Religion.in.ua > Історія > Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем

Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем


22 04 2011
Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над СпасителемУчаствуя в 2009 г. в сезонных археологических раскопках на горе Сион под руководством известного британского археолога Саймона Гибсона, мне посчастливилось из первых уст услышать рассказ об обнаружении монументальных ворот с остатками большого двора... Это означает, что предложенный в XIV в. католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути с отправной точкой, находящейся в крепости Антония, ставший сегодня традиционным, является неточным...

Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе, расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнес: «Се Человек!» (Ин. 19:5).

Гиды, путеводители, а иногда даже сами паломники и туристы обладают информацией о том, что многие «остановки» имеют только символическое значение ничего общего, не имея с исторической действительностью. Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo - это фрагмент триумфальной арки императора Адриана воздвигнутой в 135 г. по Р.Х., Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa - это не что иное как римская мостовая Элии Капитолины (Иерусалим II в.). Подземные гроты, обустроенные в качестве камер с плоскими возвышениями - на самом деле, в прошлом, были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Иисуса Христа под стражу и назвала «Заточением Христовым» и т.д.

Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем

Протоиерей Олег Скнарь с участниками экспедиции

Дело в том, что ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые якобы согласовывались, по их мнению, с евангельским повествованием и именно эти «остановки» стали основными составляющими Via Dolorosa – «Скорбного Пути», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте  разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

Может быть, тот факт, что мамлюкские и османские правители использовали уцелевшие фрагменты крепости для проведения судов, и подтолкнул к мысли  францисканцев  о том, что именно здесь и располагалась евангельская Претория Пилата, где также происходил суд над Христом.

Современная археология предлагает довольно серьезные аргументы в пользу того, что содержание под стражей, суд римского прокуратора, бичевание, а также вынесение смертного приговора произошли совершенно в другом месте Иерусалима.

Итак, согласно евангельскому повествованию, суд над Иисусом Христом действительно происходил в Претории (греч. πραιτωριον; лат. pretorium) – служебной резиденции римского наместника.

Во время земной жизни Христа Спасителя, в Иерусалиме было две точки, контролируемые римским военным контингентом: это, действительно, крепость Антония и дворец Ирода Великого с казармами для солдат.

Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем

Место раскопок около Сионских врат отмечено стрелкой на макете Иерусалима времен Иисуса Христа

(нажмите для увеличения)

Вряд ли было возможно, чтобы судебный процесс происходил в крепости Антония, как и вообще нахождение здесь римского прокуратора.  Благодаря археологическим исследованиям основания крепости, установлено, что сама цитадель, скорее всего, имела форму башни (90м х 40м), возвышающейся над Храмовой горой, и использовалась она римлянами, главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательный пункт, откуда было удобно следить за действиями богомольцев. Помещения крепости были слишком тесными, чтобы служить одновременно и резиденцией правительственных чиновников и штабом с казармами для военного контингента легионеров.

В настоящее время в научном мире нет сомнений, что дворец Ирода Великого собственно и был резиденцией римского наместника, а следовательно, евангельской Преторией, в которой и был осужден Спаситель.  Территорию дворца защищала мощная система укреплений с тремя высокими башнями (Гиппикус, Фазаэль и Мариамна). Сегодня паломники и туристы посещающие Старый город Иерусалима могут видеть массивное основание одной из башен, османская надстройка над которой получила название מיגדל דוד  [Migdal David] «Башня Давида».

По всей видимости, после грандиозного и величественного Иерусалимского Храма дворец Ирода был самым поразительным строительным сооружением Иерусалима с обширными садами и примыкающими военными казармами.

Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем

При описании дворца и его крепостных укреплений Иосиф Флавий сообщает о так называемых Вратах Ессеев, через которые можно было попасть в частную зону дворца Ирода Великого. Именно эти Ворота Ессеев были обнаружены во время археологической экспедиции в 1970-х гг. израильским археологом Маген Броши.

Участвуя в 2009 г. в сезонных археологических раскопках на горе Сион под руководством известного британского археолога Саймона Гибсона, мне посчастливилось из первых уст услышать от Саймона (он был в составе экспедиции М. Броши) рассказ об обнаружении монументальных ворот с остатками большого двора, расположенного между двумя крепостными стенами. Именно они и были индифицированы как Врата Ессеев.

По словам Саймона Гибсона, эта находка очень хорошо согласуется с описанием места суда над Спасителем в евангельском повествовании от Иоанна Богослова: «Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа» (Ин. 19:13). Действительно, в вышеупомянутом раскопе было обнаружено возвышение и платформа со ступенями, которая, по всей видимости, и обозначена в Евангелии как Лифостротон - «каменный помост».

Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем

С Патриархом Иерусалимским Феофилом III

Что касается «судилища», опять же, у Иосифа Флавия есть любопытное место в «Иудейской войне», в котором он описывает суд прокуратора Кассия Флора происходивший во дворце Ирода по случаю начала в Иерусалиме возмущений 66 г.: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел». Этот фрагмент перекликается с «судейским местом», упоминаемым в Евангелии от Матфея (Мф. 27:19).

Из евангельского повествования от Иоанна Богослова мы можем сделать вывод, что Претория, где происходил суд над Христом, была отдельным сооружением, расположенным рядом со дворцом с примыкающими камерами для заключения.

По мнению Саймона Гибсона, обнаруженные археологами в 1970-х гг. хорошо защищенные Ворота Ессеев с внутренним двором, совершенно соответствуют описанию места римского трибунала как у Иосифа Флавия, так и у евангелистов. Несмотря на то, что возведены они были при Ироде для частного входа через Преторию во дворец, это не исключает возможности проведения общественных мероприятий внутри ворот и в большом дворе между стенами. Это место было идеальным для оглашения указов и проведения открытых процессов. Контролировать собравшихся здесь было легко благодаря тому, что этот участок был хорошо защищен. Суд в воротах, вероятно, тщательно охранялся римскими солдатами из казарм Претория. Народ, который мог быть допущен для наблюдения за процессом, мог эмоционально реагировать на какие-то фрагменты течения суда, но физически был бессилен что-либо предпринять. По окончании дела, вероятнее всего, людей, пришедших на процесс, выставляли за внешние ворота под внимательным присмотром тяжеловооруженных римских солдат, которые располагались на прилегающих башнях. По всей видимости, Спасителя после судебного процесса, на котором Он был приговорен к смертной казни, отвели вновь в темничную камеру Претория и именно оттуда Господь начал Свой путь к Голгофе.

Это означает, что предложенный в XIV в. католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути с отправной точкой, находящейся в крепости Антония, ставший сегодня традиционным, является неточным по отношению к тому, который проходили благочестивые паломники в Византийский период.

Поразительно, но создается впечатление, что богомольцы в Византийский период знали, что Претория находилась рядом с дворцом Ирода Великого, т.к. в то время маршрут Крестного пути Христа был действительно другим: из Гефсимании он пролегал вокруг города к дому Кайафы на горе Сион, затем к дворцу царя  Ирода, где предполагалось расположение Претории Пилата, и наконец к Храму Воскресения.

Крепость Антония или Ворота Ессеев? О месте, где проходил судебный процесс над Спасителем

Следовательно, мы можем не без оснований предполагать, что евангельская Претория и Врата Ессеев с внутренним двором, упоминаемым в Евангелии: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию…» (Мк.15:16), есть одно и то же место, в котором и произошел суд римского прокуратора над Сыном Человеческим.






Повернутися назад