Religion.in.ua > Аналітика > О смене парадигмы христианского обучения

О смене парадигмы христианского обучения


3 03 2010
О смене парадигмы христианского обучения У верующих все больше нарастает потребность совмещать богословские знания с практичной специальностью, которая бы позволяла им реализовать себя в профессиональной сфере, не отрываясь от духовного контекста. Именно невозможность получить такое образование ставит их в ситуацию сложного выбора между светским и духовным вузом.
К вопросу  об изменении парадигмы христианского  евангельского образования в  Украине

      В ноябре 2009 – январе 2010 года информационно-аналитическим центром Донецкого христианского университета был проведен социологический опрос с целью выяснить проблемные аспекты в отношении верующих конфессии евангельских христиан-баптистов к высшему духовному и светскому образованию на современном этапе.

   Необходимость данного исследования обусловлена  осознанием того факта, что возрастание общего уровня образования в обществе создает необходимость для верующих тоже повышать свой уровень образования, чтобы более качественно взаимодействовать с другими социальными группами. Однако исторические условия советского времени объективно способствовали распространению среди евангельских христиан-баптистов настороженного отношения к высшему образованию, особенно гуманитарному, как к чему-то такому, что потенциально может способствовать разрушению их веры и общинной культуры. Об этом свидетельствует традиционно низкий в этой среде спрос на высшее светское образование, преимущественная ориентация на заочную форму обучения и особая приверженность к «прикладным» и техническим специальностям. В 1990-е годы много верующих были склонны получать богословское образование в различных духовных семинариях, библейских школах, колледжах и университетах, которые активно появлялись на постсоветском пространстве. Однако в течение последних десяти лет появилось некоторое разочарование и в этом образовании, так как западная богословская парадигма, на которой оно было основано по причине отсутствия своей, национальной парадигмы, достаточно быстро обнаружила свое несоответствие особенностям восточнославянской евангельской культуры. В связи с этим христианские университеты нуждаются в реформировании своей структуры и переоценке своей миссии в соответствии с потребностями и запросами верующих на современном этапе. На выявление этих запросов и потребностей и было направлено это исследование.

      В качестве респондентов в опросе приняли  участие 409 человек, которые являются членами или приближенными различных церквей Донбасского региона. Из них 235 мужчин (57%) и 174 женщины (43%) (этот «гендерный перекос» обусловлен тем, что опрашивался фактически самый активный контингент верующих, почти полностью задействованный в различных видах церковного служения). Средний возраст респондентов – 31,34 года: мужчин - 32,79, женщин – 29,4. Больше 50% опрошенных составляет молодежь от 12 до 30 лет. При этом только около 26% имеют законченное высшее образование. Приблизительно столько же указали, что они – студенты, 25% - относят себя к числу рабочих, 17% - к сотрудникам или собственникам частных предприятий, среди других социальных категорий – врачи, преподаватели, домохозяйки, пенсионеры и др.

   Проведенное социологическое исследование отразило в основном региональную специфику, однако, с определенными оговорками его результаты можно экстраполировать на всю Украину. Согласно данным опроса, подавляющее большинство респондентов (70%) одновременно нуждаются и в светском, и духовном высшем образовании, 26% ответили, что отдали бы предпочтение только духовному образованию, и 2% - только светскому. Около 2% респондентов вообще не испытывают нужды в высшем образовании.

   На  вопрос «что для Вас значит получить высшее образование сегодня?» наиболее популярным был ответ «быть полезным в церкви» (67% ответов, в том числе 66% - мужчин, 70% - женщин), на втором месте – «получить нужные знания» (48%, в том числе 49%-мужчин, 47% - женщин). В среднем 44% респондентов считают, что получить высшее образование  значит «быть полезным в обществе» (42%- мужчин и 46% женщин) и способствует «развитию личности» (40% мужчин, 49% женщин).

   Среди ответов на вопрос «для чего, прежде всего, может быть полезным высшее образование служителю евангельской церкви?», доминировало мнение, что «для благовестия и свидетельства неверующим» (62% ), значительно меньше (28% ) считают, что это может быть полезным «для служения в сфере христианского образования», 25% - «чтобы содержать себя и свою семью» (среди опрошенных мужчин так думают 27%, женщин - 24%),  23% - «для душепопечительства», 21% - «для собственного духовного развития» (мужчин - 17%, женщин - 26%), 18% - «для проповеди верующим» (мужчин - 23%, женщин -12%).  Интересно, что «женская» часть евангельских церквей, которая традиционно только слушает проповеди, а не произносит их, по всей видимости, привыкла считать, что проповедническая деятельность не требует особой интеллектуальной подготовки. В то же время верующие чувствуют в целом возрастание интеллектуального уровня общества, с которым им нужно вести диалог, и это дает им осознание необходимости повышать свой собственный образовательный уровень.  

   Показательным является вопрос о факторах, которые  влияют на выбор верующим высшего учебного заведения, в котором он предпочитал бы учиться. Подавляющее большинство ответили, что больше всего их привлекла бы возможность получить качественные знания (63%), на втором месте по важности – цена обучения (51%, абсолютно одинаково как для мужчин, так и для женщин), на третьем – наличие в вузе нужной респонденту специальности (45%). Заметна заинтересованность верующих в духовно-нравственной репутации вуза (34%). Достаточно важным также является такой фактор, как возможность получить диплом государственного образца – в среднем 25% выборов, причем для женщин этот фактор оказался более важным (29%), чем для мужчин (22%). В числе менее значительных факторов отмечены рекомендации авторитетных людей (15%) и комфортные условия обучения (11%).

   При этом 48% респондентов отдали бы предпочтение заочной форме обучения (51% мужчин и 44% женщин) и 42% - очной (38% мужчин и 48% женщин), остальные выбрали другие формы – вечернюю, дистанционную, комбинированную.

   Абсолютное  большинство респондентов (больше 90%) считает целесообразным предоставить духовным учебным заведениям в Украине возможность выдавать дипломы государственного образца. Около 40% респондентов уверены, что это необходимо для распространения христианской нравственности и духовности в стране (так думают 34% опрошенных мужчин и 47% женщин), 27% считает, что это расширит возможности служения и трудоустройства верующих (это важно для 25% мужчин и 29% женщин), 22% респондентов полагают, что такая реформа позволила бы поднять престиж самих духовных учебных заведений, и около 10% ответили, что пошли бы учиться в такой вуз с большим удовольствием, чем в другие духовные высшие учебные заведения.

   Среди небогословских специальностей, которые были бы наиболее привлекательны для верующих в духовных высших заведениях, респонденты чаще всего избирали психологию и консультирование (48% в среднем, в том числе 43% мужчин и 55% женщин), 26% - педагогику (женщин - 34%, мужчин 20%). 27% - религиоведение (29% мужчин и 24% женщин), 24% - историю (в том числе 31% мужчин и 16% женщин). Менее привлекательны для респондентов оказались журналистика и менеджмент (по 17%), философия и культурология (по 11%). Среди других желаемых специальностей назывались медицина, бухгалтерский учет, юриспруденция, музыкальные специальности. Интересно, что 70% опрошенных заинтересовала бы специальность «религиоведение» в духовном высшем учебном заведении, но, судя по общей логике ответов, эту специальность они понимают больше в связи с историей, а не философией.

   В общем  и целом исследование показало, что у верующих все больше нарастает потребность совмещать богословские знания с практичной специальностью, которая бы позволяла им реализовать себя в профессиональной сфере, не отрываясь от духовного контекста. Именно невозможность получить такое образование ставит их в ситуацию сложного выбора между светским и духовным вузом. В связи с этим для евангельских духовных учебных заведений важно переосмыслить и постепенно изменить парадигму своего развития для того, чтобы быть способными комплексно удовлетворять нужды членов своей конфессии. Но с другой стороны, для этого им необходимо содействие государства, чтобы получить право выдавать признанные государством дипломы, расширяющие возможности трудоустройства для верующих евангельских конфессий.  







Повернутися назад