Вновь возвращаясь к столь наболевшей и острой теме в самый разгар президентской гонки, мы оказываемся перед очень тяжелым выбором. С одной стороны правы те, кто призывает не раскручивать тему «религиозного» экстремизма, поскольку и так ситуация не самая спокойная. С другой – нельзя игнорировать тревожные процессы, происходящие вокруг и внутри украинской уммы, особенно в Крыму. И в поисках этой тонкой грани между нежелательным и необходимым мы попробуем (насколько нам это удастся) рассмотреть происходящее в Крыму, – и в целом в Украине – с несколько более широких позиций. Широких – в смысле попытки показать взаимосвязи между религиозными и другими процессами, прежде всего – геополитическими.
Религия, геополитика, терроризм: «коктейль Молотова»Сегодня мы наблюдаем тесную связь религии и политики, особенно геополитики – достаточно посмотреть, сколько внимания уделяется деятельности патриарха Кирилла, и как часто его обвиняют в смешивании религиозного и политического, в продвижении религиозными средствами политических по сути «интересов Кремля». То же самое можно сказать и о других религиозных лидерах – лоббирование интересов Польши Иоанном Павлом II, или попытки Далай-ламы XIV привлечь внимание мировой общественности к проблеме Тибета. И даже если мы не будем привязываться к фигуре харизматичного духовного лидера, можно наблюдать, как сфера религиозного используется государствами для реализации своей внутренней и внешней политики. За примерами также не придется далеко ходить – сращивание Церкви и государства в России, позиционирование Ираном себя как защитника интересов всех мусульман в регионе (как минимум), апелляция правительства Турции к идее Османского Халифата (который можно в принципе назвать религиозной формой государства). Даже ежегодные отчеты Госдепа США о свободе вероисповедания используются американскими властями, как рычаг давления на правительства других стран. Так, например, именно как «политически ангажированный» оценил МИД России этот отчет в 2009 году [1].
Вдобавок к этому, в условиях глобализации, когда государственные, культурные и экономические границы приобретают все более условный характер, терроризм (в том числе и так называемый «религиозный»), являющийся закономерным итогом любой экстремистской идеологии, приобретает новые черты. В наши дни это не просто система устрашения – это уже
отработанный метод ведения внутренней и внешней политики государства,
метод манипуляции общественным сознанием и эффективное прикрытие политики «двойных стандартов» [2]. Еще в 1975 году известный исследователь терроризма Б.М. Дженкинс указывал на то, что «…Терроризм стал новым элементом в международных отношениях» [3]. Более того, «...террор – это удел профессионально подготовленных людей, результат деятельности спецслужб различных государств в скрытом противоборстве друг с другом, использующих ту или иную экстремистскую философию, придающую ощущение неизбежности явления терроризма в конкретной политической ситуации» [4].
Если рассмотреть, к примеру, происхождение движения Талибан (ДТ), то здесь мы можем наблюдать настоящую кооперацию спецслужб нескольких государств: ЦРУ (США), Управления межведомственной разведки (УМР) Пакистана, Службы общей разведки Королевства Саудовская Аравия (СОР) и представителей китайских спецслужб, которые курировали поставки оружия талибам. Следует отметить, что Китай всегда старался усилить свое влияние в Афганистане, пользуясь в том числе и межэтническими противоречиями – например, за несколько десятилетий до появления ДТ поддерживая радикальные группировки «Шоале-и джавид» и «Сетаме мелли» [5]. При этом существует немало свидетельств, указывающих на существование как организационных, так и идеологических связей между ДТ, саудовскими ваххабитами и Ассоциацией «Братья-мусульмане», хотя последние и отрицают существование таких связей [6].
Деятельность подобных организаций весьма востребована крупными геополитическими игроками. Для примера – активно создаваемая и поддерживаемая всевозможными террористическими организациями политическая нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке в первую очередь на руку странам Запада, которым не выгодна интеграция исламских государств и выдвижение их в качестве самостоятельного геополитического полюса. Существующее положение дел выгодно и шиитскому Ирану, который претендует на ведущую роль в исламском мире, «…а потому умело разыгрывает как карты внутриисламских конфликтов, вкладывая деньги в дестабилизацию возможных оппонентов и играя на идущем от первых веков ислама противоречии между шиитами и суннитами, так и противостояния ислама Западу» [7]. Ни для кого не является секретом тесная связь между ливанской организацией «Хизбалла» и Ираном, а в последние годы ярко проявился проиранский (по мнению некоторых исследователей – скорее прошиитский) характер Ассоциации «Братья-мусульмане», особенно их палестинского филиала – ХАМАС [8]. Так, к примеру, 10 ноября 2009 года глава египетского бюро Ассоциации Мухаммад Акиф выступил с критикой действий саудовских властей по подавлению шиитского мятежа на юге страны, призвав короля Саудовской Аравии Абдуллу прекратить военные действия против шиитских повстанцев [9].
Периодические теракты с «исламским» следом в странах Европы, США и России позволяют отвлечь население от внутриполитических проблем и переключить внимание на консолидацию общества перед лицом внешней угрозы. Что любопытно,
подобная тактика применяется «демократическим» Западом не впервые.
Во второй половине 60-х годов прошлого века по ряду стран Западной Европы прокатилась волна террористических акций, осуществленных группами с подчеркнуто коммунистической идеологией. Однако в ходе расследований этих акций «неожиданно» всплыла причастность спецслужб НАТО, в частности итальянской «Гладиато» [10]. В данном случае действия левацких экстремистских организаций использовались для решения многоцелевых задач: была погашена волна увлечения социалистическими идеями среди интеллигенции, опробованы методы массового психологического воздействия на обывателя и корректировки политических представлений в обществе. И что самое главное – был восстановлен «статус-кво» знаменитого «Плана Дж. Маршала», по которому США оказали огромную финансовую поддержку 18 европейским странам, параллельно формируя новую европейскую элиту и зависимость Европы от атлантистов [11].
Нельзя забывать и про экономические интересы стран Запада (да и не только Запада), решаемые, в том числе и путем спонсирования террористических организаций. К примеру, одной из главных причин поддержки США движения Талибан была проблема обеспечения безопасности американо-саудовского проекта с участием компаний «Юнокал» и «Дельта», согласно которому нефтегазовые потоки должны были пойти по трубопроводам, проложенным в обход Ирана из Туркменистана через Афганистан в Пакистан [12].
Таким образом, мы можем видеть, как
в современном мире происходит смешение религиозного фактора, геополитических интересов того или иного государства и деятельности экстремистских
(террористических) организаций. И тогда вполне логичным будет следующий вопрос: может ли подобный «коктейль Молотова» взорваться в Украине?
В «перекрестье»… интересов
А вот теперь нам придется заняться неблагодарным делом прогнозирования, ступив на зыбкую почву предположений, и говорить на языке скорее вероятностей, нежели уже произошедших событий.
Рассматривая ситуацию, складывающуюся вокруг мусульманской уммы в Украине, следует задать вопрос: какие силы – будь то внешние или внутренние – заинтересованы в ее дестабилизации, и по каким причинам.
Не будет открытием тот факт, что внешними силами, заинтересованными в поддержании определенного уровня нестабильности в Крыму (прежде всего), и, возможно даже в усилении этой самой нестабильности, являются наши ближайшие соседи, Россия и Турция. В недалеком прошлом – могущественные империи, сегодня они стремятся (небезуспешно) восстановить утраченный статус-кво, в том числе и за счет Украины. И если про «российскую угрозу» у нас любят вещать на каждом углу, то по поводу Турции все ведут себя значительно спокойнее.
Насколько эта истерия в отношении России и спокойствие относительно Турции обоснованны,
попробуем разобраться.
«Нужен ли России Крым?» Думается, многие обыватели в ответ на этот вопрос, не задумываясь, ответят – «Конечно!». Вспомнив и Севастополь – «город русской славы», и акт передачи Крыма Украине Н. Хрущевым…
Даже некоторые европейские политики считают, что нужен – так например, экс премьер-министр Молдавии, ныне член Сената Румынии Мирча Друк убежден, что Россия может и должна вернуть себе Крым, причем ряд политических сил в Румынии готов поддержать Россию в этом вопросе – в обмен на признание Россией «незаконного» раздела Румынии в 1940 году на Молдову и Румынию. Вторит ему и член Европарламента от Румынии Корнелий Вадим Тудор, считающий, что «Украина – искусственное государство» [13].
С другой стороны – есть ряд обстоятельств, делающих сомнительным подобный сценарий. Прежде всего, таким «обстоятельством» являются крымские татары, которые еще помнят ужас депортации и безропотно «под крыло» России попросту не пойдут. А наряду с «пылающим» Северным Кавказом получить еще одну «горячую точку» Россия уже не может – ей попросту не хватит ресурсов. Федеральные власти и так вынуждены покидать Кавказ, оставляя все на «местных», которые лояльны скорее своим лидерам, нежели кремлевском руководству [14]. И последние события: создание нового, Северокавказского федерального округа (СКФО), куда вошли республики Северного Кавказа и Ставрополье, скорее подтверждает наличие серьезнейших проблем в регионе. Возможно, так кремлевское руководство пытается хоть как-то локализовать проблемы, нарастающие в регионе, изолировав от него промышленно развитые Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области, Краснодарский край, а также Калмыкию и Адыгею, оставшиеся в Южном федеральном округе (ЮФО).
Далее – Черноморский флот (ЧФ), базой для которого на официальном уровне Россия видит только Севастополь. Прежде всего, хотелось бы напомнить, что помимо официальных деклараций о том, что, кроме Севастополя, Россия не видит других вариантов размещения своего флота, в реальности существуют и другие тенденции. Прежде всего – военная реформа в России, которая, по мнению ряда специалистов, поставила ЧФ на грань уничтожения [15]. Но даже безо всякой реформы ЧФ объективно уже не в состоянии выполнять задачи, которые перед ним некогда стояли. К примеру, как утверждает экс-командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов «…В 1999 г. соотношение наших сил и ВМС Турции на Черном море было 4,7:1 в пользу Турции. Ныне эти показатели еще больше не в нашу пользу. Если же подойдут США с частью 6-го флота, то соотношение сил будет 23 к 1 не в пользу России» [16]. А если учесть развивающийся флот Румынии и Болгарии (союзников Турции и США по НАТО) – то становится очевидным, что ЧФ превратился в недостаточно боеспособную единицу. Что, собственно, и выявил бой между кораблями ЧФ и грузинскими ВМС, а также косвенно подтвердил командующий российским флотом, который, комментируя информацию о покупке Россией французского десантного штурмового корабля типа «Мистраль», заявил: «…В августе прошлого года, во время конфликта такой корабль, как десантный вертолетоносец «Мистраль», дал бы России возможность осуществить свою миссию не за 26 часов, а за 40 минут» [17]. В настоящее время некоторые действия России указывают на то, что
в качестве альтернативы Севастополю рассматривается сирийский порт Тартус,
который имеет стратегически гораздо более выгодное расположение [18].
Но существование факторов, позволяющих предположить, что Крым России не нужен, не означает отсутствия заинтересованности в оказании определенного дестабилизирующего воздействия на ситуацию в Крыму. По одной простой причине, о которой знает любой игрок в покер:
грамотный блеф способен принести выигрыш.
Делая вид, что она «не отдаст ни пяди земли русской», финансово и идеологически поддерживая националистические пророссийские организации, Россия имеет возможность оказывать политическое давление на Украину. Например, при решении «газовых» вопросов – в случае неуступчивости украинской стороны могут возникнуть некие «волнения» в Крыму… Ситуация безусловно гипотетическая, но при этом не фантастическая. Причем инструментами реализации российских интересов в Крыму (да и в целом по Украине) могут быть не только явно пророссийские силы. Как мы уже упоминали в одной из предыдущих статей [«Исламский» экстремизм в Украине: правда и домыслы. Часть 2], сегодня наметился стратегический альянс между Ассоциацией «Братья-мусульмане» и Кремлем, который дает основания предположить, что и украинские организации (религиозные и общественные), связанные с «Братьями-мусульманами», при необходимости будут действовать в интересах России.
Кроме того, Россия может и, вероятнее всего,
будет использовать «крымскую» карту в долгосрочной игре с Турцией,
разменяв ее на определенные преференции для себя. А в свете последних стратегических договоренностей о сотрудничестве между Россией и Турцией, а также стремительно развивающегося сотрудничества практически во всех сферах между этими двумя региональными «тяжеловесами» такой вариант обретает вполне осязаемые черты [19].
Особо обращает на себя сотрудничество в энергетической сфере – 6 августа 2009 г. в ходе визита премьер-министра России Владимира Путина в Турцию были подписаны межправительственные Протоколы о российско-турецком сотрудничестве в нефтяной и газовой сферах. Эти документы предполагают участие России в реализации проекта нефтепровода Самсун-Джейхан, а также участие Турции в проекте газопровода «Южный поток», что позволит ей стать мировым энергетическим коридором и еще больше укрепит связи между Россией и Турцией [20].
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган также отметил позитивную динамику развития российско-турецких отношений и выразил убеждение, что они будут крепнуть и дальше: «Россия – наш большой сосед. Зачем портить отношения? К тому же наши бизнесмены инвестируют в эту страну». По словам премьер-министра, оборот внешней торговли с РФ составляет $40 млрд («Но это не предел, и мы нацелены на его увеличение»), тогда как с США – всего $12-13 млрд. [21].
Что же касается заинтересованности Турции в Крыму (как минимум) – то это вне сомнений. Так, еще 21 января 2000 года государственный министр Турции Абдулхаллюк Чей выступил с призывом «реабилитировать Великую Османскую Империю», включив в нее тюркоязычные республики СНГ и славянскую Украину [22]. И буквально в прошлом году уже нынешнее руководство Турции, а именно министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, выступая перед членами правящей Партии справедливости и развития, озвучил, что его страна реализует политику неоосманизма: «Мы – неоосманы. Мы вынуждены заниматься соседними странами» [23]. И, как мы помним из истории, Османская империя включала многие земли, ныне входящие в состав Украины…
Следует отметить, что турецкое правительство последовательно реализует свои сугубо геополитические интересы при активном использовании религиозного фактора, в частности, путем программ в области религиозного обучения и оказания помощи в строительстве и восстановлении культовых сооружений. Например, активную помощь оказывают Религиозный фонд Турции, Министерство народного образования Турции. При этом, как правило,
немаловажной составляющей такой помощи является идеология «пантюркизма».
Одной из наиболее активных в сфере исламского образования и воспитания является религиозная организация «Нурджулар» и ее глава Феттулах Гюлен, который в марте 1995 г. встречался с М. Джемилевым и обсуждал с ним вопросы строительства в Крыму мечетей, школ и лицеев для крымских татар [24]. Причем сам Феттулах Гюлен так охарактеризовал главную задачу этих школ: «Наши школы являются миссионерскими, как другие миссионерские школы европейцев и американцев. Наша цель – выполнять миссионерскую деятельность и подготовить подходящие условия для создания турецкого лобби, и обучать госслужащих» [25].
За годы независимости
через светские и духовные учебные заведения Турции прошли сотни крымских татар
– к примеру, лишь в 2009 г., по официальным данным, Турция выделила для крымскотатарских абитуриентов 20 мест в различных турецких вузах. При этом, как указывает глава Рескомрелигий В. Малиборский, неизвестно, с какими идеологическими течениями и направлениями сталкиваются украинские студенты. Кроме того, можно вспомнить и турецкий фонд Азиз Махмуд Худаи Вакуфы, который активно работает в Крыму с середины 90-х годов. Деятельность фонда началась со строительства мечетей, однако в настоящее время основной акцент направлен на подготовку мусульманских религиозных кадров в Азовском медресе Джанкойского района. Причем, по мнению В. Малиборского, в этом медресе велась подготовка радикальных исламистов (некоторые выпускники Азовского медресе были приверженцами идеологии «Хизб ат-Тахрир» и «ваххабизма») [26].
Свой интерес к Крыму не скрывает организация «Милли герюш» («Национальный взгляд»), ставящая своей целью построение «Великой Турции», своеобразного аналога Османской империи [27]. Так, в мае 1993 г. в Кельне (Германия) генеральный секретарь этой организации Али Юксель встречался с М. Джемилевым, который уже в конце августа – начале сентября того же года по приглашению этой организации принимал участие в конференции мусульман Европы в Давосе (Швейцария) [28].
Для распространения «неоосманской» идеологии широко привлекаются сторонники «Хизб ат-Тахрир», хотя деятельность этой организации на территории самой Турции весьма жестко контролируется – достаточно вспомнить арест 165 членов «Хизб ат-Тахрир» в июле прошлого года [29]. Однако в геополитических играх сила, которая угрожает внутренней безопасности, может быть использована для воздействия на другое государство – и вот 19 июля 2009 года украинские сторонники «Хизб ат-Тахрир» проводят конференцию, посвященную «88-й годовщине падения халифата», т.е. Османской империи. Правда на подобный «выпад» в сторону украинской государственности наши спецслужбы уже закрывать глаза не могли, и потому на некоторое время заблокировали все сайты подконтрольные «Хизб ат-Тахрир» [30].
Также можно упомянуть о деятельности протурецкой организации «Сулейманджи», чей координационный центр расположен в г. Севастополь. Основателем этой организации считается Сулейман Хилми Тунахан (1888-1959 гг.), который ратовал за возрождение ислама и очищение его от искажений привнесенным секуляризованным обществом [31]. Однако после его смерти идеология «Сулейманджи» претерпела трансформацию и приобрела радикальный характер. Ряд исследователей (в первую очередь – российских, например, Юнусова А.Б.) обращают внимание на связь «Сулейманджи» с турецкой разведкой (Милли Истихбарат Тескилати (МИТ) – Национальная разведывательная организация), указывая в частности, что сегодня руководителем «Сулейманджи» является бывший глава этой организации Сонмез Коксаль [32]. Однако в других источниках (европейских и турецких) подтверждения данной информации нам обнаружить не удалось.
В любом случае, следует отдавать себе отчет в том, что
Украина, в силу ряда исторических и геополитических причин, всегда будет оставаться в сфере интересов крупных геополитических игроков.
И религиозный фактор будет неизбежно присутствовать в сферах, далеких от духовности. Следует принимать это как данность. От нас же зависит другое: не дать силам, которые, прикрываясь религиозными лозунгами, пытаются решать совершенно не религиозные вопросы, превратить религию в инструмент политики – хоть внешней, хоть внутренней.
Примечания:
1. Доклад госдепа США искажает ситуацию со свободой вероисповедания в России - МИД РФ // https://www.interfax-religion.ru/national/?act=news&div=32668;
2. Об этом, в частности, очень хорошо пишет Майкл Штоль в своей статье: Stohl М. Old myths, new fantasies and the enduring realities of terrorism // Critical Studies on Terrorism, Volume 1, Issue 1. – April 2008 – Р. 5-16;
3. International terrorism and world security. - London: Croom Helm, 1975;
4. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Международные отношения, 2003. – 568 с.
5. Пластун В.Н. Эволюция экстремистских движений в странах Востока (конец ХХ века). — Новосибирск: Изд-во Сибирского института международных отношений и регионоведения, 2001. — С. 245;
6. Сикоев Р.Р. Талибы: религиозно-политический портрет. — М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2004. — С. 75-77;
7. Крупник И.Л. Религиозный экстремизм на Ближнем и Среднем Востоке // Религиозный экстремизм и фундаментализм: справочное издание. — М., 2008. — С. 87-88;
8. Hamas senior official admits Iran’s financial, political support // https://www.maannews.net/eng/ViewDetails.aspx?ID=254880;
9. https://www.islamnews.ru/news-21206.html;
10. Ганcер Д. НАТО: Секретные армии в Европе. — М.: Европа, 2006. – С. 11-20;
11. Савельев В.Д. Международный терроризм в системе глобальных отношений: религиозный аспект // Религиозный экстремизм и фундаментализм: справочное издание. — М., 2008. — С. 19;
12. Сикоев Р.Р. Талибы: религиозно-политический портрет. – М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2004. – С. 82;
13. Почему румыны считают Россию врагом №1, а Молдавию – своей территорией? Часть 2 // https://kp.ru/daily/24424.4/594014/;
14. Итоги года. Спецслужбы // https://www.ej.ru/?a=note&id=9746;
15. Российские военные: Сердюков позорно уничтожает Черноморский флот и «сдает» Севастополь // https://www.nr2.ru/sevas/207242.html;
16. Комоедов призвал «вцепиться» в Севастополь и срочно модернизировать армию и флот // https://www.nr2.ru/crimea/206230.html;
17. Русский вертолетоносец «Мистраль» создает геополитические изменения, которые будут чреваты для НАТО // https://vlasti.net/news/66788;
18. Сирийная ставка // https://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=678771;
19. Гаджиев А.Г. К визиту премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана в Россию: российско-турецкие отношения на современном этапе // https://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html;
20. Гурьев А.А. Ситуация в Турции. Октябрь 2009 г. // https://www.iimes.ru;
21. Турция: региональная держава или «лучшее будущее»? // https://www.rosbalt.ru/2009/09/24/674836.html;
22. Анкара обвинила Москву в фашизме // https://www.ng.ru/events/2000-07-27/1_ankara.html;
23. Неоосманизм — новый внешнеполитический курс Турции// https://turtsia.ru/rus/index/news?id=14421&find_string=%ED%E5%EE%EE%F1%EC%E0%ED%E8%E7%EC;
24. Григорьянц В.Е. О некоторых особенностях процесса возрождения ислама в Крыму (1989-1999 гг.) // https://www.niss.gov.ua/crimea/files/islam.htm;
25. Аватков В. Перекресток геополитических интересов России и Турции – Кавказ и Центральная Азия // https://www.iimes.ru;
26. Сарматов И. Турецкие исламисты уже в Крыму? // https://e-crimea.info/2009/06/14/23420/Turetskie_islamistyi_uzhe_v_Kryimu_.shtml;
27. Зиганшина Г.М. Исламистские течения в общественно-политической жизни Турции (1970-2000 гг.) // www.iaas.msu.ru/vak/zigansh.pdf;
28. Григорьянц В.Е. О некоторых особенностях процесса возрождения ислама в Крыму (1989-1999 гг.) // https://www.niss.gov.ua/crimea/files/islam.htm;
29. В Турции задержаны 165 членов «Хизб ут-Тахрир» // https://www.lenta.ru/news/2009/07/27/turkey/;
30. СБУ взялась за «хизбов» // https://www.sobytiya.com.ua/?page=public&id=2936;
31. Hakan Yavuz M. Islamic Political Identity in Turkey. — Oxford University Press, 2003. — С. 145-149;
32. Юнусова А.Б. Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России // https://www.muslims-volga.ru/?id=376.
Теги:
Спасибо за время, потраченное Вами на написание комментария. Однако не потрудились бы Вы изложить свои претензии аргументировано, для начала. Например идеи неоосманизма являются не фантазией "безотвественной крымской и российской прессы", а как указано в тексте озвучиваются руководителем внешнеполитического ведомства Турции. То есть Вы предлагаете игнорировать руководства Турции, потому что это не соответвует "концепции" Вашего комментария.
Что касается "лоббирования" интересов, то почему то Вы сосредоточили внимание на Иоанне Павле II, "позабыв" про Далай Ламу и постарались в меру своих возможностей извратить смысл самой идеи, которая, в общем-то заключается в том, что харизматичный религиозный лидер может оказывать (и оказывает) влияние на политику. А что касается фигуры папы, то вот Вам цитата: "Незадолго до референдума (по вступлению Польши в ЕС) ... Папа Римский Иоанн Павел II обратился к соотечественникам, собравшимся в Ватикане: "Европа нуждается в Польше. Польша, в свою очередь, нуждается в Европе" [https://www.dwelle.de/dw/article/0,,889313,00.html]. Причем: 1) цитата из Дойче велле (Немецкая волна), а не из столь нелюбимых Вами российских и крымских СМИ; 2) отрицать влияние на политику подобных заявлений фигуры уровня папы римского - весьма неосторожно.
И фактически весь комментарий не несет никакой аргументации и мог быть сформулирован значительно короче: "Автор дурак, потому что мне так хочется". Аргументированности в подобном комментарии было бы столько же, но времени у Вас он отнял бы значительно меньше.