Religion.in.ua > Богослов'я > Благовестие против зловестия

Благовестие против зловестия


7 01 2011
Благовестие против зловестияВ только что ушедшем году, как, пожалуй, никогда ранее, пришлось столкнуться с потоком подмен. Но вот сейчас мы стоим у тех самых Вифлеемских яслей с Богомладенцем. И какими далёкими и несовместимыми с этим образом кажутся маскарад и подмены, в какие бы благочестивые одежды они ни рядились. Есть в празднике Рождества какая-то особая детская радость и всецелая настоящность...

«…и звезда показует Христа, Солнца, погружённым во тьму»

 (стихиры на стиховне, глас 3)

Как замечательно сказал Николас Райт, епископ Даремский, «в день Рождества Бог зажигает свечу. Никто не зажигает свечу в комнате, наполненной солнечным светом. Ее зажигают в темной комнате, и при ее свете можно увидеть, какой там царит беспорядок». И, если задуматься, то можно увидеть, что период, предваряющий Рождество, подобен периоду между погребением и Воскресением. Бог также «отсутствует» на земле, те же пустота и темнота, то же торжество безразличия, злобы и цинизма, которые, кажется, одержали победу… И, вот, среди всего этого мрака появляется свет… Однако, если в Воскресении есть видимый триумф, то Рождество его лишено. Бог приходит на землю в образе простого младенца.

И что же? Без видимого триумфа не нашлось им места в гостинице (Лк. 2:7). Не нашлось места Христу, Истине… Мне представляется, что знаменитое изречение Христово Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6) раскрывается ещё более ясно именно у рождественских яслей. Ведь истина, как младенец, — такая же бесхитростная, без прикрас и драматизации, просто «как есть». Хочешь — прими истину «как есть», а нет — появятся иные «истины», — нечто, что непременно придёт на её место. И приходит… и запросто принимают то, что приходит вместо, и веруют в это.

В только что ушедшем году, как, пожалуй, никогда ранее, пришлось столкнуться с потоком подмен. Веруют люди в брошюрки и «старцев», в «богоносных батюшек» и «верховных судий» спиридонычей, каждому из которых верят несравненно более, нежели, например, любому из апостолов, включая евангелистов… Веруют в платки и валенки, честные канавки и святые чугунки, кровавые наветы и повсеместные заговоры… Хоть и не скажут о том, но веруют именно как в нечто приносящее спасение, притом вполне самодостаточное. «Веруют в церковь», обожествляя её и фактически подменяя ею Бога и воплощая известное: «А Бог? Что ж, о Боге можно тоже поговорить… Но разве в Нём дело?».

Благовестие против зловестия

И вера, и собственное христианство превращаются маскарад и сплошные подмены. Благо-вестие (Евангелие (греч. εὐαγγέλιον) — «благая весть») подменяется зло-вестием. Евангелие – брошюрами сомнительного «но очень святого» происхождения. Весть о радости и апостольский призыв Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь! (Фил. 4:4) забивается призывами к понурости и осуждением всякой радости… Христово заверение Я уже не называю вас рабами, […] Я назвал вас друзьями (Ин. 15:15) подменяется представлением о Боге, как о деспоте-рабовладельце, всегда ищущим повода наказать и осудить. При этом свобода подменяется рабством очередного «непогрешимого» суждения, «свидетельства» или правила, или просто рабством «большинства»; и не услышанным остаётся призыв апостольский не делайтесь рабами человеков (1Кор.7:23). Да и от заповеди Христовой как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12) мало что остаётся; на деле происходит банальное проецирование себя и своих самых тёмных сторон и скверных мыслей на других, приводя к подозрительности, закрытости и надуманным обидам.

Призыв Христов к преумножению талантов, саморазвитию и творчеству — «ибо всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф. 25:29) — на деле объявляется подозрительным и вредным, и подменяется призывом к более глубокому закапыванию талантов — «чтоб не проявилось и ничего не случилось», и прививается паническая боязнь всякого таланта, развития, да и просто мысли. А осуждённый из притчи боящийся раб фактически ставится в пример. Любовь подменяется ненавистью… к иноверным, сектантам, раскольникам, иностранцам, «неправильным» православным, «неправильно» мыслящим, или просто «неправильным» и уж точно ко всем несогласным… и всё это, разумеется, под благочестивым видом «праведного гнева» и «ревности о Бозе». И, вот, уже размером ненависти мерится истинность веры в Того, кто есть любовь (1 Ин. 4:8).

Как заметил однажды о. Александр Шмеман: «Религия именно в силу её обращения к сфере абсолютного может быть источником лучшего и высшего, но также и худшего и низшего в человеке. [...] Религия в своей первосущности есть абсолютизация человеком того, в чём видит он высшую ценность». И, к величайшему сожалению, зачастую происходит абсолютизация маскарада и зла. ХристиЯне с воодушевлением абсолютизируют собственные Я-верования – во что угодно! Порой в самые абсурдные и злые вещи, при этом, чем более абсурдно и мрачно измышление, тем с бóльшим энтузиазмом оно подхватывается. Зло же, при этом, наделяется почти бесконечной силой, а добро представляется немощным и жалким, способным разрушиться от любого неправильного действия или слова. Уж лучше бы и вовсе ни во что не веровали, чем абсолютизировали свои верования, тем более под обложкой христианства, богохульно провозглашая Христа своим сообщником в делах собственной ненависти.

Пожалуй, такой же мрак царил перед приходом Христа на землю… Но вот сейчас мы стоим у тех самых Вифлеемских яслей с Богомладенцем. И какими далёкими и несовместимыми с этим образом кажутся маскарад и подмены, в какие бы благочестивые одежды они ни рядились. Есть в празднике Рождества какая-то особая детская радость и всецелая настоящность. И уютом веет от простых яслей, несмотря на отсутствие элементарных условий и внешний мрак. Быть может, потому и уютно, что там находится Тот, кто есть любовь, и любовь царит в этих яслях. Свет, несовместимый с лицемерием и неискренностью, ненавистью, злобой, грубостью, обидами, подавлением, властвованием… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его! (Ин. 1:5).

Но если мы не доросли до осознания и ощущения присутствия этого Света и любви, и не они заполняют пустоту, то вокруг непременно будет и мрак, и злоба, и неискренность и торжество подмен. Если же в пустоту и тьму погружается Свет, то не будет места подменам, и как говорит ап. Иоанн, «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36), а стало быть, есть надежда на обновление и преображение как внутреннее, так и мира вокруг нас. И об этом очень важно помнить, чтобы обрести такой же уют у себя в жизни, научиться замечать свет, — и в ситуациях, и в других людях, и быть благодарным за тот свет и уют, которые через них приходят в наш собственный мир. Пусть же в жизни каждого из нас будет побольше добрых, светлых и уютных людей, с которыми можно быть уверенными, что ненависть, лукавство и злоба никогда не сумеют победить в их сердце любовь, искренность и доброту. И пусть сейчас Вифлеемская звезда покажет Солнце для каждого, погружённого во тьму. И пусть будет радостное ощущение Присутствия и Света не абстрактно где-то Земле и когда-то в истории, но в собственной жизни и сейчас.

Христос Рождается!






Повернутися назад