Religion.in.ua > Богослов'я > Пурим: между светом и мраком – одно мгновение

Пурим: между светом и мраком – одно мгновение


28 02 2010
Пурим: между светом и мраком – одно мгновениеУникальность Мегилы, или «Книги Эстер», заключается в том, что среди всех книг Танаха она единственная не содержит ни единого упоминания имени Бога. Все это заставляет предположить: Пурим символизирует сокрытие Божественного лица. Само имя Эстер связано с еврейским словом «я сокрою», которое встречается в книге Дворим, когда Бог говорит: «Я, конечно, сокрою лик Свой». И тем не менее Пурим – это праздник чуда, то есть праздник раскрытия Божественной воли.

Название праздника Пурим довольно необычно. Во-первых, это не еврейское, а персидское слово, в переводе означающее «жребий» (его бросал Аман, решая, в какой день начать уничтожение евреев). Во-вторых, название праздника  указывает на опасность, с которой евреи столкнулись, а не на их последующее избавление. Кроме того, уникальность Мегилы, или «Книги Эстер», заключается в том, что среди всех книг Танаха она единственная не содержит ни единого упоминания имени Бога. Все это заставляет предположить: Пурим символизирует сокрытие Божественного лица. Само имя Эстер связано с еврейским словом «я сокрою», которое встречается в книге Дворим, когда Бог говорит: «Я, конечно, сокрою лик Свой».


И тем не менее Пурим – это праздник чуда, то есть праздник раскрытия Божественной воли.


Пурим отмечают в четырнадцатый день месяца адар в память о чудесном спасении евреев, живших в необъятной Персидской империи во времена царя Ахашвероша (в русскоязычной транскрипции - Артаксеркс).


История Пурима


Время действия — IV век до н.э., место — древняя Персия. Ассимилированные евреи периода вавилонского плена начали забывать свою Традицию, и Всевышний захотел им тактично об этом напомнить. Узурпатор Ахашверош возвышает Амана и делает его своим первым министром. А тот издает указ: первому министру каждый обязан кланяться. И евреи, как законопослушные граждане, начинают выполнять приказ наряду со всеми подданными царя. И только еврей Мордехай не желает кланяться аманам: только Богу! И за это Аман решает уничтожить всех евреев.


Эта логика пережила его на две тысячи лет. Есть один народ, проникший во все структуры, не соблюдающий государственных законов, — народ, от которого исходит все зло. И правителю страны стоит лишь издать указ, чтобы народ сам отомстил своему врагу. Нет, это не из выступления очередного сегодняшнего лидера. Это всего лишь переведенная на современный язык цитата из Свитка Эстер. С этими-то словами и обратился к царю Ахашверошу один из выдающихся антисемитов древности — всесильный министр Аман. Он бросает жребий (по-персидски — пур, отсюда название праздника), на какое число назначить погром. Не правда ли, удивительным образом история повторяется — снова и снова?


На пиру царь не глядя подписывает приказ Амана об уничтожении целого народа — и теперь это уже закон! Чудом об этом становится известно Мордехаю, и он… собирает еврейских детей (по преданию, 22 тысячи) и начинает обучать их основам Торы! И весь народ в течение года вернулся к еврейству, к традиционному образу жизни, несмотря на смертельную опасность. А царица Эстер, набравшись мужества, пошла к царю (что было не принято) просить за свой народ. И в конце все чудесным образом произошло наоборот: Аман был повешен на дереве, которое он уготовил Мордехаю, царь с той же легкостью издал другой указ (о праве евреев на самооборону), а день, который грозил стать одной из самых траурных дат, стал самым веселым праздником в еврейском календаре!


Обычаи и символы праздника


Карнавал


С давних времен существует обычай наряжаться в Пурим в карнавальные костюмы, изображающие различные персонажи Свитка Эстер и другие. Карнавальные костюмы меняют человека до неузнаваемости, что служит напоминанием о чуде изменения судьбы евреев, происшедшем в Пурим. В Свитке Эстер сказано: …обернулось так, что сами иудеи одолели недругов своих и то был месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник. Этот обычай также напоминает о начале борьбы евреев с далеким предком Амана — Эсавом. Брат Эсава Яаков должен был одеться в одежды Эсава, чтобы получить благословение своего отца Ицхака.


Трещотка


В Пурим полагается трещать трещоткой: этим «инструментом» пользуются, когда читающий Мегилу произносит имя Амана. Ведь Аман был потомком самого большого врага евреев — Амалека, память о котором нам заповедано стереть с лица земли. В знак этого принято заглушать имя Амана при чтении Свитка Эстер.


Уши Амана (гоменташен)


Существует обычай печь в Пурим пирожки с маковой начинкой, напоминающие по форме уши. Эти пирожки называются в народе гоменташен, что в переводе с идиш означает уши Амана. Каббалисты утверждают, что подобно тому, как в пирожке есть видимая часть (тесто) и невидимая (начинка), так и в празднике Пурим есть явные события, описанные в Свитке, и завуалированное участие в них Всевышнего


Заповеди праздника


Чтение Свитка Эстер

Пурим: между светом и мраком – одно мгновение
Вечером и днем в Пурим читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Содержание Свитка напоминает нам о произошедшем чуде, и есть заповедь читать его публично. Таким образом выполняют написанное в Свитке: И дни эти будете вспоминать и отмечать из поколения в поколение… и память о них не сотрется у ваших потомков… Наши мудрецы учат: Как о них вспоминают? Читая Свиток.


Праздничная трапеза


Есть заповедь устраивать в Пурим трапезу, главная отличительная черта которой — веселье. В Свитке Эстер сказано о днях Пурима:


«Дни пира и веселья». В Пурим принято пить вина больше обычного, потому что чудо Пурима связано с вином: царица Вашти была изгнана царем во время пира, когда пили много вина, и вместо нее царицей стала Эстер; также во время пира Эстер сумела убедить Ахашвероша отменить указ об уничтожении евреев. Во время праздничной трапезы нужно давать усладу своему телу в память о физическом спасении евреев в дни Пурима.


Машлоах манот


Каждый еврей должен послать два вида угощений, по меньшей мере, одному человеку, как написано в Свитке: «…посылание яств в дар друг другу». Смысл этой заповеди — в укреплении братства между евреями и в умножении веселья.


Подарки бедным


Существует заповедь давать подарки, по меньшей мере, двум бедным евреям. Подарком могут служить деньги, угощения или любой другой предмет, которому бедняк будет рад. Сказано в Свитке Эстер: «…подарки бедным». Исполнение двух последних заповедей сводит на нет слова Амана: «Есть один народ, рассеянный и разбросанный между народами». Аман хотел подчеркнуть отсутствие единства у евреев. Эстер же сказала Мордехаю: «Иди, собери всех евреев». Мы — единый народ, и эти заповеди подчеркивают глубокую связь между евреями


Пурим в веках


1236 г. Нарбоннский Пурим (21 адара)


Однажды один еврей повздорил с неевреем, торговцем рыбой. Они подрались, и француз умер от побоев. Разъяренная толпа бросилась громить еврейские дома. В довершение ко всем прочим бедам погромщики разграбили библиотеку знаменитого рабби Меира. Но правитель этих мест неожиданно встал на защиту еврейской общины и велел вернуть награбленное. Прежнее место в доме раввина заняли и святые книги.

1380 г. Пурим в Сарагосе (17 и 18 швата)


Произошло это в Арагонском королевстве. Евреи вышли на улицу, чтобы приветствовать короля. Некий выкрест по имени Маркос донес королю, что они несут пустой чехол, без свитков Торы. Это было правдой: евреи не хотели, чтобы святой свиток без нужды покидал синагогу. Но эта правда грозила им гибелью.


Неожиданно во время процессии шамесу синагоги открылся пророк Элияху. Он обещал приподнять чехол и показать королю, что в руках у шамеса настоящий свиток. Так и случилось. Это чудо спасло многих от верной гибели, а предателя казнили. Евреи Стамбула, Измира, Салоник и Иерусалима долгие годы продолжали отмечать день спасения своих предков.

1524 г. Каирский Пурим (28 адара)


Ахмед-паша, правитель Египта, был известным ненавистником евреев. Однажды он приказал арестовать 12 самых известных членов общины и потребовал за них огромный выкуп. Он заявил, что идет в баню, а затем отдаст приказ уничтожить всех евреев в столице, если к тому времени ему не принесут денег…


Произошло чудо: в тот момент, когда султан выходил из бани на улицу, один из его слуг вдруг набросился на него и убил злодея.

1541 г. Алжирский Пурим (4 хешвана)

Пурим: между светом и мраком – одно мгновение
Флот испанского короля Карла V пытался захватить крепость Алжир. Евреям это грозило или смертью, или крещением. Они постились, и стон их молитвы доносился из окон синагог. Вдруг разразилась ужасная буря, и испанский флот погиб. Произошло это в субботу.

1743 г. Пурим в Тверии (4-7 элула)


В тот год город окружили войска Сулеймана-паши. Евреи Тверии поддерживали правителя города, шейха Дейр аль-Амара, и перенесли все муки осады, которая длилась 83 дня. Наконец, 4 элула, ничего не добившись, паша увел свои войска прочь. А через три дня умер. Эти дни стали для евреев днями большого праздника.

Пурим 5713. Смерть Сталина


Те, кто в сознательном возрасте пережили весну 1953 года в России, никогда не забудут эти дни. Разгар дела врачей. Сталинская машина уже почти готова приписать к длинному списку своих подвигов еще одну славную победу. Борьба с безродными космополитами подходила к концу. Известно было, что на запасных путях уже стояли эшелоны, готовые вывезти из городских центров, выражаясь языком Мегилы, один определенный народ и отправить его в Биробиджан.

За железным занавесом евреи всего мира отмечали веселый праздник Пурим. В Нью-Йорке, в центральной синагоге ХАБАДа, шел праздничный фарбренген. Ребе говорил слова Торы. Неожиданно, без всякой связи с предыдущим, Ребе стал рассказывать историю об одном еврее старой России, который, приехав как-то в Петербург по делам, очутился в толпе в тот момент, когда по улице проезжал царь Павел I. Народ, приветствуя царя, громко кричал: Ура! Ура!

Герой рассказа был простым человеком из местечка, плохо понимал русский язык и не знал, что такое ура. Он подумал, что кричат гу ра, означающее он — плохой, и, дабы не выделяться из толпы, стал вместе со всеми громко кричать Гу ра! Гу pa! А через несколько дней царь Павел умер. На него было совершено покушение. Поэтому, — предложил ребе, — давайте и мы сегодня, как тот еврей, вместе прокричим: Гу ра! Присутствовавшие были в полном недоумении. Какая странная история. Почему ребе рассказал ее сейчас? И какое это все имеет значение? Никто ничего не понимал, но ребе просит — и тысячи хасидов и гостей, собравшихся на фарбренген, громко скандировали: Гу pa! Гу pa! Гу ра!
Сталин умер через три дня после Пурима. Удар случился с ним в Пурим…






Повернутися назад