Religion.in.ua > Публікації > Врубель и Киев
Врубель и Киев12 10 2011 |
К сожалению, мало, кто знает, что главнейший и самый светлый период творчества Врубеля – это его киевский период. 7 октября в Национальном музее русского искусства открылась выставка работ Михаила Врубеля под названием “Врубель и Киев”. Такие выставки проходят там, начиная с 1976 года, приблизительно каждые 5 лет. Все, кто может и хочет – пойдите, посмотрите. Не обращайте внимания на то, что сотрудники музея, мягко говоря, не всегда приветливы. Какие бы препятствия не встали на вашем пути – преодолейте их и пойдите смотреть Врубеля - еще и еще. 7 октября в Национальном музее русского искусства (Киев, ул. Терещенковская, 9) открылась выставка работ Михаила Врубеля под названием “Врубель и Киев”. Такие выставки проходят там, начиная с 1976 года, приблизительно каждые 5 лет. Все, кто может и хочет – пойдите, посмотрите. Не обращайте внимания на то, что сотрудники музея, мягко говоря, не всегда приветливы. Какие бы препятствия не встали на вашем пути – преодолейте их и пойдите смотреть Врубеля - еще и еще.
Автопортрет. 1885 “… Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских…” Пушкин К сожалению, мало, кто знает, что главнейший и самый светлый период творчества Врубеля – это его киевский период. Именно в Киеве он сформировал свой стиль, определил свой путь в искусстве, создал единственные в жизни сакральные монументальные работы – росписи Кирилловской церкви, Софийского и Владимирского соборов. Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Отец его был поляком, мать происходила из старинного шляхетского татарского рода Басаргиных. Она умерла, когда Мише было 3 года. Отец вскоре женился вторично, но мачеха так и не смогла стать матерью для осиротевших детей, и маму Врубелю заменила сестра Аня. Аня заботилась о нем всю жизнь – опекала в детстве (хотя разница между ними была всего в 1 год), по возможности посылала ему в Киев деньги и теплые вещи; помогала его жене ухаживать за ним во время болезни. В 1864 году Миша Врубель стал заниматься рисованием в студии при Обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. Позднее семья переехала в Одессу, где мальчик с отличием окончил Ришельевскую гимназию. В 1874 году, по настоянию отца, Михаил Врубель поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Едва окончив его в 1880 году, он тут же поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1882 году Врубель попал под руководство Павла Петровича Чистякова, школа которого ключевым образом повлияла на индивидуальную изобразительную технику художника.
Сошествие Святого Духа. Кирилловская церковь. 1884 г. Тем временем еще в 1860 году во время ремонтных работ в Кирилловской церкви в Киеве стали смывать побелку, в результате чего обнаружились фрески ХІІ в. В 1880-х годах профессор Адриан Викторович Прахов начал в храме реставрационные работы. Вскоре он понял: для того, чтобы справиться с восстановлением фресок, ему нужен художник, который был бы грамотным стилистом. В поисках такого художника Прахов обратился к Чистякову. Тот рекомендовал ему Врубеля. В апреле 1884 года художник приехал в Киев. Прахов познакомил его с византийским искусством, о котором до того Михаил Александрович, взращенный на суровых принципах классицизма, не имел никакого понятия. Византия его покорила, наложила отпечаток на все его дальнейшее творчество как монументалиста, декоратора, иллюстратора.
Ангелы с лабарами. Кирилловская церковь. 1884 г. Первой его работой в Киеве стала фигура архангела Гавриила на столбе северной части Кирилловской церкви. От первоначальной фигуры остался один контур, нанесенный стилосом на штукатурку. Врубель заполнил его красками, придерживаясь канонов византийской живописи. Получилось совершенно так, как будто роспись никуда не исчезала. Позднее Врубель создал росписи "Вход Господень в Иерусалим", "Успение Богородицы" и еще 150 эскизов восстановления утраченных фрагментов живописи. Самой грандиозной работой Михаила Александровича в тот период стало “Сошествие Святого Духа” – работа, расположенная на хорах храма. Оригинальная роспись на этом участке свода была полностью уничтожена временем. И тут во всей мощи проявился талант Врубеля. Читатель! Вдумайся в следующие слова: без картонов, без эскизов – он создал грандиозную монументальную композицию. В ликах апостолов угадываются черты современников Врубеля. Не верьте тем, кто говорит, будто художник писал апостолов с пациентов богоугодного заведения. Это не так. Он писал их с представителей интеллигенции и духовенства Киева, с которыми общался во время своего пребывания в нашем городе. Надгробный плач. Кирилловская церковь. 1884 г. Там же, на хорах, он создал композицию "Ангелы с лабарами", образы Соломона, Моисея. “Ангелов с лабарами” изобразить было весьма непросто. Пространство капеллы, где находится роспись, крайне тесное. Поэтому художнику пришлось, стоя на лесах, сначала сделать верхнюю часть ангелов, а потом, лежа в самой неудобной позе, дописывать нижнюю часть композиции. Когда леса сняли – он сам удивился тому, насколько точно совпали две половины работы. Иконы из иконостаса — Спасителя, Богородицы, Святых Кирилла и Афанасия — были созданы Врубелем в 1854-1855 годах в Венеции, где он одновременно изучал сакральные произведения старых мастеров. Последней работой, сделанной художником в Кирилловской церкви, стал “Надгробный плач”. Cтоя пред ней, спустя годы, он скажет: “Вот, в сущности, то, к чему я должен был вернуться”. Также художником были созданы фигуры трех ангелов в главном куполе Софии Киевской. Читатель, оставляю здесь место загадке. Если ты еще не обращал внимания на эту роспись – сделай это в следующий раз. Четыре ангела – четыре времени года. Один – мозаичный, остальные – выписаны под мозаику Врубелем. Попробуй угадать, где – мозаика, а где – кисть Врубеля. В 1887 году художником были созданы также эскизы к росписям Владимирского собора. Однако они настолько выбивались из общего ритма работ других художников, работающих над оформлением храма, что не были утверждены к исполнению. Таким образом, во Владимирском соборе был осуществлен только один проект художника – орнаменты. Прочие эскизы остались в Киеве, и теперь являются украшением коллекции произведений художника. А жемчужина ее – “Девочка на фоне персидского ковра” – была создана в 1886 году. Добрая половина работ художника, хранящихся в киевском музее русского искусства – это зарисовки из альбомов мастера, эскизы, наброски, среди которых – множество сюжетов домашней жизни семьи А.В. Прахова, в чей дом Врубель был постоянно вхож. Богоматерь с Младенцем. Кирилловская церковь. 1884-1885 гг. Михаил Врубель уехал из Киева 1889 году. Но не раз сюда возвращался. Здесь похоронил сына. Здесь думал над своей жизнью. Что еще сказать о нем… Был он добрым, порядочным, кристально чистым и очень несчастным человеком. Константин Коровин назвал его как-то серафимом. Серафим этот знал себе цену, но от этого еще тяжелее переживал свою непризнанность. Был франтом, аккуратистом, аристократом. Был прост с простыми людьми, и терпеть не мог хамов – с ними становился подчеркнутым снобом. Как пророчество звучит его фраза: “Хамство, энергия безвкусного глупца погубят страну”. С детства был очень галантен с девочками, девушками, женщинами. Поэтому девочки обожали с ним играть. Но все, в кого он был влюблен взрослым, кроме жены – были, как правило, предметом платонических чувств. Он был рыцарь и поклонялся дамам сердца. Никогда не был признан. Всегда был гоним. Страдал от этого и болел, потому что был раним. Пока не женился – практически всегда бедствовал, потому что был щедр, а люди часто злоупотребляли его добротой. Его жена, выдающаяся певица Надежда Ивановна Забела, как она сама писала, “деньги у него все отбирала”, и таким образом наладила быт. С женой были самые нежные отношения – она пережила его всего на три года. Девочка на фоне персидского ковра (портрет мани Дахнович). 1886 г. Как художник он был непревзойден. Обладал феноменальной зрительной памятью – мог точно изобразить предмет, или человека, один только раз мельком его увидев. Современники, видевшие его за работой, говорили, что рука у него был “железная” – штриховал и клал мазки четко и твердо. Работы свои не ценил и не копил. Делая зарисовки, редко доводил их до конца. Ощущая, что достиг совершенства на данном участке работы, нередко терял к ней интерес и оставлял неоконченной. К сожалению, до нынешнего дня не утихают неприятные обсуждения душевной болезни Врубеля. Развитие компьютерных технологий лишь усугубило ситуацию – интернет наполняется псевдо-мистическими, «глубокомысленными», нередко – неумными рассуждениями на эту тему. Дабы упредить вопросы и не попасть под обвинения в недомолвках, скажем так. Его болезнь не была ни одержимостью, ни слабоумием. Это было психическое расстройство, связанное с причинами физиологического характера – художник страдал сильными головными болями, а в конце жизни потерял зрение. Как правило, он был способен контролировать себя в периоды обострений, ощущал приближение очередного приступа и сам обращался к врачам. Болезнь была его горем, потому что он хорошо осознавал, что именно с ним происходит. И еще. Заболел он в 1902 году. И не раньше. Его не стало 1 апреля 1910 года. Гроб несли те самые члены Академии художеств, которые в свое время подвергали художника убийственной критике. “Убийственной” – в данном случае не аллегория. Священник над его гробом произнес слова, которые можно считать квинтэссенцией жизни Врубеля: “Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, ибо ты был работником”. Полный список работ, представленных на действующей выставке в Национальном музее русского искусства:
Повернутися назад |