новая война убеждений». Но когда эти убеждения становятся пешкой в игре Путина, с помощью некоторых правых религиозных американцев, реальная Православная Церковь подвергается угрозе быть непонятой, или даже хуже – использованной. Полное видение духовных и доктринальных оснований Православной Церкви включает дух открытости и восприимчивости. Подлинная православная духовность отличается толерантностью и ведет диалог со всеми людьми.

Когда Папа Франциск и Вселенский Патриарх Варфоломей встретились в Иерусалиме 25 мая 2014 года для празднования пятидесятой годовщины исторической встречи своих предшественников в Святом Граде, их мотивы и стремления коренились в знании, что «Бог есть любовь». Такая уверенность гораздо более близка к сути православного христианства, к сути того, что более значимо для православной духовности, чем все остальное. Я надеюсь, что г-н Бьюкенен, римо-католик, вместе с остальным миром, включая шведского министра Бильдта, взглянут и увидят, что истинное лицо православия — не Владимир Путин, но лицо смирения и диалога.

Перевод с английского Юлии Зубковой специально для портала «Религия в Украине»

Источник: The Huffington Post. Фото Тrueinform.ru

Теги: