Religion.in.ua > Аналітика > Румынский Патриархат: прошлое - в Оттоманской Порте, будущее - в Украине и Молдове

Румынский Патриархат: прошлое - в Оттоманской Порте, будущее - в Украине и Молдове


4 02 2010
Румынский Патриархат: прошлое - в Оттоманской Порте, будущее - в Украине и МолдовеНаряду с константинопольской и московской каноническими юрисдикциями заметное место в конфессиональной жизни Украины будут занимать и приходы румынской юрисдикции. Украина фактически превратится в страну юрисдикционного плюрализма. Все три юрисдикции будут сосуществовать на одних и тех же территориях, причем взаимоотношения между ними будут складываться очень непросто.

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакия, расположенную на территории современной Румынии, христианство было принесено ап. Андреем  Первозванным и учениками ап. Павла. Характерно, что румыны оказались единственным романским народом, принявшим славянский язык в церковной и светской литературе. Это было обусловлено зависимостью румын от Болгарской Церкви в тот период, когда они еще не имели своей письменности. Автокефалия Румынской Православной Церкви была провозглашена в 1885 году, о чем свидетельствует патриарший синодальный томос, подписанный и запечатанный Вселенским Патриархом. С 1925 года Румынская Церковь имеет своего патриарха.

Румынский Патриархат: прошлое - в Оттоманской Порте, будущее - в Украине и Молдове
апостол Андрей Первозванный

Как миро препятствовало автокефалии

После начала русско-турецкой войны 9 мая 1877 года парламент Румынии провозгласил полную независимость страны, которая была признана на Берлинском конгрессе 1878 года. Затем Константинопольский патриарх Иоаким III издал акт о даровании Румынской Церкви автокефалии. Однако  при этом Константинополь сохранил за собой право освящения святого мира. Священноначалие Румынской Церкви не было с этим согласно и без благословения патриарха был совершен торжественный чин освящения мира в Бухарестском кафедральном соборе. После этого патриарх Иоаким III вновь прервал каноническое общение с Румынской Церковью.
Окончательное примирение двух Церквей состоялось в 1885 году. 23 апреля этого года Константинопольский патриарх Иоаким IV издал Томос, признавший полную автокефалию Румынской Православной Церкви. Томос был торжественно прочитан в Бухаресте 13 мая 1885 года.

Патриарший статус и расширение юрисдикции


По итогам Первой мировой войны  вследствие распада Австро-Венгерской империи Трансильвания, Буковина и Бессарабия вошли в состав Румынского королевства. А находившиеся на этих территориях митрополии и епархии – в состав единой Поместной Церкви.


4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом. Законность этого решения была подтверждена Томосом Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года. 1 ноября того же года состоялась торжественная интронизация первого Румынского патриарха — Блаженнейшего Мирона.
После начала Второй мировой войны в июне 1940 года к Советскому Союзу были присоединены Бессарабия и Северная Буковина. Находившиеся на этой территории православные приходы перешли в каноническое ведение Московской Патриархии.


22 июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией вступило в войну с СССР. По германо-румынскому соглашению, заключенному в Бендерах 30 августа 1941 года, область между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии. Румынская зона оккупации получила официальное название Транснистрия (Заднестровье), в нее входили левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на эти территории свою опеку.

В сентябре 1941 года Румынский Патриархат основал в Транснистрии православную миссию во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). При поддержке румынских военных властей здесь стали открываться храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советской власти. Главное внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. Но и на украинских землях Румынский Патриархат стремился удержать контроль над православными храмами. В Транснистрии была запрещена деятельность Украинских автономной и автокефальной Церквей, которые беспрепятственно функционировали в рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе начала действовать православная Духовная семинария.


Большая часть духовенства Транснистрии была румынского присхождения. В богослужение вводился румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь. Для возобновлявших свою деятельность монастырей и храмов привозилась утварь из Румынии.

Румынский Патриархат: прошлое - в Оттоманской Порте, будущее - в Украине и Молдове
Бухарест, Кафедральный собор во имя равноапостольных Константина и Елены, XVII век

В ноябре 1943 года Заднестровье было разделено на три епархии. В феврале 1944 года в Бухаресте архимандрит Антим (Ника) был рукоположен во епископа Измаила и Транснистрии. Но уже в конце февраля перемены на фронте вынудили миссию покинуть Одессу и переехать сначала в Тирасполь, а затем в Измаил. Южная Буковина осталась в составе Румынского королевства. На территориях, включенных в состав Советского Союза, была восстановлена церковная юрисдикция Московской Патриархии.
30 декабря 1947 года король Михай отрекся от престола. Была провозглашена Румынская Народная Республика. В октябре 1948 года была ликвидирована Униатская Церковь. Нужно отметить, что в межвоенный период (1918-1938 годы) в Румынии проживало около 1,5 миллионов униатов (главным образом в Трансильвании). Униатская Церковь, как и Православная, имела в Румынском королевстве статус государственной. Теперь же ее деятельность на территории Румынии была полностью запрещена.

Православная Церковь в социалистической Румынии


Юридически Румынская Православная Церковь не была отделена от государства. Румынская Конституция 1965 года провозглашала лишь отделение школы от Церкви (статья 30). В соответствии с декретом “Об общем устройстве религиозных исповеданий” Церковь имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества, вести издательскую деятельность, владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоваться государственными субсидиями и дотациями для духовенства и преподавателей религии.


Румынский патриарх являлся членом Великого национального собрания. С 1948 по 1986 годы в Румынии было построено 454 новых храма. После землетрясения 1977 года на государственные средства был отреставрирован 51 храм.

Постсоветские страны как плацдарм для притязаний Румынской Церкви


После образования в 1991 году независимого Молдавского государства часть клириков и мирян Молдавской епархии, входящей в состав Русской Православной Церкви, стала выступать за переход в юрисдикцию Румынской Церкви.


 Планы воссоздания "Великой Румынии", предполагающие включение в ее состав не только Молдовы, но и ряда приграничных районов современной Украины, разделяются значительной частью населения Румынии. Об актуальности этих планов свидетельствуют хотя бы затяжные споры об украинско-румынской границе. С этими планами тесно связана и румынская церковная политика.


В 2007 году Румынская Православная Церковь, имеющая свою митрополию на территории Республики Молдова (Бессарабская митрополия, непризнанная Московским Патриархатом), предприняла попытку распространить свою каноническую власть и на некоторые регионы Украины. 23 ноября 2007 года синод Румынской Церкви принял решение о воссоздании в рамках Бессарабской митрополии трех епархий: Бельцкой, Южно-Бессарабской и Дубоссарской. Комментируя это решение, глава митрополии Петр (Педурару) пояснил, что в перспективе планируется открытие румынских епископских кафедр в Хотине (на Буковине), Белгород-Днестровском и Измаиле (в Одесской области). Опять же, несмотря на протесты РПЦ, Румынская Церковь не отменила своего решения. В январе нынешнего года создание новых епархий было закреплено в уставе Румынской Церкви.


Тем самым Румынская Церковь вполне определенно заявила о стремлении распространить свою каноническую власть на районы Черновицкой и Одесской областей, в которых компактно проживает молдавское и румынское население. Вполне вероятно, что открытие в Украине структур Румынской Церкви рассматривается как первый шаг к возможному пересмотру государственных границ и присоединению к Румынии ряда приграничных территорий, законность включения которых сначала в состав СССР, а затем и в состав независимой Украины румыны продолжают оспаривать.


Таким образом, одновременно с появлением в Украине структур Константинопольского Патриархата не исключена и активизация действий Румынской Православной Церкви, в состав которой может войти часть духовенства и мирян на территории Черновицкой и Одесской (а возможно и Николаевской, и Винницкой) областей.

В результате наряду с константинопольской и московской каноническими юрисдикциями заметным фактором конфессиональной жизни в Украине станут и приходы румынской юрисдикции. Украина фактически превратится в страну юрисдикционного плюрализма. Все три юрисдикции будут сосуществовать на одних и тех же территориях, причем взаимоотношения между ними будут складываться очень непросто. А возможность выбора между Константинопольской, Московской и Румынской Патриархиями будет стимулировать процесс постоянного дрейфования приходов из одной юрисдикции в другую. Все это заметно ослабит украинское православие как таковое.

Следует подчеркнуть, что все три указанные церковные юрисдикции будут иметь свои административные центры за пределами Украины, то есть фактически будут управляться из-за границы. Более того, вполне очевидно, что как Россия, так и Румыния будут стремиться активно использовать соответствующие церковные структуры для решения своих внешнеполитических задач. Вряд ли такая перспектива может быть желательной для украинского государства.


Подготовлено по материалам открытых источников






Повернутися назад