Religion.in.ua > Інтерв'ю > Ильхан Сезгин об образовательном процессе в вере бахаи

Ильхан Сезгин об образовательном процессе в вере бахаи


9 07 2014
Ильхан Сезгин об образовательном процессе в вере бахаиВ Днепропетровске нам удалось поговорить об особенностях образовательного процесса в общинах бахаи с членом Континентальной Коллегии Советников доктором Ильханом Сезгиным (Турция).

Во время Зимней школы бахаи (январь 2013 г.) в Днепропетровске нам удалось поговорить об особенностях образовательного процесса в общинах бахаи с членом Континентальной Коллегии Советников (в прошлом – официальный представитель Всемирного Дома Справедливости, сокращенно – ВДС) доктором Ильханом Сезгиным (Турция).

– В вере бахаи существуют три стадии образовательного процесса: учебные кружки, детские классы, подростковые группы. Можем ли мы сказать, что эти стадии выработаны в соответствии с возрастом «студентов»?


– В первую очередь это связано с возрастом. Потому что любой возраст имеет разные степени понимания предмета, разные степени восприятия. Это точно так же, как новорожденному ребенку дают молоко, которое потом уже не будет ему нужно. Точно так же определенная степень понимания каких-то абстрактных вещей – она меняется в зависимости от возраста. Например, для детского образования бахаи сегодня есть 3 книги, но вообще это последовательность из 6 курсов. Вскоре появится еще 3 новых курсов – над ними ведется работа. То же самое касается подросткового образования: общее количество курсов – 18, на сегодняшний день выходит 9-й. Такая же ситуация с учебными кружками: сейчас задействовано 8 курсов, планируется выход курса для семьи и курса на социальные действия, которые еще в разработке.


– Какие цели обучения бахаи?


– Во-первых, мы говорим о том, что это образование не только для бахаи, но и для всего человечества. Не имеет разницы, к какой религии мы принадлежим. Важно то, чего мы пытаемся достичь. Поскольку мы знаем, что у каждого человека есть душа, которая нуждается в преобразовании, постольку мы можем изменить общество в целом. Для строения нового мирового порядка, о котором мы говорим (глобальная цель учения Бахауллы, основателя веры бахаи – Ч.Я.), необходима новая раса людей. И эта новая раса людей подразумевает не новый цвет кожи человека или какие-то другие физиологические данные – тела остаются неизменными. Речь идет о новом понимании, которое люди приобретают в процессе образования. Благодаря процессу образования меняется наше восприятие, меняется наш язык – он становится более возвышенным, более обогащенным. Концепции, которые мы на сегодняшний день иногда не понимаем или они находятся в состоянии разрушения, приобретут новое глубокое понимание, они станут более ценными, важными. Также изменятся сердца людей. Появится новое отношение к управлению, к руководству и лидерству. Все это приводит к строению нового мирового порядка.


– То есть в контексте образования бахаи мы можем говорить об образовании как инструменте для распространения принципов веры бахаи в мире?


– Не просто к расширению веры бахаи, а также и строительства новой системы.


– Существуют термины «религиозное образование» и «теологическое образование». Для бахаи актуально только религиозное образование?


– В образовании бахаи на самом деле используется новый подход к образованию. Оно включает в себя как религиозное образование, так и образование научное, а также и определенные новые теологические идеи. Люди, которые проходят подготовку на образовательных уровнях бахаи, говорят о том, что на курсах рассматриваются научные моменты, которые подаются в материалах очень просто. Другие «студенты» наоборот говорят, что в материалах образовательных курсов бахаи очень много религиозности. Это некий новый подход к образованию, которое включает в себя синтез разных подходов, которые основаны на религиозных идеях. Также здесь много концепций духовного, которые помогают пониманию концепции души наделенной разумом. В образовании бахаи духовность и наука, знания соединяются вместе, как единое целое. Само название – вера бахаи (мы не говорим религия бахаи) говорит о том, что это вера в то, что все знания, которые отправляет Бахаулла, – это духовные, религиозные знания. Но при этом любой ученый, который с ними знакомится, всегда приходит к выводу, что они имеют научную основу.


– Если вернутся к теологическому образованию в более узком понимании – это образование для служителей культа. Но у бахаи нет служителей культа. Есть ли альтернативы такого образования: например, специальное образование для координаторов?


– В вере бахаи одно крыло человечества – это религия, другое крыло – это наука. Человечество не может лететь только на одном крыле: оно либо попадает в трясину материализма, либо в другую крайность, религиозную. И поэтому подходы, которые используются в вере бахаи к образованию, включают некую теологическую основу, которая использует научные подходы. У нас нет священнослужителей, нет людей, которые получают зарплату за выполнение своей работы. При этом члены общины выполняют служение. Мы служим как внутри самой общины, так и за ее пределами. Мы не получаем за наше служение заработной платы, у бахаи нет таких постов, которые после их получения сохраняются до конца жизни. Каждый год другие люди могут выполнять разные виды служения. Каждому дается возможность служения как привилегия служить, а не возможность зарабатывать деньги.


– Есть ли другие специальные виды обучения для бахаи?


– Например, любое образование, которое появляется в общине бахаи, касается абсолютно всех членов общины. Однако, если некоторые члены общины будут заниматься, к примеру, координацией определенного вида деятельности, – мы хотим от них, чтобы они понимали некоторые вещи лучше или более глубже. Скажем, письмо от Всемирного Дома Справедливости, которое мы изучали во время Зимней школы (февраль 2013 г.), адресовано для всех членов общины без исключения. Но для тех людей, которые занимаются координацией этих видов деятельности, проводятся дополнительные встречи, на которых они глубоко изучают то же самое письмо. Но не существует какого-то разделения, какие материалы будет изучать один или другой член общины.

Зимняя школа бахаи в Днепропетровске. Д-р Сезгин - в центре первого ряда

– В письмах ВДС описан момент экспериментов с разными типами систем преподавания на начальных стадиях: курсы в центре города, система преподавания на расстоянии, выездные курсы, институтские кампании, учебные кружки. Почему бахаи используют столько способов обучения?


– Эти разные виды преподавания разрабатывались для того, чтобы дать большему количеству людей пройти это образование. Т.е. образовательные материалы одинаковые, однако есть области, которые удалены и там немного бахаи, в сравнении с центрами, где очень крепкие общины и работа ведется прямо на месте. Это стратегия предоставления возможности людям получить образование.


– Почему в Украине Днепропетровск выбран площадкой накопления опыта для подросткового движения?

– Система образования бахаи такова, что площадка по накоплению опытом может возникнуть в любой местности. Главное это те обстоятельства, которые окружают эту программу, или отклик, который эта программа получает в данной местности. Например, начинает действовать образовательная программа для подростков и именно в этом городе обнаруживается много людей, подростков, которые откликаются на эту программу. Так, в Днепропетровске есть три района, на которые мы обращаем основное свое внимание. Один из них Приднепровск. Там множество молодежи, которая просто горит желанием, чтобы ними занимались. Там много подростков, которые хотели бы сами участвовать в этой программе. В определенных местностях ярко расцветает такая необходимость – проведение занятий. С другой стороны, когда появляется спрос, тогда вырастает предложение, начинают концентрироваться кадровые возможности. Это естественный процесс, когда с одной стороны готовы ресурсы, чтобы делать, с  другой стороны есть отклик местности. Этот процесс может возникнуть в любом другом городе, где тоже может быть создана площадка.


– Что означает термин «децентрализация образования», о котором говорится в текущем пятилетнем плане Всемирного Дома Справедливости?

– Площадка, на которой приобретается опыт, появляются ресурсные люди – т. е. люди, которые работают с образовательными курсами. Затем такие ресурсные люди разъезжаются на периферии и начинают работать там. Цель – взращивать местные ресурсы, потому что управление из большого центра не столь эффективно в сравнении с тем, когда местные люди занимаются изменением своей собственной жизни. Из центра по-прежнему будут приезжать и помогать при необходимости. Почему произошло разрушение многих старых политических или административных систем в мире? Причиной этому ситуация, когда управление направлялось с единого центра, где не доверяли людям проявлять свои собственные таланты. Бахаи говорят наоборот: мы должны дать возможность получить образование всем. Для этого предназначены дистанционные курсы, с помощью которых люди будут сами менять свою собственную жизнь. Никто не должен это делать вместо них. То же самое касается и экономики: когда есть общее управление сверху, тогда появляется прослойка богатых людей, а все остальные остаются за пределами богатства. Когда же людям дается возможность творчески думать и созидать, они начинают развивать свои способности, в том числе развиваться экономически.


– В образовательной системе бахаи особым образом выделяется Институт Рухи, но существуют ли другие похожие образовательные программы для бахаи?

– Если описать картину в общем, у нас есть Институт Рухи, который проходят все. Но есть ответвления от основной программы Института Рухи. Например, подростковые группы, социальные действия, детские классы. Эти ответвления могут использовать другие материалы, которые не созданы Институтом Рухи. К примеру, автором таких материалов может быть Институт глобального процветания. В этом случае программа будет похожей, но в любом случае будут использованы другие подходы.


– Нет ли взаимозаменяемых курсов обучения для бахаи? Например, одна из общин не хочет проводить курсы Института Рухи и хочет его заменить таким же, но другим курсом.


– Существует две стратегии развития образовательного процесса в общинах. С одной стороны это программы Института Рухи, через который будут проходить все желающие, а с другой – это та группа населения, которая не имеет желания изучать материалы Рухи. Тогда для них мы используем другие материалы. Например, мы будем изучать книги бахаи, будем изучать вместе Писания, будем проводить для них углубления и разрабатывать другие материалы, основываясь на Писаниях. Использовать можно и другие подходы: домашние и молитвенные встречи. Вовсе не обязательно следовать только материалам Института Рухи.


– Какое обоснование последовательности курсов Института Рухи?


– Причина общепринятой последовательности курсов Института Рухи она основана на опыте, которому более 30 лет. Это построение понимания процессов шаг за шагом. Мы начинаем с простого уровня. С каждым следующим уровнем знания, которые приобретают участники, усложняются. Эти материалы находятся постоянно в процессе разработки. Даже в самих печатных материалах всегда написано «Материал в стадии разработки». Существует международная коллегия, которая собирает информацию, опыт, вопросы, которые возникают при работе с материалами Рухи. Затем происходит обсуждение, после которых выдаются определенные руководства к содержанию курсов. Институт Рухи – это не фундаментальная структура, которую невозможно изменить. В зависимости от того, как будет развиваться человечество в целом, эта структура может изменятся: одни курсы могут добавляться, другие – убираться, направлять в другую сторону и т.д. Существует мнение, что в 2044 году, когда бахаи будут праздновать 200-летие декларации Баба, может быть уже так много бахаи, что не нужны будут курсы начального понимания, потому что у людей уже появится это понимание. Будут другие нужды. Естественно, появятся и другие образовательные материалы.


– Т.е. образование бахаи будет постепенно меняться с развитием времени, истории человечества?

– Совершенно верно. Шоги Еффенди – Хранитель веры – говорил в своих документах о том, что в 2044 году вера бахаи выкристаллизуется в глазах общества. Она станет сиять в глазах общества.

Фото Facebook.

Второе фото предоставлено автором статьи.






Повернутися назад