Religion.in.ua > Історія > Бахаи: "глобализм" с человеческим лицом

Бахаи: "глобализм" с человеческим лицом


26 11 2009
Бахаи: "глобализм" с человеческим лицомЦентральной идеей веры бахаи, выражающейся в концепции Вечного Завета (постоянного общения Бога с человечеством через Откровение его посланников), является единство (Бога, человечества и религий). Бог, согласно вере бахаи, един (монотеизм) и трансцендентен...

От редактора.

Данная публикация приурочена ко Дню Завета веры Бахаи.

День Завета — праздник единства и преемственности в вере Бахаи. Согласно этой религии Бог время от времени раскрывает Свою волю и промысел через очередного из Своих Явителей. Таким образом, Бог наставляет людей и дает им законы и правила, необходимые на данном этапе развития человечества. В этом и проявляется принцип последовательного откровения.

Этот день связан с Абдул-Баха — сыном основателя веры Бахаи, которого Бахаулла назначил Центром Своего Завета. Иными словами — продолжателем Своего Дела и полномочным толкователем Учения. Абдул-Баха постановил, чтобы его день рождения не отмечали, так как он приходится на День Возвещения Баба (23 мая), который следует посвящать всецело этому событию.

Однако, по просьбе верующих Абдул-Баха учредил праздник День Завета, который посвящен этой замечательной личности.

Бахаи: "глобализм" с человеческим лицомВера бахаи (бахаизм) - одна из религий мира, возникшая в XIX веке в Иране в результате опыта, известного как Откровение Баба и Бахауллы, и тем самым представляющая органическое единство двух религиозных феноменов: баби и необаби (собственно бахаи). Бахаизм широко распространен географически, насчитывает более 6 миллионов последователей  [3].

История.

Контекст

Вера баби возникает в условиях экономического и политического кризиса Персии, сопровождавшегося широким распространением маргинальных религиозных групп, прежде всего, мессианского характера. Обычно такие движения во главу угла ставили идею спасителя Махди, ожидания которого всегда были сильны в эпохи бедствий. В первой половине XIX века одной из таких групп были шейхиты. Это движение было создано шейхом Ахмадом Ахсаи (1744 – 1827). Основной особенностью шейхизма было ожидание появления между людьми и грядующим Махди посредника, которого они называли Баб (араб. «Врата»).


Термин «Баб» как символ неких мистических ворот в исламе не был новым, однако имел другие значения. Так, в суфизме «Баб» – это двери мистического познания, через которые можно осуществить воссоединение души с Богом. У исмаилитов – одна из высших ступеней тайной организационной иерархии, духовный лидер, посвященный в батин, то есть сокровенное эзотерическое знание. 2 января 1844г. умер лидер шейитов Казим Решти, в результате чего движение распалось. Большинство шейхитов стало баби, то есть последовало за посещавшим их школу Али-Мухаммадом Ширази, известном как Баб [2].

Вера баби

Основателем нового движения стал сейид Али-Мухаммад (1819 – 1850 гг.). Он родился в Ширазе 20 октября 1819 года. Его отец торговец Мухаммад-и Рида умер около 1826г., поэтому мальчика воспитывал дядя хаджи мирза Саид Али. Али-Мухаммад получил обычное для его сословия образование. В 17 лет Али-Мухаммад перебрался в портовый город Бушир к дяде по отцовской линии, где занимался торговлей и проявил глубокую набожность. В 1840г. он на два года отправился в занявшее около года паломничество по святым местам шиитов в Ираке, где и встречается с шейхитами.


23 мая 1844г. Али-Мухаммад объявил себя Махди (это событие называется Декларация Баба).


Первых 18 своих  последователей Баб назвал «Буквами Живого». Отправив их проповедовать о приходе Махди, сам Али-Мухаммад отправился в паломничество в Мекку и Медину. Там его Декларация не вызвала большого интереса.


В июле 1845г. Баб вернулся в Шираз и сразу был арестован, поскольку его ученики добавили его имя в молитвы, что вызвало беспорядки. Кроме того, строки из «Каййум-уль-Асма», которые ученики Баба мулла Садик-и Хорасани и Куддус публично читали, были восприняты как отказ от власти шаха. За это Садик и Куддус подверглись наказанию как еретики. После допроса Баб был отпущен под поручительство дяди и обязательство публичного отказа от статуса Баба. Отречение состоялось в мечети Масджид-и Вакил, однако Али-Мухаммад построил свою речь так, что она допускала возможность снова проповедовать о себе как Мессии.


 К 1846г. количество последователей Баба значительно увеличивается и включает в себя известных богословов, в результате чего его снова арестовывают, однако разразившаяся в день ареста эпидемия чумы в Ширазе позволила Али-Мухаммаду избежать заключения и перебраться в Исфахан, губернатор которого Манучир Хан симпатизировал молодому религиозному лидеру. После смерти Манучир Хана Баб был арестован в Тебризе и заключен в крепостях провинции Азербайджан Маку (июль 1847 – апрель 1848) и Чихрик (апрель 1848 – июнь 1850). В Маку Баб написал свой центральный текст «Байан» («Изложение»), в котором были изложены основы его учения, кардинально порывавшие с исламом. После расправы над общиной баби в форте Табарси в Зенджане, Нейризе, Мазендеране происходят вооруженные конфликты между баби и мусульманами, вошедшие в историю как жестоко подавленные «бабидские восстания» 1848 – 1852 гг. После начала Зенджанского восстания (13 мая 1850 г.) Баба переводят в Тебриз (19 мая). 27 мая вспыхивает Нейзризский бунт, и визирь мирза Таги Хан принимает решение о казни Баба, которая состоялась 9 июля 1850 г. на площади в Тебризе [2].

В отличие от различных мессианских движений шиитского ислама, баби воспринимали свое вероучение как новую религию. Центральный текст Баба «Байан» («Изложение») содержит в себе заповеди, обсуждение ряда религиозных концептов и провозглашение грядущего пророка («Того, кого проявит Бог»). Многие баби принимали участие в антифеодальных восстаниях 1848 – 1852 гг. в Персии, закончившихся поражением восставших, репрессиями и ссылками (преимущественно в Оттоманскую империю, особенно на о. Кипр).

Учение Баба сложно назвать всеохватывающей религиозной системой. Его тексты представляют собой преимущественно комментарии к Корану, молитвы и проповеди. Сам Баб рассматривал «Байан» как незавершенный текст, который будет дополнен грядущим посланником Бога. Космологические, этические, культовые представления Баба необходимо реконструировать, исходя из отдельных его поступков или отрывков работ. В значительной степени учение баби представляет собой чистую эсхатологию, проповедь о грядущем пророке, о «Том, Кого явит Бог» в контексте развития учения о Божественном Единстве.


В теологии Баб делал акцент на Единстве Бога, который совечен миру и познать которого можно только через его посланников.


В космологии ключевым аспектом веры баби стало выделение Бабом в развитии вселенной последовательно сменяющих друг друга эпох («даура»), каждая из которых представляет собой более высокую ступень развития, чем предыдущая. Каждой эпохе соответствуют свои законы (которые даются людям посланниками Бога), теряющие силу с приходом новой эры.  Свое время Баб считал «междуцарствием», то есть временем, когда законы ислама уже не действуют, а новые еще не введены, т.к. это будет осуществлено «Тем, Кого явит Бог».


В социально-этическом аспекте своего учения Баб достаточно далеко ушел от традиционной мусульманской нравственности. Во главу угла он ставил принцип единства, призывал к братской любви и учтивости, целомудрию и воздержанию, провозгласил принцип равенства мужчин и женщин (разрешил им не носить чадру), законопослушания и ненасилия, поощрял предпринимательскую деятельность.


В культовом аспекте Баб выступал за упрощение обрядности, дал своим последователям новый календарь – Бади, состоявший из 19 месяцев. Баби также сменили направление молитвы с Мекки на дом Баба в Ширазе [2].

Вера бахаи

Период Бахауллы.

 После казни Баба в 1850-60-х гг. XIX века в связи с различной интерпретацией текстов Баба происходит раскол движения баби на бахаи (последователи Бахауллы) и азали (сторонники Субх-и-Азаля). Большинство баби последовало за Бахауллой, и фактически движение баби органично трансформировалось в движение бахаи. Часть баби, не признавшие ни азали, ни бахаи, сегодня известны как «люди Бейана». Баби и азали на данный момент крайне малочисленны и не имеют организационных структур.

Бахаи: "глобализм" с человеческим лицомБахаулла (мирза Хусейн-Али-и-Нури (1817 – 1892) родился в Тегеране 1817г. в семье одного из министров шаха. В 1844г. присоединился к движению баби и стал одним из его ярких лидеров, был заключен в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль (где, согласно вероучению бахаи, у него было Откровение), затем находился в ссылке в Багдаде, после чего два года провел в отшельничестве в пустыне Сулеймания. В 1863г., перед отправлением из Багдада в ссылку в Константинополь, Бахаулла объявил себя тем, о пришествии кого говорил Баб.


После Константинополя Бахаулла был отправлен в Адрианополь, а затем, в 1868 году, в крепость Акка (Палестина).  После смягчения тюремного режима перебрался в Бахджи, где  умер от лихорадки и похоронен в 1892г.

Период Абдул-Баха.

После смерти Бахауллы, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его сын Аббас Эффенди, известный как Абдул-Баха (1844 – 1921). Небольшая группа бахаи во главе с мирзой Мухаммадом-Али-Накизином не признала Абдул-Баха в качестве лидера и выделилась в движение так называемых унитарианских бахаи.


В 1908 году в связи с младотурецкой революцией Абдул-Баха был амнистирован, в 1911 – 1913 гг. совершил ряд поездок в Египет, Западную Европу и США. В 1920г. получил звание рыцаря Британской империи.  В 1921г. на 67 году жизни умер во время сна.

Период Шоги Эффенди.

После смерти Абдул-Баха, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его внук Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957), вошедший в историю движения бахаи как Хранитель Веры. Часть бахаи не признало в качестве лидера Шоги Эффенди, создав еще несколько альтернативных групп, таких как свободные бахаи, реформистские бахаи, Общество новой истории мирзы Ахмеда Сахраба, движение Сущности веры бахаи Джона Кэрри. В период Шоги Эффенди осуществляется перевод ряда писаний Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык и активное распространение веры бахаи по всему миру.

Период Всемирного Дома Справедливости.

После смерти Шоги Эффенди в 1957г. от азиатского гриппа до избрания в 1963г. коллегиального органа управления Всемирного Дома Справедливости движение бахаи фактически возглавляли так называемые Десницы Дела Божьего. Шоги Эффенди не назначил наследника, однако часть бахаи избрала Чарльза Мэсона Ремея вторым Хранителем, однако затем раскололась еще на несколько групп (ортодоксальные бахаи, движение сердца веры бахаи и др.).  Как Всемирный Дом Справедливости, так и Ч. Ремея не признала группа, известная как движение пяти старейшин.


С 1963г. движением бахаи руководит находящийся в Хайфе (Израиль) Всемирный Дом Справедливости, состав которого последний раз был переизбран в 2008 году. 

Вероучение

 В качестве «Символа веры» бахаи можно рассматривать текст декларационной карточки, которую подписывают желающие вступить в общину бахаи. В частности, в ней указывается вера в Бахауллу как Явителя Бога, Баба как Предтечу Бахауллы и Абдул-Баха как Центра Завета Бахауллы, а также принятие обязательства соблюдать священные принципы Бахауллы.


Центральной идеей веры бахаи, находящей выражение в концепции Вечного Завета (постоянного общения Бога с человечеством через Откровение его посланников), является единство (Бога, человечества и религий). Бог, согласно вере бахаи, един (монотеизм) и трансцендентен (сущность его непознаваема, узнать о нем можно только через его посланников – Явителей). Явителями бахаи считают Моисея, Авраама, Кришну, Зороастра, Иисуса Христа, Будду, Мухаммада, Баба и Бахауллу. Концепция Вечного завета является не столько синкретичной (смешением), сколько эклектичной (соединением отдельных элементов). Под единством религий подразумевается не идея объединения религиозных движений в одно (бахаи нейтрально относятся к экуменизму), а их общий источник (Бог) и сущностное единство фундаментальных принципов (при этом утверждается эволюция культовых и социально-этических аспектов религии, которые Бог дает через своих посланников для каждой эпохи). В силу принципа единства человечества бахаи можно назвать глобалистами в позитивном понимании этого слова.


В число основных принципов вероучения входит также самостоятельный поиск истины каждым верующим, равенство мужчин и женщин, отказ от всех видов предрассудков (религиозных, расовых, классовых, политических), необходимость всеобщего вспомогательного языка, устранения крайних форм бедности и богатства, гармонии науки и религии, всеобщего образования.


Этика бахаи носит преимущественно социальный характер (ключевой идеей является построение «нового мирового порядка» на принципах духовности) и предъявляет к верующим высокие моральные требования. Писания бахаи регламентируют множество аспектов человеческой жизни от личной гигиены до политической деятельности. Например, существуют запреты на употребление алкоголя, наркотиков, участие в политических партиях, внебрачные сексуальные связи, предписывается законопослушание, отказ от насилия.

Культ

В вере бахаи отсутствует священство, обрядовая сторона сведена к минимуму. Основу практики составляют ежедневное чтение писаний и молитва, участие в религиозных праздниках (имеется свой собственный календарь Бади, состоящий из 19 месяцев), соблюдение поста (19 дней в году). Принятие веры бахаи (не моложе 15 лет), обряды вступления в брак, похороны предельно просты. Культовые сооружения представлены Всемирным центром в Хайфе (гробница Баба, административные здания и Сады бахаи, которые с 2008 года внесены в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО), храмами на всех континентах, а также множеством центров бахаи примерно в 180 странах.

Административная система

Административная система бахаи представлена находящемся в Израиле Всемирным Домом Справедливости (высший орган), Национальными и Местными Духовными Собраниями, а также назначаемыми ветвями администрации (Советники и др.). На национальном и местном уровне управление деятельностью осуществляется коллегиально девятью лицами, избранными всеми членами общины старше 21 года прямым голосованием и без предвыборной кампании.

Тексты

 Центральные священные тексты веры бахаи – «Байан» Баба, «Китаб-и-Акдас» («Наисвятая книга»), «Китаб-и-Иган» («Книга несомненности») Бахауллы. Множество первоисточников бахаи хранится в архиве Всемирного центра в Хайфе.

Бахаи на постсоветском пространстве

 К моменту переворота 1917г. в Российской империи проживало около миллиона бахаи, которые построили в Ашхабаде первый в мире храм бахаи (затем был поврежден землетрясением и снесен в 1963г.). Общины бахаи существовали примерно в 14 городах России, включая Москву, однако были практически полностью уничтожены в 1930-е гг. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. происходит возрождение организационных структур бахаи, которые сегодня официально существуют во всех странах СНГ (общая численность их составляет около 10 000 человек) [2].

Украина

О бахаи в Украине до конца 1980-х также не сохранилось никакой информации. Возможно, веру бахаи исповедовал первый переводчик книги Бахауллы «Сокровенные слова» на эсперанто украинский писатель Васиилий Яковлевич Ерошенко (1890 – 1952), в честь которого названа одна из улиц во Львове. В 1990 году молодежная группа бахаи из США и Канады «Day Star» посетила Украину, после чего в Украине появились первые бахаи. В том же году уже было создано Духовное Собрание бахаи Киева, что говорит о том, что в украинской столице было уже больше 9 бахаи. В Украине общины бахаи официально зарегистрированы с 1999 года, на сегодняшний день насчитывают около 1000 человек примерно в 70 населенных пунктах [1, с. 88]. Украина является одной из стран постсоветского пространства, где движение бахаи и академическое бахаиведение развиваются наиболее активно.

Источники:
1. Литвинчук В. Вера бахаи в странах СНГ // // Религиозность в изменяющемся мире [Текст]: сб. материалов I Междунар. зим. Религиовед. шк., г. Волгоград, 28 янв. – 3 февр. 2008 г. / ГОУ ВПО «ВолгГУ», Совет молодых ученых; редкол.: О. И. Сгибнева (отв. ред.) [и др.]; [вступ. сл. ректора ВолГУ, пред. Ком. По науке, образованию, культуре и внеш. связям Волгогр. обл. Думы, д-ра экон. наук, проф. О. В. Иншакова]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 79 – 90.
2. Материалы сайта Relig.Info.
3. Релігійна панорама. №6 (10), 2001. С. 68.





Повернутися назад