Cтатья написана в рамках исследовательского проекта Исследовательского центра Евро-азиатской аккредитационной ассоциации «Идеи «Богословия Освобождения» в контексте социально-экономических и политических преобразований на постсоветском пространстве»
Отречение 85-тилетнего папы Бенедикта XVI от римского престола 11 февраля 2013 – это действительно очень знаковое событие. Знаковое не только по той причине, что глава Римо-католической церкви признал, что человек в таком возрасте уже не способен полноценно управлять «кораблем Петра» и не только по той причине, что подобного рода отречения большая редкость в Католической церкви (последнее произошло около 600 лет тому назад). Знаковым оно является и потому, что престол покидает тот, кто в свое время подверг критике идеи Богословия Освобождения. Критическая рефлексия над некогда произнесенным осуждением, вынесенным кардиналом Йозеф Ратцингером (1927-), может и должна войти в новый этап своего развития, особенно на постсоветском пространстве, где мысли представителей латиноамериканского богословия второй половина XX ст. все еще являются исследованными на поверхностном уровне. В то время как на Западе пишутся книги с названиями «Будущее Богословия Освобождения» [Petrella I. The Future of Liberation Theology. An Argument and Manifesto. – London: SCM Press, 2006] и «Богословие Освобождения после конца истории» [Bell D. Liberation Theology After The End of History. The refusal to cease suffering. – London: Routledge, 2001], на постсоветском пространстве до сих пор не переведен, будь-то на русский или на украинский языки, основной труд Богословия Освобождения Theologia de la liberacion/A Theology of Liberation [Gutierrez G., Teologia de La Liberacion, CEP. - 1971 (English translation Theology of Liberation, Orbis, 1973]. Некоторые выдержки из этой уже ставшей классической работы можно найти в сборнике «Социально-Политическое Измерение Христианства» [Гутьеррес Г. Теология Освобождения (отрывки). // С. Лёзов; О Боровая (ред.) Социально-Политическое Измерение Христианства. Избранные теологические тексты XX столетия. - М.: Наука, 1994. - С. 204-213].  

Кардинал Ратцингер, возглавлявший долгое время Congregatio pro Doctrina Fidei (до 1908 года носила название Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции), еще в 1984 году составил и подписал «Инструкцию по некоторым аспектам «Богословия Освобождения»». Одной из задач Конгрегации Доктрины Веры было разоблачение и искоренение ереси в Католической церкви. В 1985 году Ратцингер и Священная конгрегация заставили замолчать францисканского священника и представителя бразильского Богословия Освобождения Леонарда Боффа/Leonardo Boff (1938-). Согласно постановлению, Боффу, одному из главных выразителей идей богословия освобождения, запрещалось читать лекции, публиковать свои статьи и совершать священнические функции в течение года. Его обвиняли в политизации Христа, заигрывании с марксизмом, симпатии к другим формам управления церковью, нежели католическая, неправомерной критике злоупотреблений церкви.

Примерно в то же самое время начинается процесс расследования деятельности основателя Теологии Освобождения перуанского священника Густаво Гутиерреза/Gustavo Gutiérrez (1927). Однако стоит отдать дань уважения и тому, что уже в скором будущем Ватикан занял более-менее терпимую позицию по отношению к Теологии Освобождения. В 1986 году Конгрегация Доктрины Веры отменила свое решение по Боффу и издала, посредством того же кардинала Ратцингера, более терпимую «Инструкцию о христианской свободе» [«Христианская свобода и освобождение. Отрывки из Инструкции Конгрегации доктрины веры» // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990. – C. 226-232]. Тем не менее, и новая «Инструкция» предостерегала священников от участия в политических институциях, оставляя эту прерогативу светским людям [Там же].

Без сомнения, что представители Теологи Освобождения, как и другие богословы, не могут похвастаться идеальным учением. Кардинал Ратцингер в Инструкции настаивал на пути диалога и согласования и был против классовой борьбы и физического, насильнического, революционного устранения противника [«Христианская свобода и освобождение. Отрывки из Инструкции Конгрегации доктрины веры». – С. 231]. Известный англиканский богослов Джон  Милбанк/John Milbank (1952-) критикует представителей Богословия Освобождения за их использование социальной теории, а именно марксизма, как источника, который, не обращаясь к вере в Бога, выводит справедливость из несправедливости, то есть пытается выступать адекватной критической теорией [Milbank J. Theology & Social Theory. Beyond Secular Reason. Second Edition. – Oxford: Blackwell Publishing, 2006. – P. 247]. Другие представители Радикальной Ортодоксии/Radical Orthodoxy считают, что Богословие Освобождения конечно же говорит о правильных вещах, однако оно в конце концов поступает предательски, используя чуждую богословию секулярную социологию и симпатизируя всякого рода гражданским движениям [Shakespeare S. Radical Orthodoxy. A Critical Introduction. – London: SPCK, 2007. - P. 16]. Согласно их точке зрения, именно в наивной надежде на построение справедливого социального общества вне Церкви и заключается просчет латиноамериканского Богословия Освобождения [Bell D. Liberation Theology After The End of History. The refusal to cease suffering. –  London: Routledge, 2001. - P. 70].  

Однако даже если и есть что-то ошибочное в богословии Теологии Освобождения, стоит помнить слова католического теолога, коллеги и жесткого критика Йозефа Ратцингера Ганса Кюнга/Hans Küng (1928-) о том, что «богослов, подобно любому человеку, учится на ошибках, а запрет на ошибку означает запрет на мышление» [Кюнг Г. Церковь. М.: ББИ, 2012. – С. 40]. В своей книге «Церковь» этот опальный богослов говорит о том, что всегда требуется время не только на то, чтобы «отыскать истину», но и на то, чтобы она «взяла верх в церкви над сопротивлением ей» (с. 40). Сам Бофф относительно распространенного 11 марта 1985 года  «Замечания» Конгрегации доктрины веры, касающейся содержания его книги «Церковь: харизма и сила», официально согласился с тем, что его позиции опасные для доктрины веры. Однако он также выразил мнение о том, что поднятые им проблемы требуют все новых размышлений теологов, наряду с верой церковной общины и ее пастырей. Бофф также не считал, что с дисциплинарной точки зрения Ватикан наложил на него какие-то серьезные санкции и продолжил писать [Бофф Л. Заявление // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990. – C. 232].

Идеология Теологии Освобождения в ее латиноамериканском проявлении все еще почти не исследованная тема среди постсоветских теологов, религиоведов и уж тем более философов. Я бы отметил три этапа появление текстов, касающихся Богословия Освобождения. Это тексты, переведенные до Перестройки (имеется в виду государственный период в СССР до 1985 г. – ред.), перестроечный материал и работы двухтысячных годов.

Повышенный уровень заинтересованности по этой теме был особенно проявлен во времена до и во время Перестройки. Это прежде всего было связано с довольно тесным сотрудничеством латиноамериканских теологов с марксисткой идеологией, приверженностью социалистическим идеалам. Уверенностью в необходимости революционного вмешательства и непрекращающейся борьбе классов.

К более ранним работам я бы отнес совместное советско-польское издание «Католицизм 77» [Костиков П. (ред.) Католицизм 77. М.: Издательство политической литературы, 1977]. Нельзя не отметить книгу об испанском священнике Бартоломе де Лас-Касасе (1474-1566), который в свое время осуждал порабощение и насильственное обращение индейцев в христианство и считается предтечей латиноамериканской версии Богословия Освобождения. Материалы по де Лас-Касесу были собраны деятелем атеистической пропаганды, а по совместительству и специалистом по этнографии и истории стран и Латинской Америки, истории Католической церкви в Латинской Америке, Иосифом Григулевичем [Григуревич И. (ред.) Бартоломе де Лас-Касас. К истории завоевания Америки. М.: Наука, 1966; Григулевич И. Мятежная церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972].

Из российских исследователей стоит вспомнить книгу В.И. Добренького и А.А. Радугина [Добреньков В.И. и. Радугин А.А. Христианская теология и революция. М.: Издательство политической литературы, 1990], а также переводы статей братьев Клодовиса Боффа и Леонарда Боффа в сборнике «Религии мира» [Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990]. В малоизвестной на сегодняшний день книге «Революция в церкви» представлена лучшая подборка документов, относящихся к Богословию Освобождения. Документы раскрывают как миссионерскую деятельность тех, кто служит бедным, так и мысли прогрессивно мыслящих христиан о борьбе за человеческие свободы. [Поташинская Н. (ред.) Революция в церкви (Теология Освобождения). Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1990].  Книга «Христианская теология  революция» одна из тех, которая отводит место анализу теологии «освобождения», ее социальным истокам, и перспективам развития [Добреньков].  

В последнее время в некоторых западных учебниках, которые сегодня массово переводятся на русский язык, начала появляться информация энциклопедического характера о Богословии Освобождения. Так, в начале 2000-х гг. на русский язык переведена книга «Бог в XX веке» [Реати Фьоренцо Эмилио. Бог в XX веке. Человек – путь к пониманию Бога. Западное богословие XX века. С-Пб. Европейский дом, 2002]. Здесь богословию, порожденному историей угнетенных, посвящен целый раздел. Автор показывает, что Богословие Освобождения учит нас пониманию того, что богословие – это всегда размышление о вере, исходящее от конкретного пространственно-временного контекста. Ссылаясь на слова Леонардо Боффа, он пишет о том, что «Теология освобождения означает христианское размышление о практике людей (людей вообще и христиан в частности) в свете практики Иисуса и потребностей веры» [Там же - C. 145]. Недавно появившиеся книги черкасского издательства «Коллоквиум» содержат обзорный материал истории, идей и герменевтики теологии Освобождения, который является хорошим трамплином для начинающего исследователя. [«Герменевтика освобождения и постколониальная герменевтика». // Энтони Тисельтон. Герменевтика. Черкассы: Коллоквиум, 2011 – C. 275-299 и «Латиноамериканское богословие освобождения. Имманентность в освобождении.  Богословие освобождения» // Стенли Гренц; Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века. Черкассы: Коллоквиум, 2011. – С. 318-340]. Среди учебников, распространенных в среде протестантских учебных заведений, можно без проблем найти и прочитать обзорный материал о Богословии Освобождения: [«Современные концепции спасения Богословие освобождения» // Миллард Эриксон. Христианское Богословие. Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. - С. 755-758.; «Богословие освобождение» // Алистер Мак-Грат. Введение в Христианское богословие. Одесса: Богомыслие, 1998 – С. 115-117; «Теология Освобождения. Христиане революции». Тони Лейн. Христианское мыслители. Санкт-Петербург: Мирт, 1997. - С. 326-330]. Из украинских источников стоит вспомнить напомнить о книге о. Ярослава Москалика, в которой  наравне с другими христологиями рассматривается и взгляд на Иисуса Христа представителями  Богословия Освобождения (Теології Визволення) [о. Ярослав Москалик. Нарис христологічної доктрини. Львів: Львівська Богословська Академія, 1998. – С. 78-80].

Как бы там ни было, но материала о Богословии Освобождения на постсоветском пространстве мало. На сегодняшний день пока нет даже переведенного систематического учебника этакой осмысленной рефлексии с последующим практическим применением, ориентированного на конкретную аудиторию по этой теме. В то же время периодически в интернете появляются статьи на русском или украинском языках, связанные с тем или иным аспектом Теологии Освобождения. Однако ситуация такова, что современный отечественный исследователь стоит перед необходимостью новых исследований в области Богословия Освобождения с последующей привязкой конкретных практических выводов к ситуации на постсоветском пространстве. Если мы все еще думаем, что мысли Боффа и других леворадикальных христианских мыслителей могут и дальше находиться под запретом будь-то католического папы или протестантского епископа, то мы сильно ошибаемся. «Христос, по словам леворадикальных теологов, призывает нас к обновлению, к радикальному переосмыслению того затруднительного положения, в котором находится человечество, к новой ориентации, в которой нам следует открыться друг другу, природу и богу» [Добреньков. - C. 16].

Закончу напоминанием о том, что в основании Теологии Освобождения лежит новое понимание христианского долга [Коларов Г.; Усов В. Левый радикализм в Латинской Америке: Социально-политические аспектов. Монография. М.: РосНОУ, 2012. - C. 185]. Леонардо Бофф был тем, кто помнил об этом долге всегда, и даже будучи под запретом Ватикана, не забывал о нем никогда, подражая самому Христу, о котором он однажды сказал: «Он приводил окружающих в замешательство, за что и был осужден» [Boff L. Jesus Christ Liberator: D Critical Christology of Our time, trans. Patrick Hughes. Mary Knoll, N.Y.: Orbits, 1978; London: SPCK, 1980. – P. 64-79].

Вот почему, несмотря на критику со стороны Католической церкви, уже в1986 году, в соавторстве со своим братом Клодовисом, Леонардо Бофф публикует новую книгу «Введение в богословие освобождения» [Boff L. and Boff C. (eds.) Introducing Liberation Theology. London: Burns and Oates, 1987].  

Теги: