Religion.in.ua > Історія > Бахаи: "глобализм" с человеческим лицом
Бахаи: "глобализм" с человеческим лицом26 11 2009 |
От редактора. Данная публикация приурочена ко Дню Завета веры Бахаи. День Завета — праздник единства и преемственности в вере Бахаи. Согласно этой религии Бог время от времени раскрывает Свою волю и промысел через очередного из Своих Явителей. Таким образом, Бог наставляет людей и дает им законы и правила, необходимые на данном этапе развития человечества. В этом и проявляется принцип последовательного откровения. Этот день связан с Абдул-Баха — сыном основателя веры Бахаи, которого Бахаулла назначил Центром Своего Завета. Иными словами — продолжателем Своего Дела и полномочным толкователем Учения. Абдул-Баха постановил, чтобы его день рождения не отмечали, так как он приходится на День Возвещения Баба (23 мая), который следует посвящать всецело этому событию. Однако, по просьбе верующих Абдул-Баха учредил праздник День Завета, который посвящен этой замечательной личности.
История. Контекст Вера баби возникает в условиях экономического и политического кризиса Персии, сопровождавшегося широким распространением маргинальных религиозных групп, прежде всего, мессианского характера. Обычно такие движения во главу угла ставили идею спасителя Махди, ожидания которого всегда были сильны в эпохи бедствий. В первой половине XIX века одной из таких групп были шейхиты. Это движение было создано шейхом Ахмадом Ахсаи (1744 – 1827). Основной особенностью шейхизма было ожидание появления между людьми и грядующим Махди посредника, которого они называли Баб (араб. «Врата»).
Вера баби Основателем нового движения стал сейид Али-Мухаммад (1819 – 1850 гг.). Он родился в Ширазе 20 октября 1819 года. Его отец торговец Мухаммад-и Рида умер около 1826г., поэтому мальчика воспитывал дядя хаджи мирза Саид Али. Али-Мухаммад получил обычное для его сословия образование. В 17 лет Али-Мухаммад перебрался в портовый город Бушир к дяде по отцовской линии, где занимался торговлей и проявил глубокую набожность. В 1840г. он на два года отправился в занявшее около года паломничество по святым местам шиитов в Ираке, где и встречается с шейхитами.
В отличие от различных мессианских движений шиитского ислама, баби воспринимали свое вероучение как новую религию. Центральный текст Баба «Байан» («Изложение») содержит в себе заповеди, обсуждение ряда религиозных концептов и провозглашение грядущего пророка («Того, кого проявит Бог»). Многие баби принимали участие в антифеодальных восстаниях 1848 – 1852 гг. в Персии, закончившихся поражением восставших, репрессиями и ссылками (преимущественно в Оттоманскую империю, особенно на о. Кипр). Учение Баба сложно назвать всеохватывающей религиозной системой. Его тексты представляют собой преимущественно комментарии к Корану, молитвы и проповеди. Сам Баб рассматривал «Байан» как незавершенный текст, который будет дополнен грядущим посланником Бога. Космологические, этические, культовые представления Баба необходимо реконструировать, исходя из отдельных его поступков или отрывков работ. В значительной степени учение баби представляет собой чистую эсхатологию, проповедь о грядущем пророке, о «Том, Кого явит Бог» в контексте развития учения о Божественном Единстве.
Вера бахаи Период Бахауллы. После казни Баба в 1850-60-х гг. XIX века в связи с различной интерпретацией текстов Баба происходит раскол движения баби на бахаи (последователи Бахауллы) и азали (сторонники Субх-и-Азаля). Большинство баби последовало за Бахауллой, и фактически движение баби органично трансформировалось в движение бахаи. Часть баби, не признавшие ни азали, ни бахаи, сегодня известны как «люди Бейана». Баби и азали на данный момент крайне малочисленны и не имеют организационных структур.
Период Абдул-Баха. После смерти Бахауллы, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его сын Аббас Эффенди, известный как Абдул-Баха (1844 – 1921). Небольшая группа бахаи во главе с мирзой Мухаммадом-Али-Накизином не признала Абдул-Баха в качестве лидера и выделилась в движение так называемых унитарианских бахаи.
Период Шоги Эффенди. После смерти Абдул-Баха, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его внук Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957), вошедший в историю движения бахаи как Хранитель Веры. Часть бахаи не признало в качестве лидера Шоги Эффенди, создав еще несколько альтернативных групп, таких как свободные бахаи, реформистские бахаи, Общество новой истории мирзы Ахмеда Сахраба, движение Сущности веры бахаи Джона Кэрри. В период Шоги Эффенди осуществляется перевод ряда писаний Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык и активное распространение веры бахаи по всему миру. Период Всемирного Дома Справедливости. После смерти Шоги Эффенди в 1957г. от азиатского гриппа до избрания в 1963г. коллегиального органа управления Всемирного Дома Справедливости движение бахаи фактически возглавляли так называемые Десницы Дела Божьего. Шоги Эффенди не назначил наследника, однако часть бахаи избрала Чарльза Мэсона Ремея вторым Хранителем, однако затем раскололась еще на несколько групп (ортодоксальные бахаи, движение сердца веры бахаи и др.). Как Всемирный Дом Справедливости, так и Ч. Ремея не признала группа, известная как движение пяти старейшин.
Вероучение В качестве «Символа веры» бахаи можно рассматривать текст декларационной карточки, которую подписывают желающие вступить в общину бахаи. В частности, в ней указывается вера в Бахауллу как Явителя Бога, Баба как Предтечу Бахауллы и Абдул-Баха как Центра Завета Бахауллы, а также принятие обязательства соблюдать священные принципы Бахауллы.
Культ В вере бахаи отсутствует священство, обрядовая сторона сведена к минимуму. Основу практики составляют ежедневное чтение писаний и молитва, участие в религиозных праздниках (имеется свой собственный календарь Бади, состоящий из 19 месяцев), соблюдение поста (19 дней в году). Принятие веры бахаи (не моложе 15 лет), обряды вступления в брак, похороны предельно просты. Культовые сооружения представлены Всемирным центром в Хайфе (гробница Баба, административные здания и Сады бахаи, которые с 2008 года внесены в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО), храмами на всех континентах, а также множеством центров бахаи примерно в 180 странах. Административная система Административная система бахаи представлена находящемся в Израиле Всемирным Домом Справедливости (высший орган), Национальными и Местными Духовными Собраниями, а также назначаемыми ветвями администрации (Советники и др.). На национальном и местном уровне управление деятельностью осуществляется коллегиально девятью лицами, избранными всеми членами общины старше 21 года прямым голосованием и без предвыборной кампании. Тексты Центральные священные тексты веры бахаи – «Байан» Баба, «Китаб-и-Акдас» («Наисвятая книга»), «Китаб-и-Иган» («Книга несомненности») Бахауллы. Множество первоисточников бахаи хранится в архиве Всемирного центра в Хайфе. Бахаи на постсоветском пространстве К моменту переворота 1917г. в Российской империи проживало около миллиона бахаи, которые построили в Ашхабаде первый в мире храм бахаи (затем был поврежден землетрясением и снесен в 1963г.). Общины бахаи существовали примерно в 14 городах России, включая Москву, однако были практически полностью уничтожены в 1930-е гг. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. происходит возрождение организационных структур бахаи, которые сегодня официально существуют во всех странах СНГ (общая численность их составляет около 10 000 человек) [2]. Украина О бахаи в Украине до конца 1980-х также не сохранилось никакой информации. Возможно, веру бахаи исповедовал первый переводчик книги Бахауллы «Сокровенные слова» на эсперанто украинский писатель Васиилий Яковлевич Ерошенко (1890 – 1952), в честь которого названа одна из улиц во Львове. В 1990 году молодежная группа бахаи из США и Канады «Day Star» посетила Украину, после чего в Украине появились первые бахаи. В том же году уже было создано Духовное Собрание бахаи Киева, что говорит о том, что в украинской столице было уже больше 9 бахаи. В Украине общины бахаи официально зарегистрированы с 1999 года, на сегодняшний день насчитывают около 1000 человек примерно в 70 населенных пунктах [1, с. 88]. Украина является одной из стран постсоветского пространства, где движение бахаи и академическое бахаиведение развиваются наиболее активно. Источники:1. Литвинчук В. Вера бахаи в странах СНГ // // Религиозность в изменяющемся мире [Текст]: сб. материалов I Междунар. зим. Религиовед. шк., г. Волгоград, 28 янв. – 3 февр. 2008 г. / ГОУ ВПО «ВолгГУ», Совет молодых ученых; редкол.: О. И. Сгибнева (отв. ред.) [и др.]; [вступ. сл. ректора ВолГУ, пред. Ком. По науке, образованию, культуре и внеш. связям Волгогр. обл. Думы, д-ра экон. наук, проф. О. В. Иншакова]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 79 – 90. |