Сегодня наше общество переживает острейший социально-политический кризис. Это очевидно даже для самого оптимистически настроенного жителя Украины. И теперь перед каждым из нас встает вопрос — что же будет дальше? Любой кризис, особенно если он достигает масштабов, способных расколоть общество на несколько лагерей, неизбежно приводит к обострению проблем, которые до того могли даже не замечаться. Или же, в худшем случае, представлялись существующими «как бы не у нас». К подобным проблемам можно отнести и вопросы веротерпимости, которые до недавнего времени в Украине сложно было назвать актуальными. Однако, как это часто бывает, на волне националистических, сепаратистских и прочих «-ских» настроений начинают возникать и конфессиональные «разборки».
Особую тревогу вызывает ситуация в Крыму, где в результате попустительства, а порой и злого умысла были созданы чуть ли не идеальные условия для деятельности экстремистских по своей сути организаций. Так, к примеру, 12 мая нынешнего года Служба безопасности Украины сообщила, что была «…предотвращена попытка создания в Украине филиала международной религиозно-политической организации с радикальной исламистской идеологией «Хизб ут-Тахрир». По словам пресс-секретаря председателя СБУ Марины Остапенко, Служба безопасности выявила и не допустила попытку иностранцев впервые создать на территории Украины ячейку международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир». Есть и более свежие примеры – 10 сентября (то есть буквально на прошлой неделе), по сообщению Отдела по связям с общественностью крымского главка МВД, в мечети одного из сел Кировского района Крыма произошла массовая драка между членами уже упомянутой организации «Хизб ут-Тахрир» и сторонниками «традиционного» ислама. При этом восемь человек попали в больницу с травмами различной степени тяжести.
Парадокс, но организация «Хизб ут-Тахрир» не только свободно действует на территории полуострова, но и открыто проводит свои конференции [1], и активно распространяет свои идеи через СМИ. Причем проблема усугубляется еще и тем, что позиционируя себя как мусульмане, представители этой организации вводят в заблуждение граждан Украины, которые начинают выносить суждения о мусульманах исходя из того образа – далеко не соответствующего действительности – который им навязывают представители этого (и ряда других) экстремистских движений, прикрывающих свои корыстные интересы лозунгами о возрождении ислама.
Вполне логично задать вопрос – откуда в нашем обществе берутся подобные экстремисты? Кому они нужны, и кто покрывает их нередко противоправную деятельность?
Безусловно, грубейшей ошибкой было бы обвинять в возникших проблемах мусульман – поскольку более других страдают именно они, ведь деятельность большинства радикальных движений, прикрывающихся исламским вероучением, направлена именно против них. Однако вопрос остается открытым, ведь, перефразируя известный афоризм – «если экстремисты всех мастей процветают, значит, это кому-нибудь нужно».
Самое удивительное: обратившись к истории, можно увидеть, что корни многих сегодняшних проблем лежат в нашем недалеком прошлом. Как свидетельствуют исследования, так называемый «исламский» (который к исламу имеет такое же отношение, как и война между католиками и протестантами в Северной Ирландии к Нагорной проповеди Иисуса) экстремизм не был занесен к нам «ветрами перестройки», и очень слабо связан с распадом Советского Союза и открывшимися перед разного рода иностранными эмиссарами границами. Больше того, распространившийся на постсоветском пространстве псевдоисламский радикализм, приведший в свое время к проблемам в Средней Азии и Северном Кавказе, а сейчас угрожающий и дестабилизацией ситуации в Крыму, является прямым наследником политики Советского Союза.
Как отмечает авторитетный среднеазиатский исследователь Б. Бабаджанов, активизация радикальной идеологии наблюдается еще в начале 50-х годов ХХ столетия, когда представители советской власти избрали в качестве своих союзников для борьбы с исламом представителей так называемого ваххабизма. Суть дела состояла в том, что на тот период в Средней Азии (и на Кавказе) атеистическая пропаганда оказалась крайне неэффективной. Более того, в некоторых районах власти попросту БОЯЛИСЬ препятствовать мусульманам выполнять свои ритуалы, обоснованно опасаясь беспорядков. Например, как указывает Б. Бабаджанов: «…В одной из папок с документами Комитета по религиозным культам при Кабинете министров УзССР сохранилась многолетняя переписка (1952-1961), в которой местные власти предупреждали власти в Ташкенте и в Москве о том, что закрытие мечети Хаджа Ахрара, расположенной возле его могилы, нежелательно по причине ее исключительной популярности и в связи с тем, что «это действие может вызвать беспорядки» [2]. Причем основной причиной неудачи проповедников атеизма являлось широкое распространение среди мусульман представителей суфизма [3], чей авторитет среди верующих был незыблем, так как именно суфии выступали в качестве основных носителей и толкователей мусульманских законов и обрядов.
Более того, члены суфийских объединений наиболее успешно противостояли давлению атеизма и целенаправленной секуляризации советского периода [4]. Как писал в конце 70-х годов XX века западный исследователь Александр Беннигсен: «…суфийские ордена являются подлинными массовыми антисоветскими организациями, наиболее непокорными и опасными противниками советского режима, вероятными центрами религиозных и националистических движений в мусульманских районах СССР» [5].
Поскольку карательные меры не могли изменить ситуацию, советская власть обратилась к представителям «ваххабизма» — радикального политического течения, проводником идей которого стал муфтий САДУМ (Среднеазиатского духовного управления мусульман) З. Бабаханов. При покровительстве властей он был направлен на обучение в Саудовскую Аравию (1947-1948 гг.), после чего Комитет по делам религиозных культов специальными письмами потребовал от З. Бабаханова «включиться в усилия Партии и Правительства по борьбе с вредными пережитками», среди которых были названы прежде всего ношение паранджи, «подавание рук мюридам и ишанам» [6] и т.д. При этом особое внимание обращалось на «ишанов» и «мюридов» как «вредных антисоветских агитаторов». В дальнейшем З. Бабаханов активно поддерживал контакты с ваххабитами (во время конференций, официальных встреч), а также легально распространял их литературу. По этой причине авторитетнейший мусульманский богослов Мухаммад Хиндустани Рустамов называл З. Бабаханова «первым официальным ваххабитом» региона [7].
Таким образом, «радикализация» ислама, приведшая в наши дни к появлению так называемого «исламского» экстремизма на постсоветском пространстве, в том числе в Крыму, началась не в последние десятилетия в связи с распадом СССР. Распространение экстремистской идеологии во многом является следствием целенаправленной политики по дискредитации и уничтожению традиционного ислама уже не существующей Советской империи.
Но вернемся к «Хизб ут-Тахрир». Как указывают исследователи, эта организация «…эффективно сочетает марксистско-ленинскую методологию и западные лозунги с реакционной исламистской идеологией, с тем чтобы инициировать внутреннюю дискуссию в рамках ислама» [8]. При этом для маскировки своих более радикальных целей она пользуется демократической риторикой и заявляет о недопустимости насилия. Но достижение этих целей возможно только при помощи насилия.
«Хизб ут-Тахрир» была основана в 1952 году в Иерусалиме Такиуддином ан-Набхани ал-Фаластини (1909-1979). За 50 лет основанная им организация превратилась во всемирную сеть со штаб-квартирой в Иордании и Лондоне. Она распространяет радикальную исламистскую идеологию, и, фактически, подталкивает своих приверженцев к совершению террористических акций.
Откровенно говоря, угроза, представляемая радикальной политической исламистской идеологией, не является чем-то новым. Она возникла на основе трудов Такыуддина Ибн Таймии в XIII веке, была развита Мухаммадом Ибн абд аль-Ваххабом (основатель ваххабизма) в XVIII веке, а затем Саидом Кутбом (1906-1965) из организации «Братья-мусульмане», который считается наиболее видным современным исламистом. Он был одним из главных идеологов старейшей исламистской организации «Братья-мусульмане», которая превратилась в крупнейшую террористическую сеть благодаря именно его усилиям [9].
«Исламский» экстремизм в Украине: правда и домыслы. Ч. І
Первоначально основной костяк «Хизб ут-Тахрир» составляли члены палестинского отделения другой, известной своей террористической направленностью религиозно-политической партии «ал-Ихван ал-муслимин» («Братья-мусульмане»). После смерти Такиуддина ан-Набхани ал-Фаластини в декабре 1979 года руководителем партии стал Абд ал-Кадим Заллум, родившийся в 1925 году в палестинском городе ал-Халил, ныне проживающий в Иордании. Именно по его инициативе партия активизировала свою деятельность на постсоветском пространстве. В начале 70-х годов в рядах «Хизб ут-Тахрир» произошел раскол, в результате которого возникла группа «ут-Тахрир ал-ислами» во главе с Салехом Сарийиа, который к тому времени приобрел печальную известность как организатор и исполнитель ряда террористических актов.
Филиалы «Хизб ут-Тахрир» проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции, Западной Европе и в государствах Центральной Азии [10]. Еще в 1970-е годы в Египте были обезврежены две группы террористов, тесно связанных с палестинским отделением «Хизб ут-Тахрир». Боевики одной из них начали свою деятельность с ликвидации бывшего члена правительства, активисты второй – готовились захватить президента Анвара Садата. Летом 1993-го иорданские спецслужбы обезвредили группу из 30 членов «Хизб ут-Тахрир», готовившую покушение на короля Хусейна. В феврале 1999-го власти Узбекистана объявили о причастности представителей этой организации к заговору против президента Ислама Каримова [11]. Также есть основания полагать, что «Хизб-ут-Тахрир» является ответственной за убийство в Алеппо (Сирия) в декабре 1999 года известного исламского ученого Мухаммада Амин Якана [12].
В 1999-2005 годах восточно-иерусалимские активисты «Хизб ут-Тахрир» были организаторами четырех нападений на высокопоставленных официальных лиц из-за рубежа в ходе посещения ими Храмовой горы. Наравне с президентом Турции, Папой Римским и главой МИД Египта среди объектов этих атак была и супруга американского президента Лора Буш. В мае 2005-го ей удалось спастись от разъяренной толпы сторонников «Хизб ут-Тахрир» лишь благодаря усиленной охране и решительным действиям спецподразделения полиции [13].
Результатом подобной «мирной политической деятельности» стало запрещение «Хизб ут-Тахрир» на территории большинства исламских и некоторых европейских государств – например, в Германии.
В мусульманских странах широко распространено убеждение, что возникновение «Хизб ут-Тахрир» связано с деятельностью британских спецслужб, что, естественно, членами организации категорически отрицается. Однако даже они не в состоянии отрицать некоторые факты. Например, у партии есть свой Интернет-сайт, который она использует для распространения идей вооруженной борьбы, призывая к насильственным действиям против правящих режимов в исламских странах (особенно в Узбекистане), обвиняемых ею в отходе от ислама. Cайт партии оформлен высокопрофессионально и имеет многоязыковую поддержку, причем сервер, обслуживающий «Хизб ут-Тахрир», находится не в каком-либо исламском государстве, а именно в Великобритании. По утверждению сотрудника Бирмингемского университета Г. Емельяновой, на Британских островах «Хизб ут-Тахрир» действует весьма активно — их агитационные листовки на английском языке можно ежедневно найти на улицах Бирмингема. Штаб-квартира «борцов с неверными» расположена в престижном лондонском районе Тотенхем, а во главе лондонского филиала стоит 42-летний сириец — шейх Омар Бакри Мухаммед. До последнего времени официальными руководителями «Хизб ут-Тахрир» являлись братья Имран и Абдул Вахиды [14]. По мнению западных исследователей, английский и центрально-азиатский филиалы «Хизб ут-Тахрир» тесно связаны и координируют деятельность организации (в том числе и террористическую) [15].
Что касается целей «Хизб ут-Тахрир»: основной своей целью эта «партия» считает установление во всем мире порядка, который они называют «исламским». При этом важно подчеркнуть, что группа «Хизб ут-Тахрир» не является духовным, образовательным или воспитательным учреждением. Вся ее деятельность сводится к достижению политических целей, все методы и формы ее работы политизированы. Приведем небольшую цитату из программных текстов организации: «Вся деятельность хизба (партии), будь то управление государством или иные сферы, является политической деятельностью. Не обучение является основной задачей хизба, ибо это не учебное заведение. И не проповеднической деятельностью занимается хизб. Его дело — политика». Показательным в этом отношении является случай, когда один из видных активистов партии предложил Такиуддину ан-Набхани включить в программу обучения «однопартийцев» изучение Корана. Ответ был следующим: «Слушай, Амин, не порть мне молодежь; партии не нужны убогие святоши» [16].
В Украине деятельность «Хизб ут-Тахрир» насчитывает как минимум 10 лет – по меньшей мере, именно такой срок указали сами представители этой организации в своем письме-опровержении на ранее упомянутое заявление пресс-службы СБУ. На сегодняшний день активность «Хизб ут-Тахрир» в Крыму происходит при ярко выраженном попустительстве Меджлиса и Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). Более того, председатель Комитета по делам религий АР Крым Владимир Малиборский считает, что подобная активность возможна только при поддержке хизбов со стороны руководства Меджлиса. Как отметил В. Малиборский в своем интервью еженедельнику «События»: «…Для примера: Верховная Рада АРК делает попытку предложить проект закона о запрете партии «Хизб ут-Тахрир». Через два дня – аргументированное, квалифицированное заявление Чубарова [17]. И опять-таки Рефат Абдурахманович получает дивиденды. Хизбы видят в нем человека, которого можно поддержать. При этом нужно учитывать, что хизбы — довольно влиятельные люди, а не какие-то последние пастухи…» [18]. А в августе сего года и сам муфтий Крыма Эмирали Аблаев, до того публично, хотя и вяло осуждавший деятельность «Хизб ут-Тахрир», вдруг заявил о том, что радикальных течений в Крыму нет [19]. Ответ от «благодарных» сторонников «Хизб ут-Тахрир» долго ждать себя не заставил…
Но, говоря о деятельности радикальных течений в Крыму, одними сторонниками «Хизб ут-Тахрир» ограничиться, к сожалению, не получится. Однако это уже тема для следующей публикации.

Примечания:
1. См. например: У Криму Хізб-ут-Тахрір пропонує будувати економіку «під захистом Халіфату» // https://www.risu.org.ua/ukr/news/article;30242/
2. Кадырова М. Жития Ходжа Ахрара: Опыт системного анализа по реконструкции биографии Ходжа Ахрара и истории рода Ахраридов. — Ташкент: Институт востоковедения имени Абу Райхана ал-Бируни АН Республики Узбекистан, 2007. — 112 с.
3. Суфизм – течение в исламе, акцентирующее свое внимание на борьбе человека со своими недостатками, и в этом смысле представляющее собой исламскую науку воспитания и нравственно-этическую систему формирования в человеке искренности в его поклонении Богу.
4. Бабаджанов Б.М. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане // Суфизм в Центральной Азии. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. — 394 с.
5. Bennigsen A., Wimbush S.E. Mystics and commisars: Sufism in the Soviet Union. London, 1985. — 194 p.
6. Мюриды и ишаны – представители суфийских объединений.
7. Бабаджанов Б. О фетвах САДУМ против «неисламских обычаев» // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт; Моск. Центр Карнеги. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. — 320 с.
8. Hizb ut-Tahrir: Islam’s Political Insurgency. – Washington, DC: The Nixon Center, December 2004. – P. 6
9. Husain Haqqani. Understanding HT Ideology // The Challenge of Hizb ut-Tahrir: Deciphering and Combating Radical Islamist Ideology. – Washington, DC: The Nixon Center, 2004. – p. 30.
10. Игнатенко А. Зеленый internetционал // НГ-Религии. — 1999. — 7 апреля.
11. Израиль скрыл роль врагов России в покушении на Буша // https://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2008-07-18/1352.html
12. А.Новиков: Бродит призрак терроризма... «Хизб-ут-Тахрир» в Англии // https://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1161416700
13. Израиль скрыл роль врагов России в покушении на Буша // https://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2008-07-18/1352.html
14. Устинова Ю. Хизб ут-Тахрир в современной Британии // https://www.ferghana.ru/article.php?id=5028&print=1
15. Истоки ваххабизма в социально-экономическом кризисе // Дело #. — 2000. — 26 июня.
16. Мирзоев Д. Жертвы демагогии // Современная мысль. — №9 (66), сентябрь 2004.
17. Имеется в виду выступление представителя Меджлиса Р. Чубарова, в котором тот высказывался против запрета деятельности «Хизб ут-Тахрир» в Украине.
18. Малиборский В. Православные и мусульмане не работают друг против друга // Еженедельник «События». – 2008. – 1 августа. // https://www.sobytiya.com.ua/search.php?category=all&words=%EC%E0%EB%E8%E1%EE%F0%F1%EA%E8%E9&search_words=all&doc=1217581983&m=all&y=2008
19. Муфтий Крыма уже отрицает радикальные исламские настроения на полуострове // https://www.nr2.ru/243957.html

Теги: