Religion.in.ua > Аналітика > Будущее православно-католического диалога. Ч.ІІ

Будущее православно-католического диалога. Ч.ІІ


10 12 2009
Будущее православно-католического диалога. Ч.ІІПолное общение позволит православным преодолеть дух отчуждения не только с Римом, но и друг с другом. Общение с католиками станет прямым вызовом духу ограниченного национализма, часто наблюдаемого в церквах Востока. Общение с Римом будет стимулировать восточных христиан выйти из своих этнических анклавов

Окончание. Начало статьи можно посмотреть тут

Чтобы представить себе будущее православно-католического диалога, предлагаю провести следующий мысленный эксперимент. Представьте себе, что все препятствия на пути к полноте общения преодолены, и полное общение, включая евхаристическое, восстановлено.


Будущее православно-католического диалога. Ч.ІІКакими бы были богословские и пастырские последствия для Запада и Востока этой необычной ситуации? Конечно, единство христиан должно быть желанным, как исполнение воли Христа по отношению к Церкви (Ин. 17:21). Но единство православных и католиков предполагает обязательство уврачевания различных патологий обеих групп, возникших вследствие долгих разделений. Очевидно, что достижение единогласия сделает проповедь Евангелия нехристианскому миру более сильной и неотразимой. Кроме того, обе церкви могли бы созвать собор, который был бы признан вселенским обеими сторонами. Таким образом, эпоха единства станет эпохой большей соборности. Одним из практических следствий полного общения стало бы постоянное решение проблемы смешанных браков.


Полное общение с православными повлекло бы за собой пересмотр католиками пределов полномочий Папы. Полное общение гарантирует сдержки и противовесы папской власти, существовавшие в течение некоторого времени в Церкви первого тысячелетия. Хотя для достижения взаимоприемлемого понимания папских полномочий еще предстоит потрудиться, в ситуации полноты общения Папа уже не сможет действовать односторонне или употреблять свою власть для отмены постановлений соборов. Косвенным следствием новой роли Папы в ситуации полного общения будет уменьшение разделения между Римом и церквами Реформации. Другим следствием полного общения для католиков была бы возможность пересмотра требования целибата для священников латинского обряда, — еще одного пункта исторического раздора не только с православными, но и с протестантскими общинами.


Полное общение позволит православным преодолеть дух отчуждения не только с Римом, но и друг с другом. Общение с католиками станет прямым вызовом духу ограниченного национализма, часто наблюдаемого в церквах Востока. Общение с Римом будет стимулировать восточных христиан выйти из своих этнических анклавов и поможет им лучше понять, что подчинение Евангелия националистической повестке дня есть предательство Евангелия. Говоря конкретнее, при полном общении, многочисленные юрисдикционные споры между православными патриархами могли бы в принципе решаться через восстановление древнего обычая передачи таких вопросов на рассмотрение Рима. Важно, чтобы папа не использовал восточные споры как повод для расширения полномочий Святого Престола, каким бы соблазнительным это ни казалось, а скорее способствовать восстановлению единства в братской любви.


Общение с католиками поможет православным получить больший доступ к процветающим христианским образовательным учреждениям Запада. Ныне христианский Запад предпринял труд понимания Востока. Пора бы и Востоку всерьез заняться Западом и западным богословием, не превращая западное христианство в грубую карикатуру на все то, что представляется неправильным в богословии и вообще в мире. От обеих сторон потребуется большое терпение и усиленная молитва. Обе группы должны будут чем-то пожертвовать. Западу придется расстаться со своим благоволящим империализмом и понять, что ни союз через поглощение, ни даже союз полуавтономного типа, основанный на модели «униатизма», неприемлем для православных. Востоку придется распрощаться со своим этноцентрическим изоляционизмом и наполнить большим смыслом идею моральной независимости от государства, особенно в исторически православных странах.


Как православный богослов, преподающий в католическом университете, я обязан своей должностью экуменическому духу II Ватиканского Собора. Я вижу присутствие этого духа не только среди моих католических коллег, но и среди моих студентов и католиков на церковных скамьях. Однако, тот же самый экуменический дух скорее исключение, нежели правило среди верующих православных и в Соединенных Штатах, и в Старом Свете. Хотя общественные силы в Америке и России действуют по-разному, в США обычно мы сталкиваемся с антикатолицизмом новообращенных, тогда как в России — с полнейшим невежеством и иррациональной боязнью всего западного и, как следствием, — глубоко укоренившимся убеждением, что даже участие в экуменическом диалоге уже является недопустимым компромиссом для православия. Экуменизм расценивается как неимоверная угроза православной идентичности.


Мой мысленный эксперимент по последствиям полного общения не был предназначен для того, чтобы вызвать у вас чрезмерный оптимизм относительно перспектив такого общения в ближайшем будущем. Какие бы экуменические усилия не предпринимала Католическая церковь, все они окончатся ничем, если не будет взаимности со стороны православных лидеров. Для православных неизменной остается проблема папской власти (вместе с памятью о ее исторических злоупотреблениях) (1). Пока мы не достигнем взаимоприемлемого понимания папской власти, мы вряд ли продвинемся дальше. И хотя I Ватиканский Собор много сделал для того, чтобы закрепить давние различия, II Ватиканский Собор и последовавшая за ним работа представляются многообещающими. Путь к полному общению может быть долгим и трудным, но это тот путь, которым призывает нас идти Христос. Найти бы только вдохновение и терпение, чтобы идти этим путем вместе.

Примечание:

1. Некоторая новаторская работа в этой области была недавно проделана Совместной международной комиссией на последней встрече в Равенне (13 октября 2007). Эта работа была лишь предварительной, поскольку представители Русской Православной церкви покинули встречу из-за юрисдикционного спора с Константинопольским патриархатом относительно статуса православных общин в Эстонии.





Повернутися назад