Religion.in.ua > Публікації > Врубель и Киев

Врубель и Киев


12 10 2011
Врубель и КиевК сожалению, мало, кто знает, что главнейший и самый светлый период творчества Врубеля – это его киевский период. 7 октября в Национальном музее русского искусства открылась выставка работ Михаила Врубеля под названием “Врубель и Киев”. Такие выставки проходят там, начиная с 1976 года, приблизительно каждые 5 лет. Все, кто может и хочет – пойдите, посмотрите. Не обращайте внимания на то, что сотрудники музея, мягко говоря, не всегда приветливы. Какие бы препятствия не встали на вашем пути – преодолейте их и пойдите смотреть Врубеля - еще и еще.
7 октября в Национальном музее русского искусства (Киев, ул. Терещенковская, 9) открылась выставка работ Михаила Врубеля под названием “Врубель и Киев”. Такие выставки проходят там, начиная с 1976 года, приблизительно каждые 5 лет. Все, кто может и хочет – пойдите, посмотрите. Не обращайте внимания на то, что сотрудники музея, мягко говоря, не всегда приветливы. Какие бы препятствия не встали на вашем пути – преодолейте их и пойдите смотреть Врубеля - еще и еще.

 

Врубель и Киев

Автопортрет. 1885

“… Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских…”

Пушкин

К сожалению, мало, кто знает, что главнейший и самый светлый период творчества Врубеля – это его киевский период. Именно в Киеве он сформировал свой стиль, определил свой путь в искусстве, создал единственные в жизни сакральные монументальные работы – росписи Кирилловской церкви, Софийского и Владимирского соборов.

Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Отец его был поляком, мать происходила из старинного шляхетского татарского рода Басаргиных. Она умерла, когда Мише было 3 года. Отец вскоре женился вторично, но мачеха так и не смогла стать матерью для осиротевших детей, и маму Врубелю заменила сестра Аня. Аня заботилась о нем всю жизнь – опекала в детстве (хотя разница между ними была всего в 1 год), по возможности посылала ему в Киев деньги и теплые вещи; помогала его жене ухаживать за ним во время болезни.

В 1864 году Миша Врубель стал заниматься рисованием в студии при Обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. Позднее семья переехала в Одессу, где мальчик с отличием окончил Ришельевскую гимназию. В 1874 году, по настоянию отца, Михаил Врубель поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Едва окончив его в 1880 году, он тут же поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1882 году Врубель попал под руководство Павла Петровича Чистякова, школа которого ключевым образом повлияла на индивидуальную изобразительную технику художника.

 

Врубель и Киев

Сошествие Святого Духа. Кирилловская церковь. 1884 г.

Тем временем еще в 1860 году во время ремонтных работ в Кирилловской церкви в Киеве стали смывать побелку, в результате чего обнаружились фрески ХІІ в. В 1880-х годах профессор Адриан Викторович Прахов начал в храме реставрационные работы. Вскоре он понял: для того, чтобы справиться с восстановлением фресок, ему нужен художник, который был бы грамотным стилистом. В поисках такого художника Прахов обратился к Чистякову. Тот рекомендовал ему Врубеля. В апреле 1884 года художник приехал в Киев.

Прахов познакомил его с византийским искусством, о котором до того Михаил Александрович, взращенный на суровых принципах классицизма, не имел никакого понятия. Византия его покорила, наложила отпечаток на все его дальнейшее творчество как монументалиста, декоратора, иллюстратора.

 

Врубель и Киев

Ангелы с лабарами. Кирилловская церковь. 1884 г.

Первой его работой в Киеве стала фигура архангела Гавриила на столбе северной части Кирилловской церкви. От первоначальной фигуры остался один контур, нанесенный стилосом на штукатурку. Врубель заполнил его красками, придерживаясь канонов византийской живописи. Получилось совершенно так, как будто роспись никуда не исчезала. Позднее Врубель создал росписи "Вход Господень в Иерусалим", "Успение Богородицы" и еще 150 эскизов восстановления утраченных фрагментов живописи.

Самой грандиозной работой Михаила Александровича в тот период стало “Сошествие Святого Духа” – работа, расположенная на хорах храма. Оригинальная роспись на этом участке свода была полностью уничтожена временем. И тут во всей мощи проявился талант Врубеля. Читатель! Вдумайся в следующие слова: без картонов, без эскизов – он создал грандиозную монументальную композицию. В ликах апостолов угадываются черты современников Врубеля. Не верьте тем, кто говорит, будто художник писал апостолов с пациентов богоугодного заведения. Это не так. Он писал их с представителей интеллигенции и духовенства Киева, с которыми общался во время своего пребывания в нашем городе.

Врубель и Киев

Надгробный плач. Кирилловская церковь. 1884 г.

Там же, на хорах, он создал композицию "Ангелы с лабарами", образы Соломона, Моисея. “Ангелов с лабарами” изобразить было весьма непросто. Пространство капеллы, где находится роспись, крайне тесное. Поэтому художнику пришлось, стоя на лесах, сначала сделать верхнюю часть ангелов, а потом, лежа в самой неудобной позе, дописывать нижнюю часть композиции. Когда леса сняли – он сам удивился тому, насколько точно совпали две половины работы.

Иконы из иконостаса — Спасителя, Богородицы, Святых Кирилла и Афанасия — были созданы Врубелем в 1854-1855 годах в Венеции, где он одновременно изучал сакральные произведения старых мастеров.

Последней работой, сделанной художником в Кирилловской церкви, стал “Надгробный плач”. Cтоя пред ней, спустя годы, он скажет: “Вот, в сущности, то, к чему я должен был вернуться”.

Также художником были созданы фигуры трех ангелов в главном куполе Софии Киевской. Читатель, оставляю здесь место загадке. Если ты еще не обращал внимания на эту роспись – сделай это в следующий раз. Четыре ангела – четыре времени года. Один – мозаичный, остальные – выписаны под мозаику Врубелем. Попробуй угадать, где – мозаика, а где – кисть Врубеля.

В 1887 году художником были созданы также эскизы к росписям Владимирского собора. Однако они настолько выбивались из общего ритма работ других художников, работающих над оформлением храма, что не были утверждены к исполнению. Таким образом, во Владимирском соборе был осуществлен только один проект художника – орнаменты. Прочие эскизы остались в Киеве, и теперь являются украшением коллекции произведений художника. А жемчужина ее – “Девочка на фоне персидского ковра” – была создана в 1886 году.

Добрая половина работ художника, хранящихся в киевском музее русского искусства – это зарисовки из альбомов мастера, эскизы, наброски, среди которых – множество сюжетов домашней жизни семьи А.В. Прахова, в чей дом Врубель был постоянно вхож.

Врубель и Киев

Богоматерь с Младенцем. Кирилловская церковь. 1884-1885 гг.

Михаил Врубель уехал из Киева 1889 году. Но не раз сюда возвращался. Здесь похоронил сына. Здесь думал над своей жизнью.

Что еще сказать о нем… Был он добрым, порядочным, кристально чистым и очень несчастным человеком. Константин Коровин назвал его как-то серафимом. Серафим этот знал себе цену, но от этого еще тяжелее переживал свою непризнанность.

Был франтом, аккуратистом, аристократом. Был прост с простыми людьми, и терпеть не мог хамов – с ними становился подчеркнутым снобом. Как пророчество звучит его фраза: “Хамство, энергия безвкусного глупца погубят страну”.

С детства был очень галантен с девочками, девушками, женщинами. Поэтому девочки обожали с ним играть. Но все, в кого он был влюблен взрослым, кроме жены – были, как правило, предметом платонических чувств. Он был рыцарь и поклонялся дамам сердца.

Никогда не был признан. Всегда был гоним. Страдал от этого и болел, потому что был раним.

Пока не женился – практически всегда бедствовал, потому что был щедр, а люди часто злоупотребляли его добротой. Его жена, выдающаяся певица Надежда Ивановна Забела, как она сама писала, “деньги у него все отбирала”, и таким образом наладила быт. С женой были самые нежные отношения – она пережила его всего на три года.

Врубель и Киев
 

Девочка на фоне персидского ковра (портрет мани Дахнович). 1886 г.

Как художник он был непревзойден. Обладал феноменальной зрительной памятью – мог точно изобразить предмет, или человека, один только раз мельком его увидев. Современники, видевшие его за работой, говорили, что рука у него был “железная” – штриховал и клал мазки четко и твердо. Работы свои не ценил и не копил. Делая зарисовки, редко доводил их до конца. Ощущая, что достиг совершенства на данном участке работы, нередко терял к ней интерес и оставлял неоконченной.

К сожалению, до нынешнего дня не утихают неприятные обсуждения душевной болезни Врубеля. Развитие компьютерных технологий лишь усугубило ситуацию – интернет наполняется псевдо-мистическими, «глубокомысленными», нередко – неумными рассуждениями на эту тему. Дабы упредить вопросы и не попасть под обвинения в недомолвках, скажем так. Его болезнь не была ни одержимостью, ни слабоумием. Это было психическое расстройство, связанное с причинами физиологического характера – художник страдал сильными головными болями, а в конце жизни потерял зрение. Как правило, он был способен контролировать себя в периоды обострений, ощущал приближение очередного приступа и сам обращался к врачам. Болезнь была его горем, потому что он хорошо осознавал, что именно с ним происходит. И еще. Заболел он в 1902 году. И не раньше.

Его не стало 1 апреля 1910 года. Гроб несли те самые члены Академии художеств, которые в свое время подвергали художника убийственной критике. “Убийственной” – в данном случае не аллегория. Священник над его гробом произнес слова, которые можно считать квинтэссенцией жизни Врубеля: “Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, ибо ты был работником”.

Полный список работ, представленных на действующей выставке в Национальном музее русского искусства:

  1. Натурщица в обстановке ренессанса. 1883

  2. Одесский порт. 1885

  3. Портрет Е. А. Праховой за пяльцами. 1883

  4. Пейзаж с тополями. 1885

  5. Две гондолы. 1885

  6. В мастерской художника в Венеции. 1885

  7. Памятник кандотьеру Бартоломео Калеоне. 1885

  8. Натурщик. 1882-1883

  9. Деталь китайской парчи. 1886

  10. Старинный персидский ковер. 1886

  11. Старинная китайская парча. 1886

  12. Деталь персидского ковра. 1886

  13. Индийский орнамент. 1886

  14. Восточный танец. 1887

  15. Молочник (майолика)

  16. Мужской портрет. 1886

  17. Девочка на фоне персидского ковра. 1886

  18. Восточная сказка. 1886

  19. Портрет Э. Л. Праховой. 1884

  20. Тополя. 1884

  21. Под красным зонтиком. 1884

  22. Полевые цветы. 1884

  23. «Ходим мы к Арагве светлой». 1885

  24. «То было раннею весной». 1885

  25. Натюрморт с гипсом «ркопожатие». 1885

  26. Портрет О. А. Праховой. 1885

  27. Голова пророка. 1885

  28. Дама в ротонде. Конец 1870-х – начало 1880-х

  29. Портрет ребенка из семьи Вессеней. Конец 1870-х – начало 1880-х

  30. Портрет В. Вессень. Конец 1870-х – начало 1880-х

  31. Портрет В. Света. Конец 1870-х – начало 1880-х

  32. Портрет писателя В. Кинга (Дедлова). 1884-1885

  33. Портрет Е. А. и Э. Л. Праховых. 1884-1885

  34. Портрет А. Ф. Кистяковского. 1885

  35. Автопортрет. 1885

  36. Печорин на диване. 1889

  37. Автопортрет с гитарой. 1885

  38. В концерте. 1887

  39. Портрет Э. Л. Праховой. 1884-1885

  40. Портрет Е. и О. Праховых. 1885.

  41. Портрет О. Д. Замирайло за швейной машинкой. 1888

  42. Г. Н. Котов на маскараде. 1886

  43. Автопортрет. 1886

  44. Голова египтянки (майолика). 1889

  45. Портрет С. И. Мамонтова (карндаш). 1891-1892

  46. Портрет. В. А. Серова. 1885

  47. Портрет Б. Эдвардса. 1885

  48. Портрет А. В. Прахова (дремлет). 1885-1886

  49. Портрет композитора Э. Эспозито. 1896

  50. Портрет М. Ф. Ершовой. 1885

  51. портрет С. Г. Мондрыки. 1880

  52. Портрет Е. Праховой. 1885-1886

  53. Портрет А. Мурашко. 1884-1885

  54. Портрет Г. И. Котова в мастерской художника в Венеции. 1884

  55. Портрет Д. М. Менделеева. 1884-1885

  56. Портрет художника С. Гайдука. 1884-1885

  57. Портрет Н. И. Мурашко. 1885

  58. Портрет Е. к. Мурашко. 1884

  59. Портрет Е. Ф, Ершовой с книгой. 1885

  60. Маргарита. Конец 1870-х – начало 1880-х

  61. Фауст и Мефистофель. Конец 1870-х – начало 1880-х

  62. Бегония. 1886-1888

  63. Белая азалия. 1886-1888

  64. Белая азалия с листьями. 1886-1888

  65. Белая азалия. 1886-1888

  66. Белый ирис. 1886-1888

  67. Орхидея. 1886-1888

  68. Розовая азалия. 1886-1888

  69. Красная азалия. 1886-1888

  70. Роза красная. 1886-1888

  71. Шиповник. 1885-1886

  72. Листики бегонии. 1886-1887

  73. Белые пионы и другие цветы. 1893

  74. Пионы, персидские ромашки и анютины глазки. 1887

  75. Цветы в синей вазе. 1886-1887

  76. Цветы. Мотив к росписи. 1887

  77. Гелиотроп и незабудки. 1887

  78. Барвинок. 1886-1887

  79. петуньи. 1885-1886

  80. Сошествие Святого Духа (эскиз для Владимирского собора). 1887

  81. Пророк. 1887

  82. Голова Богородицы. 1884

  83. Голова Христа (эскиз для кирилловской церкви). 1884

  84. Христос. 1887

  85. Христос. 1887

  86. Рабочий блокнот художника (раскрыт на странице с рисунком «По небу полуночи ангел летел»). 1884-1885

  87. Богородица. 1884

  88. Гефсиманский сад. 1887

  89. Моление о чаше. 1887

  90. Демон стоящий. 1900-е

  91. Голова Демона. 1890-1891

  92. Два ангела. 1900

  93. Демон поверженный. 1891

  94. Надгробный плач (эскиз для Владимирского собора; черная акварель) . 1887

  95. Надгробный плач (эскиз для Владимирского собора, вариант 2, акварель). 1887

  96. Надгробный плач (эскиз для Владимирского собора, вариант 3, акварель, цвет.) . 1887

  97. Надгробный плач (эскиз для Владимирского собора, вариант 4, акварель, цвет.). 1887

  98. Воскресение Господне. 1887

  99. Ангел с кадилом и со свечой. 1887

  100. Оранта. 1888






Повернутися назад