ПРОТЕСТАНТИЗМ: КАК ЭТО БЫЛО? ОТ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО КОНТЕКСТА К УКРАИНСКИМ РЕАЛИЯМ

Протестантизм, Protestantism (англ.), — одно из 3-х основных, наряду с католицизмом и православием, течений в христианстве, охватывает многочисленные религиозные практики и вероучения, восходящие к идейно-религиозному движению Реформации, развернувшемуся в Европе в XVI столетии. Первоначально понятие "протестантизм" было связано с заявлением (protestatio лат.) от 19 апреля 1529, с которым немецкие князья (6 курфюстов) и имперские свободные города (14 городов), поддерживавшие Мартина Лютера, выступили против постановления II Шпейерского рейхстага (1 марта — 25 апреля 1579) о повсеместном восстановлении католического богослужения, заявив, что в делах веры и совести невозможно подчиняться решению большинства. Впоследствии протестантами стали называть всех вышедших из повиновения Ватикану.

Протестантизмом называют одно из движений в христианстве, наряду с православием и католицизмом, возникшее в ХVI веке в Европе; часто протестантами называют движения в других религиях, которые предлагают упрощения вероучения и культа. Так, например, караимов иногда называют протестантами в иудаизме. Ницше называли протестантом в философии.


На вопрос, что такое протестантизм, проще всего дать стереотипный ответ: протестантизм возникает как протест против засилья и монополии Католической церкви в духовной и интеллектуальной жизни Европы того периода. В этом контексте обязательно вспоминают Эпоху средневековья: именно в этот период гегемония Католической церкви была абсолютна, и «потому века и средние», что они находятся между «светлой античностью» и «светлым возрождением», которое возвращает нас к светлым идеям античного периода. «Средние» же воспринимались как времена темные и непроглядные. Что означало возвращение к античности? Фактически, это возвращение к идеалам языческой культуры. Идеалы Возрождения были приняты, в том числе, и духовенством, более того, высшим духовенством. Что именно было воспринято? Чувственность и крайнее ее проявление - гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям). Официальный взгляд церкви на чувственные удовольствия не изменился, это и далее считалось грехом, и когда Джон Уиклиф, Ян Гус, Джироламо Савонарола выступили с протестом против тотальной развращенности, и призывали к покаянию, их не только услышали, но они получили широкую поддержку, как в широких массах народа, так и среди духовенства, включая высшее. Однако как только они переходили на критику и обличение конкретных людей, - Папы, епископов, представителей светской власти, фактически сразу же они обвинялись в отступлении от веры. Следующим шагом была критика института церкви, за что следовала самая тяжелая, с точки зрения церкви, санкция – отлучение от церкви. Однако  протест был направлен не против церкви как таковой, а против её неевангельского образа. Церковь должна быть реформирована в соответствии с евангельскими идеалами (отсюда определение данного исторического периода - Реформация), и единственным источником веры и построения Церкви должно быть Священное писание. Фактически, следствием такого протеста являлся разрыв с официальной религиозной традицией.


Английский мыслитель Джон Уиклиф (1320-1384 гг.) первым радикально поставил вопрос реформы церковного устройства и богословия. Церковь, полагал Уиклиф, должна быть бедной, как во времена апостолов. Она есть, прежде всего, собрание верующих, которые перед Богом все равны, и, соответственно, церковная иерархия не имеет некоего особенного духовного статуса. Уиклиф также выступил против монастырей и монашеского способа жизни, поскольку считал монастыри рассадником порока. Однако мыслитель понимал, что реформа церкви не достигнет своего результата, если Священное писание не станет общедоступной книгой. Уиклиф начинает переводить на английский язык Новый завет, его единомышленник, Николай Герфордский, переводит Ветхий завет. Результатом работы является издание в 1382 году перевода Нового завета, в 1384 – Ветхого завета. В последние годы своей жизни Джон Уиклиф полностью порывает с католической церковью. Он  отвергает учение о таинствах пресуществления, соборования, отрицает индульгенции, отвергает культ святых и исповедь перед священником. Абсолютный разрыв с папством ознаменовался тем, что Уиклиф провозгласил Папу Римского прообразом Антихриста.


В этот период призывы к реформам церкви приводили к желанию осуществить их немедленно. Радикализм Уиклифа породил мятежное настроение среди населения, и в 1382 году в Англии разразилась крестьянская война, или, как ее называли,  восстание лоллардов. Протест Яна Гуса привел к гуситским войнам в Чехии. Идеи Мартина Лютера породили тридцатилетнюю войну. Однако стоит отметить, что и Уиклиф, и Гус, и Лютер осуждали такой способ реформы. После восстания лоллардов правительство, аристократия не только отвернулись от Уиклифа, но и пошли против него, осудили его учение, провозгласили его еретиком. От рук инквизиции Уиклифа спасла собственная смерть, но спустя тридцать лет он был осужден на Констанцском соборе в 1415 году. Согласно приговору, его прах был извлечен из земли, сожжен, и развеян над рекой.


Ян Гус (1369-1415 гг.) родился и жил в Богемском королевстве, был последователем Джона Уиклифа. Гус резко обличал разнузданность духовенства, категорически осудил практику индульгенций, симонии, выступил против авторитета церкви и папы римского. Констанцский собор (1414-1418), главной целью которого было восстановление единства католической церкви, позицию Гуса объявил заблуждением, и призвал последнего к отречению от своих взглядов. Результатом отказа Гуса стало провозглашение его еретиком и приговор к сожжению на костре.

Протестантизм: многоликий протестКогда разгорался огонь, одна женщина подошла и подбросила дрова в огонь, веря в то, что это ей зачтется в загробной жизни. Увидев это, Гус воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!), что стало крылатым выражением для определения человека, который пребывает в заблуждении, и не знает об этом. Ян Гус умер, не отказавшись от своих убеждений.


Смерть Гуса, как уже упоминалось, привела к крестьянскому восстанию, не смотря на то, что Гус был категорически против насилия и постоянно об этом говорил в своих проповедях. Однако были и те, которые сохраняли верность идеалам Гуса. Речь идет о Моравских братьях, которые в последующем сыграют свою роль в истории протестантского движения.


Наряду с Уиклифом и Гусом необходимо вспомнить Джироламо Савонаролу (1453 - 1498), человека с подобными идеями и судьбой. Пламенный проповедник, обличающий аморализм граждан Флоренции, духовенства и папы, призывал к обновлению церкви, к возвращению евангельской простоты и чистоты. Сначала Савонарола имел огромную поддержку в своем родном городе, но после от него отвернулись, он был схвачен, повешен, и затем его тело и двоих учеников были сожжены.


Конец ХІV и все ХV столетие прошло под знаком духовного поиска. Призыв религиозных реформаторов воспринимался и шел в широкие массы, но в конце своего пути они оставались одни. Страх перед религиозной санкцией – отлучением, был очень велик и немногие шли до конца.


Существенно изменяется ситуация в начале ХV ст.: религиозный вопрос все чаще подымается в контексте политических игр, экономической выгоды. 31 октября 1517 года, возмущенный продажей индульгенций, священник, монах ордена августиниан Мартин Лютер (1483-1546 гг.) прибил на дверях собора в Виттенберге знаменитые 95 тезисов. Этим действием Лютер стремился к открытой дискуссии по вопросам прощения грехов и спасения. Удивительным образом в первое время этот жест прошел незамеченным папской курией: на тот момент папа был занят выяснением отношений с императором Карлом V. Когда же идеи Лютера овладели массами, уже было поздно что-либо предпринимать. Тезисы Лютера были растиражированы по всей Германии. Суть их сводилась к трем основным направлениям: торговля индульгенциями не санкционирована Священным писанием, не имеет пользы и даже опасна; папа не имеет власти прощать грехи;  церковь не имеет запаса заслуг, якобы ей дарованных Иисусом Христом и святыми, и, соответственно, ей нечем покрывать грехи согрешивших.


Идеи Лютера были поддержаны повсеместно от аристократии до ремесленников. Поддержала его также значительная часть духовенства, в том числе и глава его монашеского ордена. Первое выступление Лютера касалось злоупотреблений в жизни церкви. Эта критика была как бы в рамках церкви (имманентна), то есть исходила из учения самой католической церкви, и относилась, прежде всего, к конкретным людям. Но критика, которая последовала позже, уже касалась догматических и канонических устоев католической церкви: Лютер поставил под сомнение первенство папы и его власть над чистилищем. Затем последовало утверждение, что даже Вселенские соборы ошибались, и потому единственным непогрешимым авторитетом является Священное писание. Лютер начал критиковать «извне», то есть он вывел себя из католической церкви. В октябре 1518г. на имперском сейме состоялась дискуссия Мартина Лютера с кардиналом Каэтаном, который был послан папой для обличения Лютера в ереси. Лютер отверг власть папы, указав на то, что он поступает не по Писанию. Он так же выразил свое отношения к церковным таинствам: само по себе таинство ничего не означает, главное, - привнесенная в него вера, которая и дает таинству спасительную благодать. Такая позиция противоречила точке зрения Католической церкви, которая заключалась в том, что пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа осуществляется во время богослужения, вне зависимости от веры человека. 


В 1519г. в Лейпциге, на знаменитом диспуте с профессором Иоганном фон Экком, Лютер принял учения Яна Гуса и Джона Уиклифа и признал их истинными. В 1520г. за его убеждения был отлучен от церкви, но он публично сжег буллу Льва X, содержащую постановление об отлучении. В том же году он оформляет свои взгляды в трех трактатах: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О Вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». Лютер утверждал, что церковную реформу может и должна осуществлять светская власть. Он выступил против монастырей и монашеского способа жизни, резко выступил против целибата, и, впоследствии, сам женился на бывшей монахине. Кроме того, Лютер высказывался против католической сакраментологии (учении о таинствах), упразднил пять из семи таинств, оставив только крещение и причастие как те, которые установил Иисус Христос, и которые вспоминаются в Евангелии. Лютер сформировал учение о всеобщем священстве, то есть каждый верующий является священником сам для себя в том смысле, что посредством крещения каждый получает возможность общения с Богом, право проповеди и проведения богослужения без посредников. Радикальная интерпретация этого учения проявилась в крестьянском бунте под предводительством Томаса Мюнцера. Последний считал, что реформа церкви должна осуществляться быстро и незамедлительно. Его богословие было очень простым: все бедные – это христиане, богатые – нехристи, и лучшее, что с ними можно сделать, – это физически их уничтожить. Бунт был быстро и жестоко подавлен, многие были казнены. Лютер был глубоко потрясен этим событием, и в последующем он возлагал надежды, связанные с реформацией церкви, только со знатными классами.


Протестантизм: многоликий протестЛютер предложил принцип, гласивший: все, на что нет прямого запрета в Библии, можно оставить в церкви, и потому многое в церковной организации было оставлено от католицизма. Церкви, которые объединились вокруг идей Лютера, позже стали называться лютеранскими. Но многие не хотели останавливаться на этом в реформе церкви, и был выработан иной принцип: что не разрешено Библией, то не дозволено. Именно на основе этого принципа развивались другие реформы церкви.


Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) - лидер швейцарской реформации. Свое учение он обнародовал  в 67 тезисах. Цвингли указывал, что причастие – это не жертва, как учила католическая церковь, а духовное единение человека с Христом и верующими. Еще одной особенностью его учения было то, что крещение человек должен принимать, будучи взрослым, то есть крещение осознавалось как квинтэссенция пути христианина, а не начало пути, как это понималось в католичестве.


Позже по вопросам отношения к государству Цвингли разошелся со своими соратниками – Балтазаром Губмайером, Конрадом Гребелем, Феликсом Манцем. Они считали, что церковь не должна зависеть от государства, а Цвингли полагал, что именно государственная власть должна играть особую роль в реформе. В последствии Конрад Гребель и Феликс Манц стали основателем нового движения в реформации – анабаптизма. Балтазар Губмайер находится у истоков баптизма. Основные идеи анабаптистов, в частности, отказ от крещения детей и отказ от концепции государственной церкви, повлияли на английских сепаратистов, конгрегационалистов, квакеров, баптистов, славянских моравских братьев, трансильванских гуттериан, меннонитов. Анабаптистом называл себя и Томас Мюнцер (1488-1525 гг.), с которым были связаны крайние интерпретации Реформации.


Следует вспомнить еще одного деятеля реформации, Жана Кальвина (1509-1564 гг.), кредо которого заключалось в неукоснительном следовании заповедям Библии. Свои идеи по реформе церкви он пытался осуществить в Женеве. Постулаты Кальвина можно свести к пяти основным положениям:  


1. Грехопадение привело к потере всеми образа и подобия Божиего. Человек  несвободен и грешен даже тогда, когда спасен Богом. Реформатор возражал против учения католической церкви о том, что человек потерял в следствии грехопадения только подобие, а образ остался нерушим


2. Безусловное избрание, предопределение.


3. Ограничение в искуплении: Иисус Христос умер за грехи не всего рода людского, а лишь за избранных.

Протестантизм: многоликий протест

4. Непреодолимая благодать. Человек имеет выбор: он может и не принять благодать.


5. Настойчивость святых. Бог охраняет своих. Спасенный однажды  – спасен в вечности. Если человек теряет веру, то это означает, что она была не истинной.


История возникновения еще одной протестантской церкви, – англиканской, связана напрямую с персональным интересом короля Англии Генриха VIII. Когда Папа не дал очередной развод королю, он решил выйти из-под юрисдикции папской курии, и парламент провозгласил Генриха VIII главой церкви. Эти обстоятельства дали возможность двум реформаторам, Томасу Кранмеру и Томасу Кромвелю, начать изменения государственной церкви Англии. Культовая сторона англиканской церкви представляет собой слепок с римско-католической церкви, но вероучение было принято кальвинистское. Архиепископ Кранмер добился разрешения женитьбы духовенству. При королеве Елизавете І были приняты 39 статей вероисповедания.


Европа постепенно перенимала идеи реформы церкви, католическая церковь все более сдавала свои позиции. После затяжной тридцатилетней войны между католиками и протестантами экономика Европы была полностью уничтожена. Вестфальский мирный договор зафиксировал политическую и религиозную карту Европы. Основной вывод, который был сделан католической церковью, заключался в том, что протестантизм возымел успех только потому, что моральный облик католической церкви на то время был неприглядный. Наличествовало повсеместное нарушение моральных норм и церковной дисциплины. Духовенство, зачастую, вело образ жизни, который не отличался от образа жизни мирян. Среди основных причин упадка оказалось несоответствие фактического положения церкви тому, что устанавливалось в Священном писании: церковь была крупнейшим землевладельцем, епископский сан передавался по наследству, и многое другое. Католическая церковь взяла курс на моральное оздоровление и поднятие церковной дисциплины. Было введено обязательное образование священников, предписывалась обязательная проповедь во время богослужения, в которой должны были освещаться основы вероучения. Поскольку учение протестантских церквей было полностью осуждено, контрпротест католической церкви называют Контрреформацией. На Тридентском соборе новый взгляд на религиозную ситуацию был идейно и институционально оформлен, решения собора помогли католической церкви упрочить свои позиции, прежде всего изнутри, что благотворно повлияло и на внешнее положение.


Итак, можно сказать, что история Европы эпохи позднего возрождения полностью определялась религиозными мотивами. С одной стороны это привело к возникновению протестантских церквей, с другой - повлекло обновление католической церкви. Протестантизм не стал отдельной конфессией, наряду с католицизмом и православием, но направлением в рамках, в которых развивались реформаторские церкви: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм. Каждая из них предложила свое вероучение и культ, но в их основании лежат три принципа, их объединяющие: 1. спасение только верой; 2. авторитет лишь Священного писания; 3. принцип всеобщего священства. Принципиальным отличием баптистской церкви стал отказ от крещения детей (человек должен быть крещен в сознательном возрасте) и отказ от любого влияния государства на церковную жизнь.


Протестантизм сыграл очень важную роль не только в западноевропейской культуре. Идеи реформации повлияли и на украинскую религиозную жизнь: во второй половине XVI – в первой половине XVII ст. на украинских территориях больше всего был представлен кальвинизм. Во второй половине ХІ ст. динамично распространились церкви позднего протестантизма – в основном в южных землях Украины. Однако более детально о времени появления, о динамике развития, о влиянии на религиозную жизнь Украины протестантизма мы поговорим в последующих статьях.

Теги: